Эволюция экономической мысли
Первой школой в истории становления экономической науки стал меркантилизм, цель исследования которого - поиск источника богатства буржуазного общества. Всеобщей формой богатства страны меркантилисты считают деньги, т.е. золото и серебро. Объектом изучения становится сфера обращения, а именно внешняя торговля.
Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа: ранний и поздний. Ранние меркантилисты были сторонниками теории денежного баланса, суть которой состояла в превышении притока денег в страну над оттоком, запрещении вывоза золота и серебра за границу. Сторонники позднего меркантилизма придерживались теории торгового баланса, в соответствии с которой основной целью было достижение положительного сальдо во внешней торговле.
В экономической системе меркантилизма особое место отводилось государственному вмешательству в хозяйственные процессы с целью рационального использования ресурсов для приумножения богатства посредством внешней торговли.
Классическая школа возникла в конце XVII века и просуществовала до 60-70-х годов XIX столетия. Целью исследований представителей классической школы стал поиск источника общественного богатства. Подлинным богатством общества они считали материальные блага, а источником его увеличения - сферу производства. Поэтому объектом исследования классиков были производство и факторы его развития. На начальном этапе формирования классической школы У. Петти и П. Буагильбер независимо друг от друга выдвинули трудовую теорию стоимости, где источником и мерилом богатства выступает количество труда, затраченного на производство того или иного блага.
К начальному этапу развития школы относятся и исследования целого течения, получившего распространение в 60-70-е годы XVIII века во Франции под названием физиократизма. Глава этого течения Ф. Кенэ единственной сферой, созидающей богатство общества, считал сельское хозяйство. По его мнению, земля и труд - источник богатства. Ф. Кенэ заложил основы учения об основном и оборотном капитале, чистом продукте (прибавочном продукте), предложил первую макроэкономическую модель.
Вершиной развития классической школы является экономическое наследие английского ученого А.Смита (последняя треть XVIII века). Именно в его произведении трактовке экономическая теория впервые излагается системно и обретает завершенный характер. А.Смит показал, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, торговле. Он сформулировал основные принципы организации рыночного хозяйства, где "невидимая рука" механизма свободного рынка обеспечивает наилучшую реализацию интересов каждого субъекта экономики. Поэтому рынок А.Смит объявил самой рациональной и вечной формой организации экономики, которая не нуждается в государственном вмешательстве. А.Смит стал основоположником идей либерализма, рыночного саморегулирования хозяйственных процессов.
Следующий этап развития классической школы связан с именами таких экономистов, как Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Т.Р. Мальтус, Дж.С. Милль и др. Называя себя последователями А.Смита и продолжая его традиции, многие из них переосмыслили отдельные положения учения своего кумира и обогатили экономическую науку новыми идеями. Д. Рикардо впервые выявил закономерность тенденции нормы прибыли к понижению, разработал теорию земельной ренты, обосновал принцип сравнительных преимуществ в качестве условия развития мировой торговли. Ж.Б. Сэй обобщил идею равновесия спроса и предложения для экономики в целом.
Усилиями сторонников классической школы экономическая теория превратилась в особую отрасль науки. Последующее развитие экономической теории происходило под влиянием классической школы. Другие школы и направления либо опирались на ее положения, либо превращались в оппонентов этой школы.
В период существования классической школы появились такие конкурирующие с ней направления экономической мысли, как мелкобуржуазная политическая экономия, историческая школа и марксистская политическая экономия.
Мелкобуржуазная политическая экономия возникла в первой половине XIX века во Франции. Она рассматривала экономическое развитие с точки зрения интересов мелкобуржуазных производителей, критиковала рыночный механизм, идеализируемый классиками. Мелкобуржуазная теория предлагала усовершенствовать рыночный механизм таким образом, чтобы преодолеть стихийную игру цен, разорение мелких производителей. Наряду с такими ошибочными и утопическими идеями в трудах основных представителей данной школы С. Сисмонди и П.Ж. Прудона содержатся положения, сохранившие свое значение в процессе эволюций науки, в частности, определение важного места средних слоев в обществе и экономике, рассмотрение экономических кризисов в качестве закономерности движения капиталистического производства.
Историческая школа (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс), сформировавшаяся в Германии, обвиняла классическую политическую экономию в отрыве от конкретно-исторических особенностей развития различных стран, отрицании значения духовных и социально-политических факторов в общественном прогрессе. В свою очередь историческая школа абсолютизировала значение духовного фактора, психологических качеств и этических норм нации в хозяйственном развитии, отвергая при этом возможность существования общих экономических законов и принципов.
Марксистская политическая экономия, созданная в 40-60-е годы XIX века К.Марксом и
Ф.Энгельсом рассматривала социально-экономический прогресс сквозь призму интересов рабочего класса. Марксистская теория, считая труд единственным источником стоимости, выдвинула на первый план проблему эксплуатации пролетариата буржуазией. Она абсолютизировала значение социально-экономических противоречий между буржуазией и пролетариатом, поставила задачу революционного низвержения капитализма, слома рыночного механизма, постоянно воспроизводящего богатство буржуазии и бедность рабочего класса. В трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, дополнившего ряд положений марксизма, охарактеризованы основные черты социалистического общества, приходящего на смену капитализму.
В 70-е годы XIX века в эволюции экономической теории наступает момент кардинальных изменений, обусловленных утверждением господства капиталистической экономики в наиболее развитых странах мира. Новое поколение экономистов для описания различных явлений и процессов рыночного хозяйства начинает использовать маржинальный анализ. Использование предельных величин приводит к пересмотру общих принципов экономической науки, сформулированных классиками. Основные черты методологии маржинализма:
1) рассмотрение экономики как системы взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся ресурсами для максимизации собственной выгоды;
2) исследование функциональных зависимостей в экономике, где снимается вопрос о ранжировании экономических явлений, характерный для классиков;
3) использование предельных величин для анализа различных ситуаций в хозяйственной жизни;
4) широкое применение математических методов, необходимых не только для анализа предельных величин, но и для принятия оптимальных решений по использованию ресурсов, максимизации экономического эффекта (потребления, дохода).
Cторонники маржинализма вносят изменения в предмет экономической теории, объявляя им поведение человека с целью максимального удовлетворения потребностей в мире ограниченных ресурсов, используемых альтернативным образом. Поэтому термин "политическая экономия" постепенно вытесняется социально нейтральным термином "экономикс".
В своем развитии маржинализм проходит два этапа. На первом этапе он развивается представителями австрийской школы (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк), которые резко выступали против некоторых основополагающих принципов классической политической экономии. Приверженцы австрийской школы полностью отказались от определения стоимости товара на основе затратного принципа, определяя ценность благ только на основе полезности с точки зрения покупателя.
Второй этап "маржинальной революции" приходится на 90-е годы XIX века и отличается появлением английской, американской и математической школ, заложивших основы неоклассического направления экономической науки. Достижением маржиналистов второй волны стал отказ от субъективного подхода их предшественников, а также синтез идей классической и австрийской школ в анализе экономических процессов. В результате такого сочетания возникла неоклассическая теория. Наибольший вклад в становление нового направления внесли А.Маршалл, Дж.Б.Кларк и В.Парето.
Важнейшая проблема современных исследований состоит в поиске оптимального соотношения рыночного механизма и государственного регулирования для обеспечения экономического роста, эффективной занятости, снижения инфляции, придания социальной ориентации хозяйственному развитию.
После второй мировой войны и вплоть до середины 70-х годов доминирующим направлением экономической науки было кейнсианство. Его основоположник, Дж.М. Кейнс основал макроэкономическую теорию и разработал концепцию государственного регулирования рыночного хозяйства. Он исходил из того, что недостатки рыночного механизма столь серьезны, что могут вывести экономику из состояния равновесия и ввергнуть в пучину глубокого и затяжного кризиса. Единственным препятствием такому ходу дел, на взгляд Дж.М. Кейнса, было масштабное государственное регулирование с помощью налогово-бюджетных и денежно-кредитных инструментов. При этом он полагал, что основным объектом государственного воздействия является совокупный спрос.
В современном кейнсианстве выделяются два течения: неокейнсианство и посткейнсианство. Неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен) уделяли основное внимание проблемам экономической динамики. Они разработали модели экономического роста, где обосновали необходимость поддержания устойчивых темпов развития за счет инвестиций. Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.), как и Дж. М.Кейнс, считали причиной нестабильности недостаточность эффективного спроса. Однако они объясняли ее неравномерным и несправедливым распределением национального дохода. С целью стимулирования совокупного спроса предлагалось перераспределить доход в пользу малообеспеченных слоев общества, ограничить господство монополий.
В 70-е годы в связи с разочарованием в кейнсианстве (его рецепты оказываются недостаточными для преодоления спада производства, роста безработицы и инфляции) начинается возрождение неоклассического направления, внутри которого формируются новые течения. Последние, выдвинули целый ряд новых идей и отказались от категорического неприятия идеи государственного вмешательства. Основными течениями современного неоклассицизма являются монетаризм, теория "экономики предложения" и теория "рациональных ожиданий".
По мнению монетаристов (М. Фридмен) рынок является саморегулирующейся системой, а все его недостатки проистекают из чрезмерного вмешательства государства в экономику. Такой характер государственное регулирование приобретает, когда правительство увеличивает бюджетные расходы на преодоление безработицы, а также проявляет излишнюю активность в подавлении инфляции, вызванной конъюнктурой рынка. Монетаристы считают, что деньги играют ключевую роль в экономическом развитии, определяя объем производства, занятости и уровень цен. В связи с этим они рекомендуют государству для достижения экономической стабильности регулировать только денежную массу.
Сторонники теории "экономики предложения" (А. Лаффер, М. Эванс, Д. Гилдер) считают неверной кейнсианскую идею о недостаточности спроса. По их мнению, именно спрос превышает предложение в масштабе экономики и вызывает инфляцию. Для преодоления этой ситуации они полагают необходимым стимулирование совокупного предложения. По их мнению, государственное вмешательство в экономику должно состоять в резком сокращении налогов на бизнес, предоставлении льгот корпорациям, стимулировании сбережений для вложений в производство, уменьшении государственных расходов на социальные нужды населения.
Представители теории "рациональных ожиданий" (Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес и др.) исходят из того, что люди, рационально используя экономическую информацию, быстро адаптируются к хозяйственной ситуации, принимают выгодные им решения. В связи с этим действия государства, не соответствующие рациональным ожиданиям людей, оказываются неэффективными и ведут к усугублению экономических проблем. Теоретики этого течения предлагают государству при вмешательстве в хозяйственную жизнь придерживаться четких правил и форм, учитывать рациональные ожидания людей.
Идейно близким к неоклассическому учению является неолиберальное направление современной экономической науки, которое (Л. Мизес, Ф. Хайек, В. Ойкен, Л. Эрхард). Сторонники этого учения исходят из взглядов о приоритете свободы экономической деятельности индивида. По мнению неолибералов, наилучшей формой организации экономики выступает рынок, а государству отводится роль арбитра, который призван поддерживать условия рыночной конкуренции, свободу предпринимательской деятельности.
Представители институционально-социологического направления современной экономической мысли (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин, А. Тоффлер, Р.Арон, Я. Тинберген) развивают идею о том, что экономическая наука не должна замыкаться лишь на изучении экономических факторов. Они полагают, что на ход экономических процессов огромное влияние оказывают любые институты общества (корпорации, профсоюзы, государство, семья и широкий круг правовых, этических, психологических и технических явлений). Под влиянием НТР в 70-80-е годы выдвигается идея конвергенции различных социально-экономических систем - капитализма и социализма. Предполагается, что НТР ведет к эволюции современных экономических систем от индустриального общества к постиндустриальному. В более поздних исследованиях институционалисты отходят от абсолютизации технического фактора в развитии общества и больше внимания уделяют социальным проблемам. По их мнению, экономическая эволюция должна быть направлена на всестороннее развитие личности, а инструментарий и достижения всех экономических направлений нужно оценивать только на основе этого критерия.