Предмет и метод истории экономической мысли
Предмет истории экономической мысли — это исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов по мере происходящих на разных этапах развития человечества изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере.
Предмет истории экономической мысли во многом определяет ее методы.
1. Метод конкретно-исторического анализа
Познание экономических взглядов невозможно в отрыве от исторических условий, в которых они существовали, т.е. анализируя их, нужно представлять реалии времени, в котором они возникли, уровень развития современных им экономики и научной мысли. Нельзя оценивать значение этих экономических концепций с позиций нынешнего уровня развития экономической науки.
2. Метод сопоставления и сравнительного анализа
В ходе изучения экономических теорий осуществляется сопоставление их методологических основ и трактовок ими важнейших экономических категорий. Изучение экономических концепций позволяет
выявить внутреннюю логику развития экономической науки, обнаружить взаимосвязь и преемственность с идеями других экономистов. Исследователи истории экономической мысли сравнивают также содержащиеся в различных концепциях практические рекомендации и их использование в экономической политике государств.
Цели:
• осмысление закономерностей и особенностей формирования экономической теории;
• углубление и расширение знаний по этой дисциплине;
• знакомство с выдающимися экономистами разных эпох и изучение сформулированных ими концепций;
• эффективное использование полученных знаний в исследовании объективных законов развития мировой и отечественной экономики, в обосновании и реализации хозяйственных решений;
• повышение экономической и общей культуры, расширение кругозора в области общих, специальных и отраслевых экономических наук.
2. Экономическая мысль Древнего мира: общий обзор.
Др.Египет: 20в до н.э. «Поучение Гераклепольского царя своему сыну» в котором говорится о необходимости укрепления вертикали государственного аппарата с целью увеличения сплоченности и верности чиновников центральной власти. А так же там излагается система поощрения и штрафов нерадивых сборщиков налогов.
Др. Вавилон: Свод законов царя Хамураппи 1760г до н.э., согласно кот. деление общества на рабов и владельцев считалось естественным и вечным (ок.300 статей свода). Охрана частной собственности и интересов мелких производителей. Прописывались меры по ограничению долгового рабства и ростовщичества. Большая часть законов освящает вопросы гражданского права.
Др. Китай Труды Конфуция «Гуань-Цзы»– просвещенный патернализм (итал. «патер» - отец). Отношения в идеальном государстве уподобил многосемейной сельской общине, где отец - правитель, старшие братья – чиновники, младшие братья и дети – остальной народ. Взаимоотношения в общине основаны на 2х принципах: 1)власти д.влиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. 2) обязательное изучение мудрости предков и уважение традиций.
Идеологическим врагом Конфуция выступал Шан-Ян. 1)эк.процветание связано с земледелием и войной 2)для объединения страны необходимо отказаться от необходимости следовать местным традициям регионов.3)император имеет право авторитарно издавать новые законы, что привело к уничтожению большинства книг и др.законов.
Др. Индия Архашастра – свод инд.законов 4в.до н.э. Руководство по экономике и политике. 1)введение системы точного счетоводства 2)даны указания по организации переписи населения 3)даны указания о принципах сбора налогов и податей, перечислены меры наказания за уклонение от общественных работ по строительству дорог, мостов, оросительных каналов.
Др.Рим: Катон Цензер и Варрон (2-1 вв. до н.э.). Их работы похожи. Рассматривают эк.модель римской империи как конгломерат специализированных поместий. Взаимодействовать они д.б.путем налаживания экономических отношений. Хоть и называли рабов говорящим орудием, но уже ставили в равенство всех людей перед законом.