ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ. Факультет менеджмента
Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента
УТВЕРЖДЕНО
Научно-методическим
советом академии
«___» _________ 2009 г.
Протокол № ___
Елизаров А.В.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению курсовой работы
по дисциплине «Менеджмент»
для студентов специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры
менеджмента
«___» ___________ 2009 г.
Протокол № __
Заведующий кафедрой
________ Ж.Д. Дармилова
Краснодар – 2009
Составитель: кандидат экономических наук, профессор А.В. Елизаров, заслуженный машиностроитель РСФСР
Рецензенты:
Гребенникова Вера Александровна – кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа и статистики Кубанского государственного университета
Черникова Алина Геннадиевна – кандидат экономических наук, зав. кафедрой экономики нефтегазовой промышленности и управления персоналом Академии маркетинга и социально-информационных технологий – ИМСИТ (г. Краснодар)
Методические указания одобрены на заседании НМС академии
«___»______________2009 г., протокол №__
Председатель НМС_____________________
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» разработаны в полном соответствии с Государственным стандартом РФ по указанной специальности, содержат общие положения, порядок получения задания на курсовую работу, ее представления и защиты, структуру, общие требования к работе, схему выполнения курсовой работы, содержание разделов, тематику курсовой работы, список рекомендуемых источников и литературы.
1 ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Цель выполнения курсовой работы — закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение умения анализа организационных структур управления предприятием, распределения функций и полномочий, практических расчетов потребности рабочих, руководителей и специалистов, проектирование организации труда в управлении.
Курсовая работа является самостоятельной работой студента, который на основе изучения литературы, анализа фактических материалов предприятия и соответствующих расчетов разрабатывает предложения по совершенствованию организации управления. По решению кафедры в состав курсовой работы может быть включен специальный вопрос с элементами научного исследования.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ, ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ
Перечень тем курсовых работ приведен в Приложении 3.
Студенты, имеющие договора с предприятиями, должны получить исходные данные на этих предприятиях согласно приложению, а вопросы, не требующие материалов с предприятий, разрабатываются по вариантам по согласованию с преподавателем. Студенты, не имеющие доступа к информации предприятий, по решению кафедры получают исходные данные у руководителя курсовой работы. Руководитель курсовой работы определяет сроки выполнения отдельных частей курсовой работы и время консультаций.
Выполненную и соответствующую требованиям работу руководитель допускает к защите.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Работа выполняется на стандартном листе белой бумаги формата А4. Объем работы – 30-40 страниц рукописного текста. На первоисточники, цитируемые в работе, даются ссылки с указанием номера источника по библиографическому списку. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых. Например, допускаются сокращения, употребляемые при указании написанных цифрами сумм: тыс. — тысяча; млн — миллион; руб. — рубль.
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок, который следует помещать на уровне слова "Таблица". Слово «таблица» и соответствующий ей номер пишут слева перед заголовком таблицы. Все таблицы нумеруют в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы сквозной, либо состоит из номера раздела и номера таблицы, разделенных точкой: например: Таблица 2, 3. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут сокращенно, например «...см. табл. 2.3».
Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы и т. д.) обозначаются словом «Рис.». Наименование иллюстрации помещают под ней. Номер иллюстрации — слева наименования. При написании текста оставляют поля: левое - не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, нижнее – не менее 20 мм и верхнее – не менее 15 мм. Страницы нумеруют арабскими цифрами (по середине без точки в конце). Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер листа на нем не ставят.
Текст основной части должен быть разбит на разделы и подразделы, которые нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой: например: 2.3. Каждый раздел начинается с новой страницы, что не относится к подразделам. Заголовки не подчеркиваются.
Список использованной литературы должен быть оформлен в соответствии с правилами библиографического описания.
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1. За титульным листом располагается реферат в соответствии с приложением 2. За рефератом располагается «содержание». Содержание включает наименование всех разделов с указанием страниц. Рубрики в содержании должны точно соответствовать разделам и подразделам текста.
4 ОБЩАЯ СХЕМА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ»
РЕФЕРАТ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и функции менеджмента.
1.2 Виды организационных структур.
1.3 Организация взаимодействия и полномочия. Организационно-регламентирующая документация: положения о службах, должностные инструкции.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ АНАЛИЗ ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Организационно-правовой статус предприятия.
2.2 Основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия.
2.3.1 Анализ объема реализованной продукции
2.3.2 Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности продукции
2.3.3 Анализ использования трудовых ресурсов
2.3.4 Анализ организационной структуры управления
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1 Совершенствование организационной структуры управления.
3.1.1 Предложения по ликвидации лишних или созданию новых подразделений, должностей. Проектируемая организационная схема управления.
3.2 Проектирование рабочего места специалиста.
3.3 Разработка должностной инструкции специалиста или квалификационных требований к специалисту или положения о подразделении (руководителе).
3.4 Экономическая оценка эффективности предложений по совершенствованию организации управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ (словарь основных понятий)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ (таблицы, графики, схемы).
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Оформляется в соответствии с приложением 1. Студенты заочной формы обучения указывают личный шифр и домашний адрес. Надписи производятся чертежным шрифтом или же печатаются на пишущей машинке или компьютере.
РЕФЕРАТ. В реферате отражаются объект исследования, цель работы, сущность и результаты работы. Над рефератом в строчку приводятся данные о количестве: Стр. Табл................................ ...Рис. ..., Библиогр. ... (Приложение 2)
ВВЕДЕНИЕ.Во введении отражается современное состояние экономики и управления в России, роль менеджмента в решении экономических проблем на всех уровнях, обосновывается цель курсовой работы, актуальность темы, характеризуется объект исследования, используемые материалы и методы исследования.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА. Это теоретический раздел курсовой работы. Выполняется на основе литературных источников.
1.1 Понятие и функции менеджмента. Дается определение менеджмента, его связь с управлением. Рассматриваются функции менеджмента. Особое внимание уделяется функции «организация».
1.2 Виды организационных структур. Дается определение организационной структуры управления. Рассматриваются различные виды организационных структур в зависимости от признаков классификации: сложности объекта, устойчивости функционирования объекта и т. п.
1.3. Организация взаимодействия и полномочия. Организационно-регламентирующая документация: положения о службах, должностные инструкции. Полномочия работников управления и роль их правильного распределения. Классификация работников управления по категориям должностей. Формы передачи полномочий. Группы административного аппарата. Виды организационно-регламентирующей документации: квалификационные характеристики, положения о службах и должностях, должностные инструкции специалистов. Основные разделы должностной инструкции.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия и анализ его хозяйственной деятельности.
В этом разделе автор дает организационно-правовую характеристику, специализацию предприятия, приводит данные по основным технико-экономическим показателям за последние три года хозяйственной деятельности предприятия.
Приводит и анализирует организационную структуру управления предприятием. Для небольших предприятий приводится полная схема. Для крупных предприятий обязательна оргсхема управления в высшем звене (руководители, заместители, главные специалисты) и по согласованию с руководителем курсового проекта подробная оргсхема одного – двух блоков управления. Далее приводится штатное расписание должностей руководителей и специалистов в соответствии с оргсхемами, которое оформляется в виде таблицы с указанием численности по каждой должности. Делается общий вывод о степени соответствия организационной структуры современным требованиям. Дается оценка ориентации организации управления: производственно-сбытовая или маркетинговая.
Проводится анализ соответствия фактических связей в высшем звене и численности специалистов в подразделениях нормам управления. Задача анализа. Для анализа составляется соответствующая таблица. Проводится анализ по основным технико-экономическим показателям хозяйственной деятельности предприятия. Дается общая оценка экономического положения предприятия.
Таблица 1 - Фактическое количество объектов управления
Объекты управления | Руководители | ||||
директор | главный инженер | зам. по произв. | и т. д. | ||
Заместители и т.д | |||||
........................... | |||||
ИТОГО |
Фактические данные сравниваются с нормами управления и делаются соответствующие выводы. Студент должен ознакомиться с отраслевыми нормами на предприятии. При отсутствии отраслевых норм могут быть использованы рекомендации НИИ труда (табл. 2.).
Таблица 2 - Нормы управления
Объекты управления | Руководители | |||
директор | главный инженер | зам. директора по производству | другие заместители | |
Заместители | 3 – 6 | 0-3 | 0 – 2 | 0 -2 |
Подразделения функционального управления | 0 – 6 | - | 0-3 | 3-6 |
Подразделения научно- технической подготовки производства | - | 0-6 | - | - |
Подразделения управления вспомогательным производством | - | 0-4 | - | 0-6 |
Производства | 0-6 | 0-6 | - | - |
Цехи (корпуса) основного производства | 0-6 | - | 0-6 | - |
Самостоятельные предприятия | 0-6 | - | - | - |
Подразделения вспомогательного производства | - | 0-6 | - | - |
Нормативное количество объектов управления | Не более 12 | Не более 12 | Не более 25 | Не более 8 |
Для анализа правильности формирования производственных и управленческих подразделений сравнивается фактическая численность работающих в них с нормативами. Студент должен ознакомиться с отраслевыми нормативами по данному вопросу на предприятии. При отсутствии отраслевых нормативов можно использовать данные таблицы 3.
Таблица 3 - Нормы управления по подразделениям
Объект управления, должность | Отрасль | |
машиностроение | пищевая промышленность | |
Должность мастера вводится при численности рабочих на участке, чел. | ||
единичное производство | до 25 | до 30 |
серийное производство | до 40 | до 40 |
массовое производство | до 50 | до 50 |
Цех основного производства создается при численности работающих, чел | свыше 100 | свыше 100 |
Цех вспомогательного производства создается при численности работающих, чел | свыше 75 | свыше 35 |
Отделы создаются при численности, чел | 7-10 | 4-5 |
Конструкторские и технологические отделы, чел. | 15-20 | |
Должность заместителя вводится при превышении норматива на % |
Анализ состава функций управления на предприятии. Анализ проводится с точки зрения соответствия функций управления рыночным условиям. Анализ основывается на изучении служб и должностей в штатном расписании, а также должностных инструкций. Особое внимание уделяется функциям, связанными с маркетингом, внешнеэкономическими связями, рекламой, стратегическим планированием и прогнозированием, ценными бумагами, производственной психологией. Выводы по результатам анализа ложатся в основу совершенствования организационной структуры и уточнению должностных инструкций, квалификационных требований с должностями, положений о службах.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.
В этом разделе на основе проведенного анализа, теоретических знаний, действующих законодательных актов и нормативных документов студент вносит предложения по совершенствованию организации управления на предприятии, проводит необходимые расчеты.
1. Совершенствование организационной структуры управления.
3.1 Предложения по ликвидации лишних или созданию новых подразделений, должностей. Проектируется организационная схема управления. На основе результатов анализа студент определяет, какие руководители перегружены или явно недогружены и предлагает соответствующие изменения в организации управления. Особое внимание уделяется должностям и подразделениям, выполняющим функции, связанные с рыночными условиями хозяйствования (маркетинг, сбыт, внешнеэкономические связи, реклама и т. п.). Вносятся предложения по укрупнению отделов, введению новых должностей, изменению названия должностей. С учетом предлагаемых мероприятий приводится проектируемая организационная схема управления предприятием.
3.2 Проектирование рабочего места специалиста. В данном подразделе приводится рисунок с примерным видом рабочего места специалиста (по согласованию с руководителем курсовой работы) с указанием оргтехники и конторского оборудования.
При этом за основу могут быть приняты типовые рабочие места специалистов, приводимые в нормативных документах. Кратко характеризуется режим труда и отдыха специалистов. Приводятся основные санитарные нормы: температура воздуха, относительная влажность, условия освещенности, площадь рабочего места, уровень шума.
3.3 Разработка должностной инструкции специалиста или квалификационных требований к специалисту или положения о подразделении (руководителе). Конкретный вид организационно-регламентирующей документации согласовывается с руководителем курсовой работы. По должностям, которые включены в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, студент уточняет организационную документацию применительно к рыночным условиям. По новым должностям и службам документация разрабатывается на основе литературных источников, законодательных актов и нормативов. Структура квалификационной характеристики:
1. Должностные обязанности;
2. Должен знать;
3. Квалификационные требования.
Примерная структура должностной инструкции специалиста:
1. Общие положения;
2. Обязанности;
3. Права;
4. Ответственность.
Примерная структура положения об отделе:
1. Общие положения;
2. Задачи;
3. Структура;
4. Функции;
5. Права начальника отдела;
6. Ответственность начальника отдела;
7. Основные взаимоотношения отдела с другими отделами и цехами.
В правом верхнем углу над наименованием документа ставится гриф УТВЕРЖДАЮ, наименование должности руководителя и дата утверждения.
3.4 Экономическая оценка эффективности предложений по совершенствованию организации управления. Оценка экономической эффективности организации управления осуществляется на основе максимизации роста реализации продукции и прибыли по отношению к затратам на производство или к применяемым на производстве ресурсам. Рекомендуемые формы расчета и показатели приводятся в таблице 4.
Таблица 4 - Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию управления
Показатели, тыс.р. | Базовый вариант | Проект | Индекс (гр.3: гр.2) |
Объем реализованной продукции, тыс. р. | |||
Себестоимость всей продукции, тыс. р. | |||
в том числе | |||
Расходы на управление, тыс. р. | |||
Удельный вес расходов на управление в себестоимости продукции, % | |||
Численность персонала, чел. | |||
в том числе | |||
руководителей и специалистов, чел | |||
Удельный вес руководителей и специалистов в общей численности | |||
Прибыль, тыс. р. | |||
На одного работника управления: объем реализованной продукции, тыс. р. | |||
затраты на управление, тыс. р. | |||
Прибыль на 1 работника управления |
При расчете проектируемых показателей увеличение себестоимости продукции (без затрат на управление), численности рабочих принимается пропорционально росту объема реализованной продукции по сравнению с базовым вариантом. Затраты на управление изменяются пропорционально численности руководителей и специалистов. Затраты на управление в базовом варианте принимаются в объеме общезаводских расходов и цеховых расходов в части, связанной с содержанием управленческого персонала цеха. Приведенный порядок расчетов можно проиллюстрировать следующим примером.
Себестоимость всей реализованной продукции по базовому варианту 43500 тысяч рублей, затраты на управление 3800 тысяч рублей, численность всего персонала 450 человек, в том числе руководителей и специалистов 60 человек. По проекту индекс роста объема реализации 1,1, численность руководителей и специалистов 58 человек. Затраты на управление по проекту составят 3800 : 60x58=3673,33 тыс. рублей. Себестоимость всей продукции по проекту составит (43500 -3800)х1,1 + 3673,33 = 47343,33 тыс. рублей. Численность всего персонала по проект/ составит (450-60)х1,1 + 58=487 человек.
Прибыль определяется как разница между объемом реализованной продукции и себестоимостью всей продукции.
Если мероприятия по совершенствованию управления требуют капитальных вложений, то их эффективность рассчитывается по общепринятой методике определения экономической эффективности инвестиций.
В конце подраздела даются краткие выводы по результатам расчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам работы, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку экономической эффективности мероприятий.
ГЛОССАРИЙ. Это краткий словарь 7—8 основных понятий и их определение на русском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы, используемые в курсовой работе, таблицы, рисунки, копии отчетных документов предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список должен содержать перечень литературных источников, использованных при выполнении работы. Список оформляется в соответствии с правилами библиографического описания. Методические указания в список не включаются.
Таблица 5 - Функции управления и перечень должностей по функциям
№ п/п | Функция управления | Структурное подразделение | Примерный перечень должностей |
Общее руководство основным производством | Заводоуправление, цехи основного производства, элеватор, холодильники | Директор, главный инженер; их заместители; зав.производством; начальники цехов основного производства и их заместители; начальник технического отдела и его заместители; главный технолог | |
Техническая и технологическая подготовка производства | Технический отдел, отдел главного технолога, бюро рационализации и изобретательства, конструкторский отдел (бюро) | Технологи отделов, конструкторы различных категорий; старшие инженеры; инженеры; старшие техники и техники; работники БРИЗа, технической информации, чертежники, копировщики | |
Контроль качества сырья и готовой продукции | Отдел технического контроля, производственная лаборатория | Руководители соответствующих подразделений и их заместители; старшие инженеры, инженеры, старшие техники, техники и лаборанты, занятые контролем сырья и готовой продукции | |
Служба ремонта оборудования, зданий и сооружений | Отдел главного механика во всех цехах; ремонтно-строительный цех (участок) | Главный механики его заместитель; конструкторы ОГМ; мастера ремонтных цехов; механики цехов, нормировщики механического и строительно-ремонтных цехов; начальник ремонтно-механического цеха, начальник ремонтно-строительного цеха; зав. механической мастерской и другие работники отдела главного механика | |
Энергетическое обслуживание, КИП и автоматика | Отдел главного энергетика, котельная, теплоцентраль и электроцех (участок) КИП и телефонная станция | Главный энергетик и его заместитель; начальник электроцеха; начальник котельной; инженеры по водоснабжению и канализации; начальник теплочасти; начальник ТЭЦ; начальник паросилового хозяйства; старшие инженеры, инженеры, старшие техники и техники службы главного энергетика, телефонистки | |
Оперативное управление основным производством | Диспетчерский отдел (бюро), цехи (участки) основного производства | Диспетчер (дежурный) по комбинату, технологи и мастера цехов основного производства, начальники участков, начальники смен, инженеры-операторы | |
Технико-экономическое планирование | Планово-экономический отдел (бюро) | Главный экономист, начальник планово-экономического отдела, сотрудники плановых отделов, экономисты цехов | |
Организация труда и заработной платы | Отдел труда и заработной платы | Начальник ОТЗ, старшие инженеры; инженеры; старший экономист, экономисты, нормировщики цехов (кроме ремонтных), хронометражист; техник-хронометражист | |
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | Бухгалтерия, финансовый отдел | Начальник финансового отдела, главный бухгалтер; зам. главного бухгалтера; нарядчики цеховые; работники машиносчетных станций и МСБ, счетоводы, кассиры, учетчики цехов, таксировщики, операторы, архивариус, экономисты-финансисты, юрисконсульт | |
Материально-техническое снабжение | Отдел материально-технического снабжения, склад сырья и материалов | Начальник отдела снабжения и его заместитель, зав. центральным складом; зав. складом, начальник транспортного отдела, агент по снабжению, экономисты по снабжению, бухгалтеры отдела | |
Сбыт | Отдел сбыта, склады готовой продукции, обменные пункты | Начальник отдела сбыта, товароведы, экспедиторы, зав. складом готовой продукции, начальник участка готовой продукции, зав. обменными пунктами, бухгалтеры обменных пунктов | |
Комплектование и подготовка кадров | Отдел кадров | Начальник отдела кадров, начальник спецсектора, инспектор по кадрам, инструктор по техобучению, табельщики цехов и отделов, инженер-методист, зав. бюро пропусков (если он входит в состав штата предприятия) | |
Общее делопроизводство и хозобслуживание | Административно-хозяйственный отдел | Начальник административно-хозяйственного отдела; машинистки, секретари, работники хозяйственного обслуживания |
Приложение 1
Образец титульного листа
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ИМСИТ
(г.Краснодар)
Факультет менеджмента
Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: «Совершенствование организации управления в рыночных условиях»
Работа выполнена
студентом 2 курса
группы 06-ЭУ-01
Сидоровым Иваном Петровичем
Научный руководитель:______________ к.э.н., профессор А.В. Елизаров
Работа защищена с оценкой «__________________»
Краснодар – 2010
Приложение 2
Реферат
Курсовая работа 40 с., 5 табл., 6 рис., 27 источников
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ, СИСТЕМА КАЧЕСТВА, ПРЕДПРИЯТИЕ, ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА,, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, , МАРКЕТИНГ
Курсовая работа выполнена на тему: «(Наименование темы)»
Объектом исследования является промышленное предприятие ОАО «Краснодарский ЗИП»
Предметом исследования является современный хозяйственный механизм и его организационная и экономическая подсистемы.
В процессе работы проводились исследования основных подходов к созданию системы организации и управления конкурентоспособного производства, выработке стратегии развития предприятия. Рассматривались требования к созданию системы информационного обеспечения, систем качества по идеологии МС ИСО 9000.
Приложение 3