Образовательные технологии. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса предусмотрены не только традиционные лекционные и практические занятия, но и интерактивные занятия в форме занятий по критическому мышлению, а также написание индивидуальных проектов.

Кроме того, контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в интерактивной форме проблемного коллоквиума, дебатов, позволяет актуализировать процессы самообучения и взаимообучения.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 30% аудиторных занятий.

III СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы и их аннотации

№№ Тема Содержание темы аннотация  
  Тема 1. Понятие о статистике. Статистическое наблюдение. Статистика как общественная наука; предмет, методология и задачи статистики; понятие статистической закономерности; организационные основы статистических исследований, основные определения. Статистическое наблюдение, его план, программа, формы, виды и способы статистического наблюдения, объект наблюдения, ошибки наблюдения. Контроль за результатами наблюдений.    
2. Тема 2. Статистическая сводка и группировка. Статистическая сводка и группировка, виды группировок, группировочный признак, ряды распределения. Техника выполнения группировки с одинаковыми интервалами. Статистические таблицы и графики.  
3. Тема 3. Статистические показатели. Статистические показатели, система статистических показателей и их классификация. Абсолютные и относительные величины. Средние величины, виды средних арифметических величин, методика их расчета. Свойства средней арифметической. Средние величины в рядах распределения (средняя арифметическая, мода, медиана). Показатели вариации, размах, линейные и среднеквадратические отклонения, дисперсия, свойства дисперсии, коэффициенты вариации.  
4. Тема 4. Выборочное наблюдение. Выборочное наблюдение, методика организации выборочного наблюдения, способы отбора единиц в выборку, средняя и предельная ошибки для повторной и бесповторной выборки, определение необходимого объема выборки. Малая выборка, статистическая проверка гипотез.  
5. Тема 5. Корреляционные связи.   Изучение взаимосвязей статистических показателей, понятие о корреляционной связи, методы выявления парной корреляционной взаимосвязи. Измерение степени тесноты корреляционной связи. Линейный коэффициент корреляции, эмпирическое корреляционное отношение. Параметрические показатели степени тесноты связи. Определение параметров уравнения линейной регрессии    
6. Тема 6. Ряды динамики. Ряды динамики, виды рядов динамики и задачи, решаемые с помощью их анализа. Система показателей динамики (уровни, абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста и прироста), цепные, базисные и средние значения показателей динамики. Выравнивание рядов динамики, выявление и характеристика основной тенденции развития. Колебания в рядах динамики и изучение сезонной неравномерности.  
7. Тема 7. Индексы. Индексы, общие понятия, обобщенные и индивидуальные индексы, индексы стоимости, физического объема, цен и другие. Индексы Ласпейреса и Пааше, выражение обобщенных индексов через индивидуальные. Индексы переменного состава (средних цен), фиксированного состава и индексы структурных сдвигов.  
8. Тема 8. Статистика национального богатства. Понятие национального богатства. Оценка элементов национального богатства. Связь элементов национального богатства с показателями СНС. Совершенствование статистики национального богатства. Статистика основных фондов. Переоценка основных фондов. Амортизация основных фондов. Балансы основных фондов. Показатели движения, состояния и использования основных фондов.
9. Тема 9. Статистика инвестиций. Экономическая сущность инвестиций. Группировка инвестиций. Доходность инвестиций. Источники статистической информации об инвестициях.      
10. Тема 10. Статистика населения. Задачи и источники данных статистики населения. Изучение численности и состава населения. Анализ демографических процессов и их прогноз.    
6. Тема 11. Статистика труда. Статистика доходов и расходов населения. Статистика структуры и уровня доходов населения. Статистика расходов населения. Измерение неравенства населения.    
7. Тема 12. Статистика доходов и расходов населения. Статистика структуры и уровня доходов населения. Статистика расходов населения. Измерение неравенства населения.    
8. Тема 13. Статистика цен. Сущность цены в условиях рыночной экономики и задачи статистики. Статистическое наблюдение за ценами. Система показателей статистики цен. Индексы цен в социально-экономическом анализе. Индекс потребительских цен. Система индексов цен производителей.    
9. Тема 14. Статистическое изучение инфляции. Сущность инфляции и инфляционных процессов. Система статистических показателей инфляции.      
7. Тема 15. Макроэкономические показатели и Система национальных счетов.   Система национальных счетов (СНС) – инструмент наблюдения за рыночной экономикой. Методологические основы СНС России. СНС России как система макроэкономических показателей. Методы определения валового внутреннего продукта.  

При изучении дисциплины «Статистика» используются различные методы организации учебного процесса:

1. Лекционные занятия:

- обзорные лекции;

- проблемные лекции.

2. Активные формы занятий:

- коллективная постановка проблемных задач;

- анализ критических ситуаций.

3. Интерактивные формы занятий:

Тестовые задания.

Наши рекомендации