Останется ли доля таких частных инвесторов в недвижимость привлекательной в будущем? Ведь у нас с каждым кризисом доходность падает — приходит к общеевропейскому уровню.
Говорим про рынок новостроек Московского региона. Кризис, вообще, есть?
— Последние три-четыре месяца многие ожидали коллапса. Коллапса не произошло. Рынок скорее жив, чем мертв. Можно ответственно сказать, что конец марта — апрель — май — это то самое дно, о котором многие говорят. Покупательский спрос не уменьшился, мы наблюдаем то же количество звонков, то же количество посещений. Интерес есть.
На сегодняшний день статистика такая, что люди, наши потребители, в первую очередь привлечены возможностью сохранить средства в преддверии «страшного кризиса». Они начали вкладывать деньги в особо ликвидные инструменты, на сегодня это наличные: рубли, доллары или евро. Таких порядка 15% согласно нашим внутренним исследованиям. Остальные как вкладывали в недвижимость, так и продолжают вкладывать — для нас ничего не изменилось. О чем это говорит? Да, люди намерены немного подождать, но все равно рано или поздно они вложат деньги в недвижимость. Когда будет выгодно? Когда цены на недвижимость пойдут вверх. Когда рубль начнет усиливаться, когда он будет в районе полтинника при нефти за $70. Вот и вся экономика.
Покупатели есть, рынок жив! Ответственно могу вам сказать с осторожным оптимизмом: мы входим в новые сделки, начинаем новые проекты — это те миллионы квадратных метров, которые нам предстоит реализовать в будущем. Мы планировали уменьшить инвестиции в этом году, в итоге их только увеличили. На текущее экономическое положение смотрим достаточно спокойно. Ну хорошо, выручка по многим проектам у нас упала на 30%, но это не столь губительно, мы строим не четыре дома одновременно, а три — вот и все. Надо жить немного по средствам. И моя рекомендация строителям (да они и сами это видят!): не нужно пытаться никого удивить, не нужно пытаться поднять сразу гору за один раз, а аккуратно и плавно работать с тем спросом, что есть.
Ну и конечно, большое влияние сейчас будет оказывать то, что люди в декабре-январе очень много вкладывались в депозиты. Депозиты, как правило, полугодовые. Это очень большой объем денег — более триллиона рублей. Мы понимаем, что выход этих денег будет в конце июня — до сентября. Люди начнут вкладывать в недвижимость. То есть деньги в стране есть. Некоторые предприятия в стране даже расцветают — например, в сельском хозяйстве, я очень внимательно наблюдаю за этим сектором. Много денег и в комплексе ВПК. Я бы назвал этот кризис прививкой для страны, которая должна нас в итоге спасти.
Вы сказали, что спрос есть. Это нормальный, обычный спрос среди тех, кому нужно жилье? Или это спрос «про запас»?
— Вопрос интересен вот в чем. Сейчас спрос очень сильно поддерживается за счет субсидирования ипотеки — я считаю, это очень крутой инструмент. То есть, у людей фактически живых денег нет. Это не инвестиционщики, это люди, которым реально нужны квартиры, люди, у которых есть работа и доход на семью составляет 200–250 тыс. руб. Именно они могут сегодня взять ипотеку. Инвестиционщиков сейчас практически нет, но они нам очень нужны. Спекуляции — это самая большая польза для любого рынка, потому что рынок из-за них становится волатильнее, а нам нужна эта раскачка, рынок должен двигаться, иначе он будет мертвым. Я могу ответственно сказать, что если сейчас дать скидку на ряд проектов в 15–20%, то спекулянты готовы голосовать рублем. Нам нужно, чтобы на рынок вернулись спекулянты.
Останется ли доля таких частных инвесторов в недвижимость привлекательной в будущем? Ведь у нас с каждым кризисом доходность падает — приходит к общеевропейскому уровню.
— Для статистики — в Москве на сегодняшний день живет и передвигается 25 млн человек. Здесь только людей, которые участвуют в выборах, 15 млн. Плюс пояс Московской области — еще 27 млн. То есть вы понимаете, что примерно 35% страны сконцентрировано в столице. Понятно, что Москва — центр учебных заведений, центр всех ветвей власти. Суперминистерства, суперпредприятия с приставкой «Рос-» — они все здесь. Москва — это финансовый центр. Поэтому спрос здесь всегда будет устойчивым. Люди, приезжающие в Москву, зарабатывают здесь деньги и здесь начинают покупать недвижимость. Мы уже давно видим смещение спроса. Сейчас более половины людей, которые покупают жилье в столичных новостройках, — не москвичи.
И в регионах деньги есть. У нас, чтобы ни говорили, в стране нефть как была, так и будет…