Глава 3. АУКЦИОН ПО “ПОНЯТИЯМ”, ИЛИ КАК У НАС НЕВИДИМАЯ РУКА ГОСУДАРСТВА ПОДПРАВЛЯЕТ НЕВИДИМУЮ РУКУ РЫНКА

Почему всё, что я говорю в этой книге о прошлом, мне представляется актуальным и теперь? Потому, что, несмотря на частичную смену фигур во власти, все механизмы, обеспечивавшие возможности махинаций, сохраняются или даже совершенствуются (как мы увидим это ниже на примере нашего Центробанка). Поэтому было бы странно и противоестественно, если бы реальная практика стала соответствовать нынешней красивой риторике, а не этим механизмам. И новые примеры, буквально - у всех на глазах.

18 декабря 2002 года. Эта книга - уже в издательстве. И тут - такое событие, что просто никак невозможно обойти вниманием.

Итак: аукцион по продаже контрольного (почти 75-процентного) государственного пакета акций одной из крупнейших и перспективнейших по разведанным запасам полезных ископаемых нефтяной компании “Славнефть”. Стартовая цена - около 1 млрд. 700 млн. долларов США. Цена по результатам аукциона - 1 млрд. 860 млн.долларов США. Как и было предсказано заранее, “Славнефть” попала в руки компании “Сибнефть”, оказавшейся на этот раз в союзе с “Тюменской нефтяной компанией” (“ТНК”).

Что интересно: сразу оплачивать приобретение вовсе нет никакой необходимости. Это вам не “утром -деньги, вечером - стулья”, а совсем даже наоборот: деньги вносить нужно будет лишь в первом квартале следующего финансового года. То есть по условиям аукциона компанию можно купить, не имея денег вообще: купил (взял) - неформально заложил или перепродал - заплатил...

Эксперты называют фактическим собственником “Сибнефти”, так удачно преумножившей свои активы, “равноудалённого” олигарха Р.Абрамовича, ныне, как известно, по совместительству ещё и губернатора Чукотки. Соответственно, состояние гр-на Абрамовича считается преумноженным за 2002-й год примерно в два раза.

Стоит заметить, что частная компания “Сибнефть”, -разумеется, не построена с нуля потом и трудом подобных абрамовичей. Из ряда крупных и перспективных предприятий, созданных в советский период, указом . Президента Б.Ельцина была сформирована эта суперкомпания для того, чтобы её практически тут же в обход закона о приватизации за бесценок заложить. Причём за государственные же деньги и даже без намерения выкупить залог - то есть практически подарить приближённым к Ельцину (см. выше про так называемые “залогово-кредитные аукционы”, проведённые Правительством в 1995 году).

“Славнефть” - российско-белорусская компания, работавшая вполне успешно (почти на восемь процентов рост нефтедобычи за один лишь 2002 год). В чём была необходимость её продажи? Официально - чтобы частный бизнес обеспечил более эффективное управление ею. Что ж, если это и была главная задача, то проведение открытого аукциона вполне естественно: пусть тот, кто готов больше выложить за компанию на аукционе, затем развивает и совершенствует производство с тем, .чтобы окупить затраты и затем получать прибыль. Все логично.

Но тут на нашем поле чудес начинают развиваться события, вполне типичные.

Сначала переполох возникает в связи с намерением участвовать в аукционе китайской государственной нефтяной компании. Это же так можно нам всю “малину” испортить! V китайцев, естественно, под различными предлогами стали категорически отказываться принимать заявку. Раздались даже крики чуть ли не о китайской угрозе. “Государственники” абсолютно сомкнулись с самыми “правыми”: этакая либерально-патриотическая песня -все распродавать, но - не китайцам...

И тут всякий, пытающийся усмотреть хоть какую-то логику в происходящем, совсем перестал что-либо понимать. Так мы что строим и чем занимаемся?

Если мы строим либеральную экономику, как это декларируется, то радоваться надо: пожалуйста, “все флаги в гости к нам”. Если либеральную, но здесь исключение - стратегический объект, - то почему это не оговорено заранее? И главное: какие есть основания считать, что для российского государства какой-нибудь гр-н Абрамович в качестве собственника российского стратегического объекта чем-то лучше, чем Китай? Что помешает завтра гр-ну Абрамовичу взять да и сменить гражданство/подданство? Или его за это что - собственности лишат? По закону - нельзя. Ладно, у нас не по закону, а по “понятиям”... А если он сменит гражданство/подданство неформально? Тогда и по “понятиям” -не за что. Ведь у нас, скажем мягко, похоже, что у большинства так называемых “олигархов” неформально гражданство - не только российское...

Более того, конечно, эксперты знают, кому на самом деле принадлежит “Сибнефть”. Поверим им и мы. Но невредно ведь знать и о том, кто. владеет этой компанией юридически? И те же эксперты нам отвечают: более шестидесяти процентов акций “Сибнефти” (во всяком случае такие данные приводились на лето 2001 года) принадлежит голландским и немецким банкам. ...Интересно: наши сплотившиеся левые и правые “патриоты”, так самоотверженно боровшиеся против китайского нашествия на нашу родную “нефтянку”, об этом знали? Или у нас патриотизм теперь новый, более широкий - европейский?

И тут порадовало ещё одно заявление: китайцев, мол, нельзя пускать потому, что это не частные инвесторы, а государственные; а у нас - разгосударствление...

Я, признаться, как-то до сих пор думал, что разгосударствление - это отказ нашего государства от монопольных прав на собственность и передача прав на собственность в обращение на свободный рынок. Свободный. То есть рынок, на котором всякий желающий, в том числе всякая компания, вправе купить товар независимо от формы собственности этой компании-покупателя. Более того, и в Конституции у нас написано, что все формы собственности равноправны. То есть дискриминировать какого-либо потенциального покупателя на том основании, что его форма собственности нас не устраивает, мы просто ещё и не вправе... Кстати, а если теперь “Сибнефть” продаст принадлежащую ей “Славнефть” китайцам, например, этой же самой китайской государственной компании, что тогда?

Но ещё важнее для понимания сути происходящего в стране другое. Обратите внимание: Россия избавилась от “Славнефти” как от ненужного государству - от того, чем государство эффективно управлять неспособно. Китай же был намерен купить “Славнефть”, видимо, не без оснований полагая, что китайское государство, в отличие от российского, сумеет управлять этой своей собственностью достаточно эффективно. Интересно?

Можно, конечно, не замечать этого парадокса или пытаться все списывать на якобы отсталую коммунистическую идеологию, которой руководствуются китайские лидеры. Но скажите, в какой из двух стран больше и стабильнее темпы экономического роста? Какая страна считается дальше продвинувшейся по пути именно рыночных реформ? Где, наконец, больше (да ещё и на два порядка!) объем иностранных инвестиций? Причём не спекулятивных, а прямых - производственных...

И на этом фоне верх глупости (или цинизма?): корреспонденты разных телеканалов заливаются от счастья: “Государство заработало всего за пять минут почти два миллиарда долларов!”

Во-первых, не заработало, а выручило. Несколько поколений наших людей все это создавали не пять минут и даже не пять лет...

Во-вторых, ладно, не пустили китайцев - они, в конце концов, все и сами поняли. Осознали, что в этой стране с якобы рыночной экономикой работать им не дадут. Скорее всего, наши нашли способ им ещё и неформально что-то объяснить - те поняли и в последний момент свою заявку отозвали. Но были ведь и другие конкуренты - их тоже отсеяли. И какова цена “аукциону”, на который реальных конкурентов просто не допускают?

Так, в программе “Сегодня” на НТВ привели фрагмент интервью вице-президента компании “Рос-нефть” Н.Борисенко, который перед самым аукционом получил уведомление о недопуске к участию в аукционе. Борисенко сказал буквально следующее:

“...Потому, что конкурентов не было. Мы готовы... Я шёл с директивой предложить за этот пакет два с половиной миллиарда долларов.”

Есть разница? Что лучше для государства - для нас с вами - получить 2,5 миллиарда долларов или только 1,86 миллиарда?

По существу, это означает сговор, в результате которого у нас с вами украли более шестисот миллионов долларов. А может быть и существенно больше - если учесть, что фактически сначала не допустили, а затем и вынудили отказаться от участия в аукционе китайцев.

Не менее важно и другое. У всех, кто более или менее наблюдал за ситуацией, сомнений в том, кому передадут “Славнефть”, не было и изначально. Во всяком случае после того, как ещё за полгода до аукциона на руководство этой компанией, тогда ещё полностью контролируемой государством, поставили нового управляющего - бывшего менеджера из команды Абрамовича. Это такой специфический отечественный вариант “предпродажной подготовки”. Но всё-таки интересно:

один и тот же менеджер, пока компания государственная, - управлять не умеет, а как стала частной - сразу научится? Вот ведь воистину - чудеса либерализма. И, соответственно, сразу после аукциона озвучили решение: менеджеров менять не будут...

Вопрос для самопроверки: на что теперь направят свои усилия собственники и управляющие “Сибнефти”, “ТНК” и “Славнефти”? На совершенствование производства, внедрение новейших технологий, повышение качества бензина и моторных масел? На снижение себестоимости продукции и её продажной цены на внутреннем рынке для стимулирования спроса на свою продукцию? Или на получение от власти испытанным и уже многократно проверенным методом все новых и новых разнообразных преимуществ перед конкурентами? А также на недопущение экспортных пошлин и иных ограничений на вывоз за рубеж сырой нефти и продуктов её переработки, что приведёт к дальнейшему росту цен на энергоносители на внутреннем рынке вплоть до европейского уровня (американцев мы уже почти догнали)?...

Помните, был такой миф об одном из важнейших достижений нашей нынешней власти, в отличие от предыдущей, - “олигархов равноудалили”? А раз равно-удалили - конкуренция реальная возникнет, инвестиции пойдут, развитие начнётся. Красивый был миф...

Глава 4. КУСАЧАЯ СОБАЧКА БЕЗ ПОВОДКА (как наше корпоративное управление препятствует инвестициям в развитие)

Если мы говорим о стабильности прав собственности, естественно коснуться и той части проблемы, которая проистекает не из обстоятельств приобретения собственности, а из действующих механизмов лишения собственников их законных прав. И первый из этих механизмов связан с особенностями регулирования корпоративного управления, а также степенью защищённости собственников, особенно так называемых миноритарных (мелких) акционеров, от деятельности управляющих и владельцев контрольного пакета акций предприятия.

Наш рынок ценных бумаг, о котором подробнее мы будем говорить ниже, имеет некоторую специфику. Смысл имеют либо краткосрочные заведомо спекулятивные операции, либо захват контрольного пакета акций. Владение же просто пакетом акций объективно успешного и перспективного предприятия - нерационально. Во всяком случае, если не ставится цель захвата контроля над предприятием или перепродажи пакета тому, для кого этот пакет критически важен (опять же -для установления контроля над предприятием). Владение же пакетом акций предприятия с целью получения стабильного дохода от дивидендов и/или роста курсовой стоимости акций в долгосрочной перспективе - нерационально, если не бессмысленно. Почему?

Наши рекомендации