Человек и его ближайшее окружение. Ближайшее окружение человека включает семью, трудовую, учебную и другие группы
Ближайшее окружение человека включает семью, трудовую, учебную и другие группы. Малая группа представляет собой небольшое объединение людей — от 2–3 (например, семья) до 20–30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.
Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности.
По признаку совместной деятельности выделяют виды малых групп: производственные, семейные, учебные, спортивные и т.д.
Группы делятся на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют в рамках официальных организаций (например, школьный класс, футбольный клуб). Неформальные группы возникают на основе личных интересов их участников: самодеятельный музыкальный коллектив и т.д.
Группа оказывает большое влияние на психологию и поведение человека. При этом основное воздействие оказывается на подсознание, которое будет оказывать достаточно большое влияние на сознание. Особенно это бывает ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например, в состоянии алкогольного опьянения), когда действиями руководит в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь решающее значение среда, в которой человек живет, а также та социальная среда, где он родился и воспитывался.
Положительное воздействие:
· отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью;
· группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;
· от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, развивать положительные черты личности, избавляться от недостатков;
· группа дает человеку уверенность в себе, положительные эмоции.
Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на человека. Например, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов или в ущерб интересам всего общества. В психологии это называют групповым эгоизмом.
Ярким примером такого отрицательного воздействия является групповая этика, когда члены какого-нибудь клуба позволяют себе презрительно относиться к тем, кто не входит в их общество, и т.п.
Иногда мнение группы может сдерживать развитие личности, входящей в ее состав. Существуют несколько способов реагирования человека на давление группы:
· внушаемость, когда человек бессознательно принимает мнение группы.
· конформизм — внешнее согласие, но при этом человек может оставаться при своем мнении.
· нонконформизм — отрицание всего подряд. Конформизм и нонконформизм тесно связаны, т.к. не предполагают наличия собственной активной позиции, а исходят из группового давления.
· самоопределение личности в группе.
2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
Охрана прав и свобод личности предусмотрена несколькими кодексами в зависимости от степени общественной опасности посягательств.
Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу. За административные правонарушения к ответственности привлекается как физическое лицо, достигшее 16 лет, так и организация, ответственность предусмотрена в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Основной формой такого наказания является штраф, а также лишение права управления транспортным средством и др.
Например, нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (ст.5.1 КоАП).