Развитие эгоизма как необходимый этап в истории развития человечества
М. Лайтман
В книге «Зоар» сказано, что все духовные миры, как высшие, так и низшие, находятся внутри человека. Однако мы воспринимаем реальность иначе: мы находимся внутри реального мира, а не реальный мир находится внутри нас.
Кроме того, сказано, что вся реальность, все миры созданы только для человека. Но почему человеку недостаточно нашего, материального мира, зачем ему нужны еще и высшие, духовные миры со всем, тем, что находится в них?
Причиной творения является желание Творца насладить свои творения. Поэтому Творец создал в творении желание наслаждаться тем, что Творец хочет ему дать.
Творец находится над временем и пространством и Его желание мгновенно претворяется в действие. Иначе говоря, Его идея и является действием. Поэтому, как только Творец захотел создать творения и дать им наслаждение, Его желание немедленно реализовалось, и в одно мгновение возникли все миры и творения, наполненные всеми теми наслаждениями, которыми Творец желал их насладить. Созданием миров, постепенно нисходящих вплоть до нашего мира, Творец максимально отдалил нас от Себя, так что теперь Творение находится на самом нижнем уровне.
Для этого Творец создал ступени миров, и души людей (творения) сначала спускаются по этой лестнице вниз, отделяясь и отдаляясь от Сущности Творца, достигая самой нижней ступени (формы) желания насладиться. А затем, изучая каббалу, методику духовного возвышения, души самостоятельно поднимаются по этой же лестнице вверх, возвращаясь к Творцу.
Душа состоит из желания и наслаждения (сосуда и наполнения, света). Изначально свет души исходит из Сущности Творца и создает желание насладиться собой. Поэтому сосуд-желание в точности соответствует наслаждению-свету, который должен его наполнить. Итак, душа – это желание, а его наполнение, свет - это часть Творца.
Желание-сосуд создается из ничего, т.е. его не существовало до решения Творца создать творение. Так как Творец пожелал насладить творение (душу, желание, сосуд) совершенно, под стать Себе, Он создал творение в огромном желании, согласно тому наслаждению (свету), которое Он задумал дать творениям.
В духовных мирах нет физических тел. Духовный мир – это мир желаний - сил, не облаченных в какую-либо материю. Словами «материя» и «тело» в духовных мирах называется желание.
Поэтому, если у двух духовных объектов существует одно и то же желание, то они, вследствие сходства желаний (подобия свойств), сливаются в одно, ведь нет ничего, чтобы разделяло их. И наоборот, если у двух духовных объектов желания различны, то они отделены друг от друга в мере различия в их желаниях.
Любой духовный объект состоит из одинакового набора желаний, а отличие между ними только в различном сочетании этих желаний. В мере различия между желаниями два духовных объекта могут быть:
· полярно удалены друг от друга – если все их желания противоположны;
· удалены друг от друга – в мере несхожести желаний;
· слиты - тождественностью желаний.
Мы не можем постичь Сущность Творца, Его самого, однако можем постичь и раскрыть Его отношение к нам – по исследованию Его действий относительно нас. По действиям Творца, мы даем Ему то или иное определение. Каббалисты, постигшие полное отношение Творца к нам, дали Ему имя «Добр, творящий добро».
Чтобы предоставить возможность человеку самому, своими усилиями и свободным выбором достичь Совершенства, Творец скрыл Себя (исходящий от Него свет), и постепенным сокращением света создались миры, как оболочки, скрывающие Творца. Постепенно раскрывая миры, человек проходит сквозь них и достигает Творца. Мы находимся за самым внешним миром Асия в состоянии полного скрытия Творца от нас. Такое состояние называется «Этот мир».
Раскрытие миров происходит в ощущении человека, как бы тьма расступается перед ним. Раскрытие происходит в мере подобия человека миру, т.е. в той мере, в которой человек исправляет свой эгоизм, тьма миров расступается, и миры освещаются, человек начинает ощущать систему управления, отношения к себе Творца.
Превращение первозданного эгоизма в духовное свойство – альтруизм - происходит под воздействием особого света, нисходящего от Творца к человеку. Этот свет нисходит к человеку и исправляет его только тогда и в той мере, в которой человек сам просит об этом. Только достигнув подобия Творцу, человек начинает ощущать Творца, постигает бесконечное по объему и вечное наслаждение.
Мы еще вернемся к описанию системы устройства духовных миров, а пока, получив уже некоторое представление о замысле творения, параллельно с этой картиной, проследим, как происходит развитие человека непосредственно в нашем мире, каким образом развивается человечество на своем пути к высшему и совершенному состоянию, уготованному ему Творцом.
Вся наша история началась с появлением человека и с появлением в человеке эгоистического желания наслаждаться. На первом этапе это было желание нулевой степени [толщины, глубины]. Это очень маленькое желание – в нем человек ощущает импульс всего-навсего к телесным наслаждениям, таким, которые есть и у животного: семья, секс, еда, кров, тепло. В таком желании человечество развивалось в течение тысяч лет.
Затем, чем более эгоистическим становилось желание наслаждаться, период времени, в который оно реализовывалось и сменялось другим, соответственно его величине, сокращался. И в нашей жизни мы наблюдаем, как с огромной скоростью все меняется, в то время как сотню лет назад на такие же изменения требовалось бы в десятки раз больше времени.
Человек начал развиваться от своих телесных желаний к более сильным, он начал проходить этапы желания к богатству, почестям, власти и знаниям, пока не достиг желания к высшему - развития эгоизма последней стадии. Итак, желания
· телесные,
· богатства,
· почести, власти,
· знания,
· высшего
сменяют друг друга на протяжении всего развития человечества.
И вот сегодня человечество проходит этап, о котором каббалисты говорят с самого начала зарождения науки каббала (примерно с 18 века до н.э.), что с 1995 года и далее в человечестве возникает внутренний позыв к высшему наполнению, знанию, поскольку человек, в основном, уже исчерпал все свои предыдущие желания, в своих последовательных кругооборотах жизней он прошел все периоды развития своего эгоизма, и, в общем, хотя в нем и существуют в смешении все предыдущие желания, все таки желание к высшему превалирует над всеми остальными: человек начинает ощущать, что не получает удовлетворения от наполнения всеми остальными наслаждениями.
В книге «Зоар» сказано, что человечество в конце своего развития придет к решению, что высший мир – это и есть та область, где мы должны существовать. Почему же раньше мы не могли прийти к этому решению, а только сейчас начинаем ощущать такое желание? Такая возможность развиваться, начиная с начального эгоистического желания, была еще задолго до написания книги «Зоар», в эпоху древних философов – в 10-8 вв. до н.э. и далее. Но по ряду причин наука каббала не смогла показать древним народам необходимость исправления эгоизма в каждый момент его роста.
Также и философы древности – хотя и изучали науку каббала, но не приняли ее как метод практического исправления природы человека, и мир продолжал развиваться только силой своего неисправленного эгоистического желания. И в самой книге «Зоар» уже было явно сказано, что эта книга скрывается от человечества до конца XX века, когда человеческий эгоизм достигнет такого развития, что человек убедится в его зле для себя. Но с другой стороны, человек не найдет в нашем мире ничего, чтобы наполнило его эгоизм. Оба эти ощущения вынудят человека прислушаться к советам науки каббала.
Желание получить наслаждение составляет всю нашу суть. Оно называется «душа». Как она наполняется? Через пять «отверстий» тела – через пять органов чувств:
· зрение,
· слух,
· обоняние,
· вкус,
· осязание.
Желание получить наслаждение ощущает пять видов наполнения.
Через пять «отверстий» в своем теле человек получает извне информацию и далее, с помощью разума, памяти и аналитических систем мозга, абсорбирует ее, в соответствии со своим воспитанием, характером, настроением, сиюминутным желанием и многими другими человеческими особенностями, а затем наслаждается или страдает и, соответственно, приближает или отталкивает ее от себя.
Все исследования внешнего, того, что находится вне человека, сосредотачиваются внутри человека. Выйти и ощущать вне себя человек не способен. Мы способны только расширить диапазоны наших природных органов ощущений, повышая их чувствительность и ширину восприятия: вместо зрения использовать микроскоп и телескоп, вместо слуха – радар, и т.д.
Хотя все в мире меняется, не меняются мои пять органов чувств. Сколько бы приборов мы ни конструировали, сколько бы ни узнавали о своем теле, мы познаем лишь наши реакции на нечто, находящееся вне нас. И вот, в конце 20-го столетия, ученые пришли к выводу, что данная система познания миров оказалась исчерпанной. Познавая только внутри себя, а не извне, свои реакции на нечто внешнее, человек не в состоянии достигнуть контроля над реальностью, над своим существованием.
Естественные науки учат нас, что каждая клетка или целый организм, чтобы жить, существовать, развиваться, обязаны находиться в равновесии с окружающей средой. Их внутренние свойства должны быть сбалансированы с окружением. Они обязаны соответствовать принципу гомеостазиса. В той мере, в которой равновесие не соблюдается, организм испытывает дискомфорт, вплоть до смерти.
Из этого принципа нам становится ясно, что овладение знаниями внешнего, не в наших телесных ощущениях, а таким, каков он вне нас, даст нам возможность полностью ему соответствовать и, таким образом, достичь самого наилучшего состояния.
Отсюда также понятна логика в развитии желания: почему желание к знаниям самое большое среди земных желаний и предшествует желанию к высшему – поскольку приводит к желанию познания высшего мира, показывая человеку, что иначе выжить невозможно. Ведь знание природы и законов высшего мира, его функционирования, позволит человечеству познакомиться с воздействующими на нас силами природы, о которых мы сегодня ничего не знаем. И если мы сможем войти с ними в гомеостазис, мы обретем наилучшую форму существования человечества.
Как одно из самых важных следствий получения высшей информации можно указать на исчезновение понятия времени, а как следствие – абсолютное знание будущего, настолько, что оно становится очевидным, как настоящее, то есть мы полностью управляем своей судьбой. Наука сегодня понимает необходимость выйти за пределы пяти органов чувств, но не имеет методики такой инверсии.
Вплоть до середины прошлого столетия ньютоновская наука отвечала за формирование весьма ограниченного взгляда у людей, и за ограниченное раскрытие их потенциальных возможностей. В течение более чем двух столетий ньютоновской точкой зрения диктовались критерии приемлемости и неприемлемости переживания реальности. В соответствии с этим, «нормально функционирующим» человеком считается тот, кто способен точно отражать описанный ньютоновской наукой объективный внешний мир. Согласно этой точке зрения, наши ментальные функции ограничиваются восприятием информации через органы чувств, ее хранением в наших «ментальных банках данных», а затем, возможно, перетасовкой сенсорных показаний с целью создания чего-то нового. Любое значительное отклонение от такого восприятия «объективной реальности», по сути дела, общепринятой реальности, было бы определено как продукт бурного воображения или расстройства психической деятельности.
Однако физики постепенно приходили к выводу, что природа – вероятностный мир, и в ней господствует закономерный выбор возможностей, а не принудительный фатализм. Открытие решающе важного закона механики микромира – соотношения неопределенностей. «Открылся закон, никем и никогда не предвиденный: на наши вопросы о движении в глубинах материи точных ответов у природы нет! Так, например, всегда дают знать о себе неопределенности в координатах и скоростях электронов, летящих вокруг атомного ядра. И эти неопределенности неустранимы: когда при измерении убывает, скажем, неточность в расположении электрона – убывает благодаря искусству экспериментатора, – в это же время обязательно возрастает неточность в измерении скорости. И свести на «нет» к нулю эти неточности никакими ухищрениями нельзя. А потому о классических однозначных законах – ньютоновских законах механики, там и речи не может быть». Без понимания природы как вероятностного мира, не было бы у нас ни атомной энергетики, ни современного телевизора, ни космической техники.
По мере развития исследований сверхмалого и сверхбольшого – субатомных сфер микромира и астрофизических сфер макромира – физики вскоре поняли, что в некоторых из основных ньютоновских принципах имеются серьезные ограничения и недостатки. В середине XX века оказалось, что атомы, которые ньютоновские физики сочли однажды неразрушимыми элементарными строительными блоками материального мира – на самом деле состоят из еще более мелких элементарных частиц – протонов, нейтронов и электронов. В более поздних исследованиях выявились буквально сотни субатомных частиц.
Новообнаруженные субатомные частицы продемонстрировали странное поведение, которое поставило под сомнение ньютоновские принципы. В одних экспериментах они вели себя как материальные частицы, а в других проявляли волновые свойства. Это явление стало известно как «квантово-волновой парадокс». На субатомном уровне наши старые определения материи были заменены статистическими вероятностями, описывающими их «тенденцию существовать», и, в конечном счете, эти старые определения материи растворились в так называемом «динамическом вакууме». Это исследование микромира вскоре открыло тот факт, что Вселенная в своей каждодневной жизни, которую мы видим состоящей из плотных дискретных объектов, в действительности является сложной сетью, объединяющей события и отношения. В этом новом контексте сознание не только пассивно отражает объективный материальный мир, но и играет активную роль в сотворении самой реальности.
В исследовании учеными астрофизической сферы обнаруживаются столь же поразительные откровения. Например, в теории относительности Эйнштейна пространство не трехмерно и время не линейно, они существуют нераздельно и скорее объединены в четырехмерный континуум, известный как «пространство – время». В таком взгляде на Вселенную то, что мы воспринимали некогда как границы между объектами и различие между материей и пустым пространством, ничем новым не заменяется.
Напротив, вся Вселенная, состоящая из дискретных объектов и пустых промежутков между ними, рассматривается как единое протяженное поле переменной плотности. С точки зрения современной физики материя и энергия превращаются одно в другое. Согласно этому новому мировоззрению сознание считается неотъемлемой частью вселенской канвы и, разумеется, не ограничивается деятельностью нашего мозга. По этому поводу британский астроном Джеймс Джинс несколько десятилетий назад сказал, что Вселенная современного физика намного больше походит на великую мысль, чем на сверхгигантскую машину.
Итак, теперь мы имеем Вселенную, являющуюся не скоплением ньютоновских объектов, а бесконечно сложной системой вибрирующих явлений. Эти вибрирующие системы обладают такими свойствами и возможностями, которые ньютоновской науке даже не снились.
Традиционная наука полагала, что органическая материя и жизнь возникли из химического ила первозданного океана лишь благодаря случайному взаимодействию атомов и молекул. Аналогичным образом утверждалось, что материя была организована в живые клетки, а клетки – в сложные многоклеточные организмы с центральной нервной системой лишь благодаря случаю и «естественному отбору». Так или иначе, но наряду с этими объяснениями предположение, что сознание является побочным продуктом материального процесса, происходящего в мозге, стало одним из важных метафизических догматов современного мировоззрения.
Для иллюстрации смехотворности подобных взглядов С. Гроф использует следующий образ. Представим себе, что на пустыре валяется мусор, железо, картон и разные другие предметы. Начинается ураган. Он поднимает в воздух все эти предметы. Когда же ураган стихает, на свалке оказывается БОИНГ-745. Это стихия ветра так удачно соединила возможные «продукты свалки».
Исследования великого английского физика Д. Бома в области физики опровергают традиционное описание бытия как мозаики разъединенных элементов. Мир в его экспертизе оказывается целостной и неделимой реальностью, подобной каббалистическим описаниям. В этой констатации нет ничего удивительного. Бом считает ограниченной и не завершенной любую теорию космоса, если она не включает в себя сознание как существенный ингредиент бытия. Скажем, еще откровеннее: Бом, как и многие другие физики, склоняется к мысли, что Вселенная сама похожа на какой-то всепроникающий разум.
Квантовая теория возрождает каббалистическое воззрение о том, что Вселенная – это множество миров. Космос, можно полагать, определенным образом закодирован в каждой клетке.
На сегодня наука открывает для себя четвертую стадию своего подхода к исследованию окружающего: высшее восприятие объекта основано на факте неизменяемости всего мироздания, единства Причины и Цели, единственности свойства Высшей силы – добра и отдачи. Все изменения происходят только в самом наблюдателе, в его свойстве получение-отдача относительно единственного свойства отдачи Высшей силы. Только сравнение этих свойств и порождает в создании ощущение себя, своего существования, окружающего мира. То есть восприятие мироздания строится из сочетания в человеке воздействия на него:
· неизменного закона абсолютной отдачи;
· постоянно изменяющегося к подобию Высшей силе творения.
Отсюда также следует вывод, что Высшая сила, совершенная во всем, создала человека в подобающем ей великолепии, в равновесии со своими свойствами, ведь если она совершенна, то не в состоянии сотворить несовершенное. Поэтому разум обязывает нас понять и принять обратное наблюдаемому, и решить, что мы действительно совершенные, великие, вечные, величественные создания, под стать создавшей нас высшей силе.
И более того, все великие свойства обязаны проявиться именно из наших низменных и ничтожных сегодняшних свойств, а потому необходимо смотреть в конец действия, и, только исходя из него, мы сможем постичь весь замысел нашего сотворения.
Каббала придерживается четвёртого подхода: действительности вне наблюдателя нет! Вне человека есть лишь так называемый «Высший свет» – некая Высшая сила. Этот свет един, единственен, однороден – в нём ничего нет, а всё, что воспринимается человеком, является следствием реакции его свойств на внешнее неизменное воздействие. Изменяя свои свойства, человек ощущает меняющееся окружающее, хотя все изменения происходят только в нем. То есть реальность – лишь копия внутренних свойств человека.
Если человек уподобляется по свойству отдачи внешней Высшей силе, он ощущает себя вне ограничений своих желаний, независимым от жизни и смерти тела, от места, времени, движения. Наука проявляет готовность и желание принять такой подход. Поэтому именно в такое время проявляется забытая веками наука каббала.
Наука каббала предлагает не заниматься земными свойствами человека, потому что прямым обращением к ним их невозможно исправить, хотя именно отличие наших свойств от высших вызывает в нас ощущение страданий.
Каббала предлагает: если человек желает достичь совершенного существования, он должен скопировать в себя Высший Закон отдачи, чтобы внешний и внутренний законы стали тождественны.
Исторически, по мере нашего развития, то есть увеличения уровня эгоистического желания с нулевой и до четвертой стадии его развития, мы всё больше противостоим Высшему Закону отдачи. Пока мы находимся на нулевом, первом, втором уровнях эгоизма, мы еще не до конца противоположны ему. Но, достигая третьей и четвертой стадии развития эгоизма, как это происходит в наше время, мы входим в полную противоположность с Высшей силой и претерпеваем большие страдания, чем в прошлом, причем страдания более высокого порядка – депрессии, дезориентацию, растерянность, страх уничтожения.
Эта противоположность Высшей силе сказывается во всех областях жизни человека и общества: распад семьи, наркотики и алкоголизм, депрессии, отсутствие методик воспитания, дезориентация в экономике, политике – мы находимся на высоком уровне развития, соответствующем четвёртому этапу развития эгоизма и вступаем в сильное противоречие с окружающим Высшим светом. Выходит, что само развитие приводит нас к ситуации, в которой нам необходимо начать менять не своё восприятие действительности внутри себя, а самих себя относительно внешней действительности.
В своих статьях современные ученые отмечают такое же тупиковое состояние во всех областях науки. В такое время, как сказано в книге «Зоар», возникнет необходимость в науке каббала, которая должна будет стать общей наукой всего человечества, поскольку позволит достичь равновесия с Высшей силой – подобия ей.
Наука каббала предоставляет человеку возможность познакомиться с одним, общим, единым законом всего мироздания, в котором как составляющие существуют все остальные законы. Можно назвать его «законом единого поля», в котором мы пребываем, под действием которого находится вся материя, – этот закон и называется Высшей силой. Именно он вынуждает нас своим давлением сравняться с ним.
Отождествление, сравнение свойств с Высшей силой – Общим Законом мироздания, происходит постепенно, ступень за ступенью. Поэтапное, ступенчатое сравнение свойств человека со свойством отдачи Общего Закона называется подъемом по ступеням миров Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон, Бесконечности, когда в итоге мы приходим к полному подобию этому Закону, называемому в каббале «Творец».
В этом возвышении есть 125 ступеней: 5 миров, по 5 парцуфим, по 5 сфирот – итого 125 ступеней сравнения свойств человека со свойством Абсолютного альтруизма – отдачи Творца. Каждый мир является следствием другого. Сигналы исходят из высшего мира, проходят через более низкие миры и ослабляют сигнал от высшего мира до такой степени, что могут уже ощущаться нами, находящимися в самом низшем мире. Все миры построены по общей схеме. Все, что есть в нашем мире: любой атом, клетка, организм – имеет корень, свой прообраз в духовных мирах.
Хотя в высших мирах нет материальных объектов, а только силы, рождающие объекты нашего мира и наши ощущения, но эти силы, корни того, что есть в нашем мире, мы можем называть именами ветвей, которые эти силы рождают в нашем мире. Существует четкая определенная связь между силой высшего мира (причиной, корнем) и ее следствием (ветвью) в нашем мире. Поэтому любому высшему корню мы можем дать название его ветви в нашем мире. Это и есть «язык ветвей», на котором написаны каббалистические книги.
Каббалисты, постигая духовные миры, могут дойти до очень высокого уровня, ощутить сам Источник, получить истинную, первейшую информацию, которая говорит о том, что все пять миров и наш мир порождены с определенной целью: чтобы человек в нашем мире развил в себе дополнительный орган чувств и поднялся до ощущения в себе всех пяти миров, чтобы он жил одновременно во всех мирах, не покидая своего тела. И пока человек не достигнет этого состояния, он должен будет заново рождаться, нисходить в наш мир.