Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, а также написание индивидуальных проектов.
Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, дебатов, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.
III СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы и их аннотации
№№ | Тема | Содержание темы аннотация | |
Тема 1. Понятие о статистике. Статистическое наблюдение. | Статистика как общественная наука; предмет, методология и задачи статистики; понятие статистической закономерности; организационные основы статистических исследований, основные определения. Статистическое наблюдение, его план, программа, формы, виды и способы статистического наблюдения, объект наблюдения, ошибки наблюдения. Контроль за результатами наблюдений. | ||
2. | Тема 2. Статистическая сводка и группировка. | Статистическая сводка и группировка, виды группировок, группировочный признак, ряды распределения. Техника выполнения группировки с одинаковыми интервалами. Статистические таблицы и графики. | |
3. | Тема 3. Статистические показатели. | Статистические показатели, система статистических показателей и их классификация. Абсолютные и относительные величины. Средние величины, виды средних арифметических величин, методика их расчета. Свойства средней арифметической. Средние величины в рядах распределения (средняя арифметическая, мода, медиана). Показатели вариации, размах, линейные и среднеквадратические отклонения, дисперсия, свойства дисперсии, коэффициенты вариации. | |
4. | Тема 4. Выборочное наблюдение. | Выборочное наблюдение, методика организации выборочного наблюдения, способы отбора единиц в выборку, средняя и предельная ошибки для повторной и бесповторной выборки, определение необходимого объема выборки. Малая выборка, статистическая проверка гипотез. | |
5. | Тема 5. Корреляционные связи. | Изучение взаимосвязей статистических показателей, понятие о корреляционной связи, методы выявления парной корреляционной взаимосвязи. Измерение степени тесноты корреляционной связи. Линейный коэффициент корреляции, эмпирическое корреляционное отношение. Параметрические показатели степени тесноты связи. Определение параметров уравнения линейной регрессии | |
6. | Тема 6. Ряды динамики. | Ряды динамики, виды рядов динамики и задачи, решаемые с помощью их анализа. Система показателей динамики (уровни, абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста и прироста), цепные, базисные и средние значения показателей динамики. Выравнивание рядов динамики, выявление и характеристика основной тенденции развития. Колебания в рядах динамики и изучение сезонной неравномерности. | |
7. | Тема 7. Индексы. | Индексы, общие понятия, обобщенные и индивидуальные индексы, индексы стоимости, физического объема, цен и другие. Индексы Ласпейреса и Пааше, выражение обобщенных индексов через индивидуальные. Индексы переменного состава (средних цен), фиксированного состава и индексы структурных сдвигов. | |
8. | Тема 8. Статистика национального богатства. | Понятие национального богатства. Оценка элементов национального богатства. Связь элементов национального богатства с показателями СНС. Совершенствование статистики национального богатства. Статистика основных фондов. Переоценка основных фондов. Амортизация основных фондов. Балансы основных фондов. Показатели движения, состояния и использования основных фондов. | |
9. | Тема 9. Статистика инвестиций. | Экономическая сущность инвестиций. Группировка инвестиций. Доходность инвестиций. Источники статистической информации об инвестициях. | |
10. | Тема 10. Статистика населения. | Задачи и источники данных статистики населения. Изучение численности и состава населения. Анализ демографических процессов и их прогноз. | |
6. | Тема 11. Статистика труда. | Статистика доходов и расходов населения. Статистика структуры и уровня доходов населения. Статистика расходов населения. Измерение неравенства населения. | |
7. | Тема 12. Статистика доходов и расходов населения. | Статистика структуры и уровня доходов населения. Статистика расходов населения. Измерение неравенства населения. | |
8. | Тема 13. Статистика цен. | Сущность цены в условиях рыночной экономики и задачи статистики. Статистическое наблюдение за ценами. Система показателей статистики цен. Индексы цен в социально-экономическом анализе. Индекс потребительских цен. Система индексов цен производителей. | |
9. | Тема 14. Статистическое изучение инфляции. | Сущность инфляции и инфляционных процессов. Система статистических показателей инфляции. | |
7. | Тема 15. Макроэкономические показатели и Система национальных счетов. | Система национальных счетов (СНС) – инструмент наблюдения за рыночной экономикой. Методологические основы СНС России. СНС России как система макроэкономических показателей. Методы определения валового внутреннего продукта. |
При изучении дисциплины «Статистика» используются различные методы организации учебного процесса:
1. Лекционные занятия:
- обзорные лекции;
- проблемные лекции.
2. Активные формы занятий:
- коллективная постановка проблемных задач;
- анализ критических ситуаций.
3. Интерактивные формы занятий:
Тестовые задания.