Современные денежные средства. Денежные агрегаты

Денежные агрегаты.Для анализа изменений, происходящих в процессе движения денег, используют денежные агрегаты. Центральный банк РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов: Агрегат МО= наличные деньги в обращении;

Агрегат М1 =МО + средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций + средства страховых компаний + депозиты населения до востребования в Сбербанке и в коммерческих банках;

Агрегат М2= М1 + срочные вклады населения в Сбербанке; Агрегат М3= М2 + сертификаты и облигации госзайма.

В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2. Иногда выделяется МО, а также показатель С^М («квазиденьги», т.е. сберегательные и срочные депозиты) как разность между М2 и М1.

Пластиковые деньги — это платежные карточки, с помощью которых производят безналичные расчеты за товары и услуги, а также получают наличные деньги (через банкоматы — электронные банковские аппараты самообслуживания для выдачи денег). Пластиковые карточки различаются по назначению: для снижения цены в пользу покупателя, расчетов за автомобильное топливо, приобретения по безналичному расчету в кредит товаров и услуг и др.

Под электронными деньгами подразумеваются электронные денежные расчеты, которые производятся между гражданами и банками, предприятиями торговли и услуг. Речь идет о применении компьютерных сетей, систем связи со средствами кодирования информации (применении условных обозначений и названий), ее автоматической обработки. Применение электронной цифровой подписи облегчает заключение договоров имущественного характера. С помощью инфомрационных технологий налажена элект-ронная почта: передаются платежные документы, информация о ценах, совершаются сделки купли-продажи товаров и услуг.
Рассмотренные нами отличия современных денежных средств от золотого стандарта обусловили коренные изменения движения денег на международной арене.

30. Конкуренция, и ее роль в прогрессивном развитии экономики.
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка являются несимметричными. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в табл. 7.1, которая характеризует положение продавцов благ.

Таблица 7.1 Конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка Конкуренция Монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения)
Участие товаровладельцев в контроле над ценами Нет Полный контроль

Из материалов табл. 7.1 нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Да разве можно назвать естественным такое положение, когда все рыночное пространство захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:


1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять "свое место под солнцем" - выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то территорий);

3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4. межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5. национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6. глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).



Поле конкурентного противоборства армий продавцов и покупателей, ход их сражения наглядно представлен на рис. 7.1,

Современные денежные средства. Денежные агрегаты - student2.ru
Рис. 7.1. Кривые спроса и предложения (по цене) где изображены пересекающиеся кривые спроса и предложения. Здесь рассматриваются обобщенные данные о ценах и количествах продуктов, пригодные для любых рыночных ситуаций (в отличие от рис. 6.4).
На рис. 7.1 отображены три основных уровня рыночной цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен.
Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

31. Монополия: понятие и организационные формы.

Цель монополии - получение максимально возможного дохода по-средством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средство достижения цели - монопольная цена, которая обеспечивает получение сверхприбыли. Основные методы контроля над ценами: - лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют; - соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен; - назначение цен на основе длительно существующего положения, традиции. Существует несколько типов монополий:

- искусственная монополия. Возникает в результате заключения между отдельными предприятиями соглашений, которые определяют объемы выпуска продукции, рынки сбыта, устанавливают цены и т.д.;

- естественная монополия. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, обусловливающих меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.);

- государственная (легальная) монополия - на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.; - временная монополия, обусловленная научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;

- случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется искусственно. Организационно монополистические объединения выступают в сле-дующих формах. Картель - соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность. Синдикат - соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую контору, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Последние сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.Трест - объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руково-дство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей. Концерн- наиболее развитая форма объединений предприятий разных отраслей. Возникает концерн на основе скупки одним (головным) предприятием контрольного пакета акций других предприятий. Входящие в концерн предприятия номинально остаются самостоятельными, но фактически подчиняются единому хозяйственному руководству. Конгломерат - объединение предприятий разных отраслей, но в от-личие от концерна не имеющее головной фирмы. Таким образом, основные отличия разных форм объединений связаны со степенью сохранения самостоятельности предприятий, входящих в объединения. В основе объединения предприятий может лежать: - горизонтальная интеграция - объединение предприятий одной отрасли, одной сферы производства; - вертикальная интеграция - объединение предприятий разных отраслей, технологически связанных между собой; - диверсификация - объединение предприятий разных отраслей, тех-нологически между собой не связанных.

Наши рекомендации