Вопрос 26. Особенности нынешнего этапа межбюджетных отношений и бюджетной политики
Надвигающийся финансовый кризис, признаки которого стали проявляться в конце 2007 года, не мог не затронуть бюджетную систему. Поэтому, начиная с 2009 г., пришлось вносить существенные коррективы в бюджетную политику.
Федеральный бюджет на 2009 год был изменен с учетом существенного сокращения его доходной части, что означало переход от профицита к бюджетному дефициту и нашло отражение в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 годах».
Бюджетная политика стала формироваться с учетом извлеченных из кризисной ситуации уроков.
Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.
Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В настоящее время раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.
В-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.
В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.
Бюджетная политика направлена на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития России в пост - кризисный период. В этих целях основные задачи бюджетной политики:
- обеспечить исполнение социальных обязательств: большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот; деньги должны получать те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени;
- ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы: последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств;
- перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств: определить приоритеты и цели использования бюджетных средств; провести инвентаризацию бюджетных расходов; реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета; расходование бюджетных средств должно сопровождаться анализом достигнутых результатов;
- определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы;
- обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств;
- усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами;
- определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий;
- обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала;
- завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения;
- определить и реализовать комплекс мер по созданию «без барьерной» среды для инвалидов.
Снижение доходов и необходимость ограничений дефицита определили приоритеты бюджетных расходов:
- финансовое обеспечение пенсионной реформы;
- безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности социальной помощи;
- формирование заделов на будущее; стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике;
- повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки;
- реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда;
- финансовое обеспечение армии и формирование ее качественно нового облика;
- финансовое обеспечение принятых Российской Федерацией международных обязательств.
Определены направления действий в сфере межбюджетных отношений:
- инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
- обеспечение реструктуризации бюджетной сети;
- усиление стимулов увеличения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Действия по совершенствованию технологий формирования и исполнения бюджета:
- минимизация бюджетных рисков;
- эффективное управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
- обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета;
- расширение полномочий распорядителей бюджетных средств;
- повышение эффективности использования ресурсов при закупке товаров и услуг для государственных нужд;
- совершенствование государственного и муниципального контроля;
- повышение эффективности использования ресурсов в государственном секторе;
- совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям;
- внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования.
Согласно разработанной Министерством финансов РФ стратегии на период до 2023 г. конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий. Для успешной реализации разработанной стратегии необходимо:
- создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы;
Основа для решения перечисленных проблем высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей государства. Это требует, прежде всего, поддержания макроэкономической стабильности, которая играет решающую роль в формировании инвестиционной привлекательности страны. Должно быть также обеспечено безусловное выполнение государством своих обязательств независимо от колебаний внешней конъюнктуры, поддержание стабильного уровня цен и стоимости национальной валюты и устранение других макроэкономических рисков;
- обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов;
- эффективность правового регулирования, способность государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения наряду с финансовым обеспечением являются столь же необходимым условием для достижения целей бюджетной политики. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов;
Развитие общества и изменение экономической среды предъявляют все новые требования к качеству бюджетной политики. Граждане ждут от государства повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям, недостаточно провести определенные реформы в сфере бюджетной политики, потребуется решительное повышение качества всей бюджетной политики.