Вопрос 26. Особенности нынешнего этапа межбюджетных отношений и бюджетной политики

Надвигающийся финансовый кризис, признаки которого стали проявляться в конце 2007 года, не мог не затронуть бю­джетную систему. Поэтому, начиная с 2009 г., пришлось вно­сить существенные коррективы в бюджетную политику.

Федеральный бюджет на 2009 год был изменен с учетом су­щественного сокращения его доходной части, что означало пе­реход от профицита к бюджетному дефициту и нашло отраже­ние в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной по­литике в 2010-2012 годах».

Бюджетная политика стала формироваться с учетом извле­ченных из кризисной ситуации уроков.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необхо­димо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис пока­зал, что структура российской экономики обусловливает высо­кую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджет­ных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В настоящее время раздутые расхо­ды становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя ре­шать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным прио­ритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэф­фективных расходов, иждивенчество, консервацию сложив­шихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильно­сти является фундаментальным условием устойчивого разви­тия экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замед­лению экономического роста из-за удорожания кредитных ре­сурсов для частного сектора, уменьшения частных инвести­ций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринима­тельской деятельности.

Бюджетная политика направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосы­лок для устойчивого социально-экономического развития Рос­сии в пост - кризисный период. В этих целях основные задачи бюджетной политики:

- обеспечить исполнение социальных обязательств: боль­шей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот; деньги должны получать те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени;

- ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохра­нения макроэкономической стабильности и устойчивости вы­полнения социальных обязательств в последующие годы: по­следовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив ре­зервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых со­циальных обязательств;

- перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств: определить приоритеты и цели использования бюджетных средств; провести инвентаризацию бюджетных расходов; реа­лизовать программно-целевой принцип планирования и ис­полнения бюджета; расходование бюджетных средств должно сопровождаться анализом достигнутых результатов;

- определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы;

- обеспечить кардинальное повышение качества предоста­вления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;

- усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения зака­зов, консолидации заказчиков, а также использования ком­плексных методов управления инвестиционными проектами;

- определить экономически оправданный уровень налого­вой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современ­ной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передо­вых технологий;

- обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной вла­сти, установить ответственность за неэффективное расходова­ние средств, создать стимулы для расширения собственного до­ходного потенциала;

- завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ре­сурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения;

- определить и реализовать комплекс мер по созданию «без барьерной» среды для инвалидов.

Снижение доходов и необходимость ограничений дефицита определили приоритеты бюджетных расходов:

- финансовое обеспечение пенсионной реформы;

- безусловное выполнение социальных обязательств госу­дарства с одновременным повышением адресности социальной помощи;

- формирование заделов на будущее; стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике;

- повышение обоснованности и прозрачности отбора получа­телей государственной поддержки;

- реализация мер, направленных на стабилизацию ситуа­ции на рынке труда;

- финансовое обеспечение армии и формирование ее каче­ственно нового облика;

- финансовое обеспечение принятых Российской Федераци­ей международных обязательств.

Определены направления действий в сфере межбюджетных отношений:

- инвентаризация, анализ финансового обеспечения и опти­мизация публичных обязательств;

- обеспечение реструктуризации бюджетной сети;

- усиление стимулов увеличения собственной доходной ба­зы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Действия по совершенствованию технологий формирования и исполнения бюджета:

- минимизация бюджетных рисков;

- эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;

- обеспечение ритмичности исполнения федерального бю­джета;

- расширение полномочий распорядителей бюджетных средств;

- повышение эффективности использования ресурсов при закупке товаров и услуг для государственных нужд;

- совершенствование государственного и муниципального контроля;

- повышение эффективности использования ресурсов в го­сударственном секторе;

- совершенствование механизмов оказания государствен­ной помощи организациям;

- внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования.

Согласно разработанной Министерством финансов РФ стра­тегии на период до 2023 г. конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всесторонне­го развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий. Для успешной реализации разработанной стратегии необходимо:

- создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие при­родного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, ра­звитие демократии и гражданского общества, эффективная ор­ганизация самого государства, борьба с коррупцией - необхо­димые предпосылки для достижения этой цели. Непосред­ственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы;

Основа для решения перечисленных проблем высокие тем­пы устойчивого экономического роста, обеспечивающего соз­дание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и рас­ширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильно­сти, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обес­печено безусловное выполнение государством своих обяза­тельств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, под­держание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков;

- обеспечение обороноспособности и безопасности — необхо­димое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности во­оруженных сил, их техническое переоснащение, создание мо­бильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение ло­кальных конфликтов, предотвращение и ликвидация послед­ствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов;

- эффективность правового регулирования, способность го­сударства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения наряду с финансовым обеспечением являются столь же необходимым условием для достижения целей бю­джетной политики. Значительный вклад вносят, в рамках за­конодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органы местного самоуправления. Целый ряд публич­ных обязательств исполняется за счет государственных внебю­джетных фондов;

Развитие общества и изменение экономической среды предъявляют все новые требования к качеству бюджетной по­литики. Граждане ждут от государства повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфра­структуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям, недостаточно провести определенные реформы в сфере бю­джетной политики, потребуется решительное повышение ка­чества всей бюджетной политики.

Наши рекомендации