Понятие и классификация административно-правовых режимов

В самой общей форме понятие «правовой режим» определяется как порядок регулирования, комплекс правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих разрешений, запретов, а также позитивных обязательств, который создает особую направленность регулирования.

Каждой отрасли права присущ свой специфический режим регулирования, чем и обусловливается юридическая особенность определенной отрасли.

Своеобразие административно-правового режима проявляется в особом порядке возникновения и формирования содержания прав и обязанностей участников административно-правовых отношений и их осуществления, наличии специфических санкций, особых способах их реализации, а также в действии единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность правовых норм.

Административно-правовой режим – это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, оказывается в централизованном порядке, императивном методе правового влияния и юридическом неравенстве субъектов правоотношений.

К числу основных элементов административно-правового режима относятся:

1) метод правового регулирования, который в административном праве основывается на централизованном способе и императивном типе регулирования и выражается в юридическом неравенстве субъектов правоотношений;

2) особые административно-правовые средства установления и формы возникновения прав и обязанностей, способов юридического воздействия, защиты прав, процедурно-процессуальные формы и т.п., к которым следует отнести акты, жалобы, служебную или функциональную подчиненность, контроль или надзор, административное принуждение, протоколы, постановления, ходатайство, административную ответственность и др .;

3) принципы, общие положения административного права, такие как участие граждан в управлении государственными делами, обеспечение и защита прав и свобод человека, интересов государства; осуществление органами власти своих полномочий в пределах, установлених Конституцией и в соответствии с законами Украины; подотчетность, подконтрольность, ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц перед обществом за свою деятельность и тому подобное;

4) особенность административного законодательства, которое характеризуется наличием большого количества правовых норм, регулирующих значительный объем разнообразных социальных отношений, связанных с государственным управлением;

5) установление наряду с общеотраслевым правовым режимом внутриотраслевых правовых режимов: режима секретности, таможенного режима, режима государственной границы, режима свободных экономических зон, режима осуществления определенных видов предпринимательской деятельности, паспортного режима.

Административно-правовые режимы обеспечивают функционирование не только отраслевых институтов административного права, таких как государственная служба, административная ответственность, но и многих институтов других отраслей или межотраслевых институтов, например, права собственности, предпринимательства и тому подобное.

Правовые режимы классифицируют по масштабу свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав; глубиной изменений в конституционном статусе граждан и организаций; времени и территории их действия; отдельными объектами; видами деятельности и др.

По масштабу свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав выделяют льготные и ограничивающие режимы. Первые предоставляют гражданам и организациям дополнительные права и свободы или льготы при осуществлении ими определенных прав или свобод, например, льготы для участников боевых действий. Вторые, наоборот, вводят особые правила использования гражданами и организациями своих прав и свобод или устанавливают запрет на осуществление ими определенных прав и свобод, например, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности.

По глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций различают обычные и чрезвычайные режимы. Первые не изменяют конституционный статус граждан и организаций; вторые существенно ограничивают их права и свободы, вводят особый порядок осуществления отдельных видов конституционных прав и свобод.

По времени действия выделяют постоянные (паспортный режим) или кратковременные, ситуационные (чрезвычайное положение) режимы.

По территории действия различают режимы, действуют на всей территории Украины или в отдельных ее регионах или местностях (режим пограничной зоны).

По отдельным объектам выделяют режимы заповедников, огнестрельного оружия, ядовитых веществ.

По видам деятельности различают режимы оперативно-розыскной деятельности, отдельных видов предпринимательской деятельности и др.

Основы правовых режимов устанавливают законы Украины «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы» от 27 февраля 1991, «Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон» от 13 октября 1992, « о правовом режиме чрезвычайного положения »от 16 марта 2000, «о государственной границе Украины» от 4 ноября 1991,« об исключительной (морской) экономической зоне Украины »от 16 мая 1995 и подзаконные правовые акты, например, постановление Кабинета Министров Украины «О пограничной полосе» от 12 мая 1994 и др.

По юридической природе среди правовых актов, регулирующих правовые режимы, выделяют правоустанавливающие, которые содержат первичные «режимные» нормы, и правоприменительные акты. Например, на основании ст. 106 Конституции и Закона «О правовом режиме чрезвычайного положения» Президент Украины принимает решение о введении режима чрезвычайного положения, в котором устанавливает определенные правила, а местный орган исполнительной власти (областная государственная администрация), руководствуясь этим актом, устанавливает комендантский час.

В создании и осуществлении административно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, важное значение имеют организационная и материально-техническая подсистемы. Организационная подсистема обслуживает деятельность органов исполнительной власти (их должностных лиц), которые должны обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и юридических лиц обязанностей.

Организационная инфраструктура обеспечивает реализацию установленных режимных правил. Это специальные режимные органы, которые образуются с учетом содержания и особенностей того или иного административно-правового режима (пограничные войска, таможенные органы, временные администрации и т.д.) и комплектуются специально подготовленным личным составом, обеспечиваются необходимыми финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Все специальные административно-правовые режимы имеют две взаимосвязанные стороны: содержательную и формальную. Содержательную сторону составляют причины и цель введения режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ними действия. Формальная (юридическая) сторона содержит такие элементы: кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим; процедура его введения, осуществления, отмены; система «режимных» обязанностей и прав. Большинство специальных режимов, как правило, ограничивают права граждан. Однако такие ограничения не должны быть чрезмерными и должны устанавливаться только законами. В Конституции Украины закреплено, что исключительно законами государства определяют правовые режимы собственности, государственной границы, военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации и другие виды специальных правовых режимов.

Наши рекомендации