Править] Осуществление реформы 6 страница
1) Главная политическая цель – снять социальную напряженность в обществе, укрепить социальную базу советской власти, в форме союза рабочих и крестьян.
2) Экономическая цель – предотвратить дальнейшее углубление разрухи в народном хозяйстве, выйти из кризиса и восстановить экономику страны.
3) Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социализма в СССР, в конечном счете. Программой минимума можно было бы назвать такие цели, как ликвидация голода, безработицы, повышения материального уровня, насыщение рынка необходимыми товарами и услугами.
4) И наконец, НЭП преследовал еще одну, не менее важную цель – восстановление нормальных внешнеэкономических и внешнеполитических связей, на преодолении международной изоляции.
Подводя итог всему вышесказанному, можно еще раз подчеркнуть, что НЭП был системой различных мероприятий. Введение НЭПа было остро необходимой мерой, продиктованной самой жизнью. Еще до начала осуществления нэповских мероприятий политике НЭПа давались различные, порою весьма полярные оценки.
При всех недостатках и недочетах новая экономическая политика должна была явиться спасением для России, оказавшейся на краю бездны, и, несмотря на разногласия в большевицкой партии, введение новой экономической политики началось.
III. Начало осуществления новой экономической политики, основные мероприятия НЭПа.
Осуществление первых экономических преобразований НЭПа началось с аграрного сектора экономики. 16 марта 1921 года Президиум ВЦИК принял постановление «О замене продразверстки натуральным налогом». 21 марта ВЦИК принимает постановление «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Еще ряд декретов ВЦИК и Совнаркома, а также решения
IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 года законодательно оформили переход к новой экономической политики.
Исходным документом новой экономической политики послужило установление, а точнее, восстановление товарно-денежной, рыночной формы экономической связи в замен преобладавшего в тот период «военного коммунизма» прямого продуктообмена. В своем первоначальном варианте новая экономическая политика, в принципе, сводилась к двум моментам: замене продразверстки продналогом и обмену находившимся в руках государства промышленным товаров на излишки сельхозпродукции, остававшиеся у крестьян после ее сдачи в порядке налоговой уплаты. И лишь когда летом 1921 года данный товарообмен фактически был сорван, были сделаны более радикальные выводы. В частности, с ведением НЭПа торговля стала рассматриваться как важнейший и незаменимый инструмент оживления и нормализации производственных сил, общественного производства.
Итак, введение НЭПа началось в сельском хозяйстве после замены продразверстки продналогом, он устанавливался до посевной компании, не мог изменятся в течение года и был в два раза меньше продразверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства. Важной составляющей частью НЭПа в аграрной сфере явился также плюралистический подход к формам крестьянского землепользования. Согласно закону о трудовом землепользовании, за каждым земельным обществом признавалось право сохранять применяемый ими избираемый другой способ землепользования: общинную, товарищескую, отрубную, хуторскую или смешанную форму. Прекратилось насильственное насаждение коммун. Было законодательно зафиксировано право свободного выхода из сельской общины и выбора формы землепользования. Крестьяне – единоличники стали давать 95,5%сельскохозяйственной продукции, НЭП стимулировал рост сельхозпроизводства и в результате уже к 1925 году на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень довоенной России.
Существенно улучшилось и снабжение отечественной промышленности сельскохозяйственным сырьем.
В промышленности наиболее существенным выражением нэповских преобразований послужил перевод государственных предприятий на самофинансирование, на хозяйственной (коммерческий) расчет. Они обязывались реализовать производимую продукцию на рынке и на вырученные средства осуществлять расширенное воспроизводства. Другой линией нэповских институциональных перемен в индустрии явилось частичное ее денационализация. Прекращалось огосударствление мелких предприятий.
С целью подъема капиталоемких отраслей, имеющих особое значение для развития производительных сил, в том числе нефтедобычи и горнодобывающих производств, намечалось применение института сдачи некоторых предприятий в концессии иностранным капиталистам. Концессии основывались на договорах,заключаемых между Советским государством и иностранными фирмами для эксплуатации свободных основных фондов в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности.
Все указанные меры сопровождались радикальной перестройкой всей системы управления индустрией. Жесткая централизация управленческих функций через систему главков отменялось. Параллельно шли массовое трестирование госсектора на уровне «первичного звена» и реорганизация Высшего совета народного хозяйства как органа руководства промышленностью на уровне государства. Трестирование предприятий обеспечивало важные предпосылки как для улучшения коммерческих параметров работы промышленности, так и для концентрации производства важнейших видов продукции на лучших предприятиях.
В целом, можно констатировать, что благодаря нэповским преобразованиям в
1926 году по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая и пищевая промышленность развивались быстрее и уже к середине 20-х годов, в основном, восстановили довоенные объемы производства. Особенно важным было восстановление мелкого и кустарно-ремесленного производства, где в 1925 году было занято около 4-х миллионов человек, что было значительно больше, чем в фабрично-заводской промышленности.
Перевод экономики страны на рыночные рельсы резко выявил необходимость оздоровления финансовой системы и стабилизации рубля. Первым шагом на этом пути явилось учреждение Госбанка, другой крупнейшей акцией стала денежная реформа 1922-1924гг.. Обеспеченный золотом, валютой, векселями и товаром,билет Госбанка (червонец) быстро завоевал признание. Кроме единого Госбанка в финансовой сфере появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Выпускались государственные займы, распространяемые в принудительном порядке. Принятый в финансовой сфере комплекс мер позволил укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией.
С признанием рыночной составляющей НЭПа все экономические вопросы стали рассматриваться в общем контексте задач нормализации торговых отношений.
Сама торговля развивалась ускоренными темпами, втягивая в оборот все разраставшуюся массу производителей города и деревни. Строю удалось довольно быстро проскочить этап, когда «все торговали всем», динамично прогрессировала специализация торговли, организовывались синдикаты, в обиход входили торговые выставки, ярмарки, товарные биржи.
С переходом к НЭПу государство предоставило возможность и для развития различных форм кооперации. Наиболее быстро происходило становление потребительской кооперации, тесно связанной с деревней. Получили стимулирование для своего роста и другие формы кооперации – снабженческие, кредитные, промысловые, сельскохозяйственные, производственные, жилищные.
Впервые кооперативное движение получило свое организационное оформление в общегосударственном масштабе. Во главе потребительской кооперации был поставлен Центросоюз, кустарно-промысловой – Всекомпромсоюз.
Государство и кооперация успешно действовали в отношении эффективного регулирования рыночных отношений, не допускалось произвола в ценообразование.
Интенсивно растущий товарооборот уже к 1924 году вполне удовлетворительно обслуживал хозяйственные связи в экономике, обеспечивал,в частности, экономическую смычку между городам и деревней.
Таковы важнейшие мероприятия осуществлявшиеся Советским государством новой экономической политики. При всем многообразии оценок, НЭП можно назвать успешной и удачной политикой, имевшей большое и неоценимое значение. И разумеется, как всякая экономическая политика, НЭП имеет огромный опыт и важные уроки.
IV. Итоги, уроки, опыт НЭПа.
Итак, НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Итоги новой экономической политики просто впечатляют. К 1925 году было в основном завершено восстановление народного хозяйства. Общий выпуск промышленной продукции за 5 лет НЭПа вырос более чем в 5 раз и в 1925 достиг 75% от уровня 1913 года, в 1926 году по объему валовой промышленной продукции этот уровень оказался превышенным. Наблюдался подъем в новых отраслях промышленности. В сельском хозяйстве валовой сбор зерна составил 94% от сбора 1913 года, а по многим показателям животноводства довоенные показатели остались позади.
Настоящим экономическим чудом можно назвать упомянутые оздоровление финансовой системы и стабилизацию отечественной валюты. В 1924/1925хозяйственном году был полностью ликвидирован дефицит государственного бюджета, а советский рубль превратился в одну из самых твердых валют в мире. Быстрые темпы восстановления народного хозяйства в условиях социальной ориентированности экономики, заданный существовавшим большевицким режимом, сопровождались значительным ростом жизненного уровня народа, бурным развитием народного образования, науки, культуры и искусства.
НЭП породил и новые трудности, наряду с успехами. Затруднения объяснялись в основном, тремя причинами: дисбалансом промышленности и сельского хозяйства; целенаправленной классовой ориентацией внутренней политики правительства; усиление противоречий между многообразием социальных интересов разных слоев общества и авторитаризма. Необходимость обеспечения независимости и обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики и, в первую очередь, тяжелой оборонной, промышленности.
Приоритет индустрии над агросферой выливался в неприкрытую перекачку средств из деревни в город путем ценовой и налоговой политики. На промышленные товары сбытовые цены искусственно завышались, а закупочные цены на сырье и продукты занижались, то есть вводились пресловутые
«ножницы» цен. Низким было качество поставляемой промышленной продукции.
Происходило с одной стороны, затоваривание складов дорогими и плохими промтоварами. С другой стороны, крестьяне, собиравшие в середине 20-х годов хорошие урожаи, отказывались продавать государству хлеб по твердым ценам,предпочитая продавать его на рынке.
Бесценный опыт НЭПа именно в том и состоит, что государства, проводящие преобразования в экономике могут учитывать эти и другие уроки, через которые прошла экономика России вначале 10-х годов. Тема НЭПа сегодня актуально, как никогда. Именно наш, российский опыт использовали государства, проводившие социалистические преобразования. Именно опыт и уроки НЭПа во многом оказались невостребованными, когда в России в 1992году стартовала решительная экономическая реформа, отношение к НЭПу было и есть неоднозначным. Разные массы и социальные группы хотели увидеть в нем то, что именно им, и только им, хотелось увидеть. И если часть исследователей считает, что при последовательном осуществлении НЭП привел бы и гигантским преобразованиям и вывел бы страну в экономические лидеры если не в мире, то, как минимум, в Европе, то есть и другое мнение. Оно в частности, гласит, что именно рыночные элементы НЭПа оказали деструктивное влияние на экономику в целом. Пропорции сдвинулись в сторону стихийных начал рынка, а это, в свою очередь, вызывало попытку государства восстановить утраченные позиции за счет форсированного вмешательства в экономику. И действительно, для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер, усилив централизованное руководство экономикой,ограничив самостоятельность предприятий, увеличив цены на промышленные товары, повысив налоги на частных предпринимателей, торговцев, зажиточных крестьян. Государство решило разобраться со всеми социально-экономическими неурядицами одним ударом, не вырабатывая механизма взаимодействия государственного, кооперативного и частного сектора хозяйства, а занявшись поиском и обезвреживанием «вредителей» и «врагов народа». Все это привело,в конечном итоге, к свертыванию НЭПа
Реформы Сокольникова
У истоков кредитно-денежной реформы стоял нарком финансов Г.Я. Сокольников, который еще в 1918г. возражал против безудержной денежной эмиссии. Но в тот момент Сокольников не был понят, эмиссия продолжалась, и только чудом не был воплощен в жизнь план полного аннулирования денег и закрытия наркомата финансов за ненадобностью. Позже В.И. Ленин признавал, что этот важнейший наркомат в годы гражданской войны был практически разрушен, ликвидирован на 90%. Теперь, в новых хозяйственных условиях, для оздоровления финансовой системы следовало, с одной стороны, снять запреты на все виды торговли. С другой стороны, надо было ликвидировать огромный бюджетный дефицит путем резкого сокращения государственных расходов и развития эффективной налоговой системы. Эти мероприятия позволяли ликвидировать колоссальный «денежный навес», образовавшийся за предыдущие годы. Наркомфин во главе с Сокольниковым Г.Я. настаивал на том, чтобы снять с государственного обеспечения массу мелких убыточных предприятий, сократить огромный бюрократический аппарат советских учреждений и численность бойцов Красной Армии. Сокольников постоянно подчеркивал, что государство и предприятия промышленности и торговли не должны ничего давать друг другу бесплатно, а только на основе хозяйственного (финансового) расчета. Но большинство «красных хозяйственников» не соглашались с этим и требовали все больше денег, настаивали на дополнительной эмиссии. Они выступали против Сокольникова, упрекая его в стремлении к «диктатуре Наркомфина». Под руководством Г.Я. Сокольникова заново создавались финансовые органы в центре и на местах, подбирались квалифицированные работники. Так, для подготовки денежной реформы был приглашен опытный финансист Н.Н. Кутлер, который участвовал в проведении знаменитой реформы С.Ю. Витте в 1895-1897 годах. В течение 1922г. шла острая дискуссия о том, как проводить денежную реформу, что взять за мерило ценности при переходе на новые деньги. Предлагался так называемый «товарный рубль». Который был бы связан лишь со средним курсом товаров или с товарным индексом. Сокольников же, настаивал на золотом стандарте, и к концу 1922г. было решено проводить реформу на основе золотого стандарта.
Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922г. были выпущены так называемые совзнаки. Новый рубль приравнивался к 10 тыс. прежних рублей. В 1923г. были выпущены другие совзнаки, один рубль которых равнялся 1 млн. прежних денег и 100 рублям образца 1922г. Одновременно с выпуском новых совзнаков, в конце ноября 1922г., была выпущена в обращение новая советская валюта – «червонец», приравненный к 7, 74 гр. чистого золота, или к дореволюционной золотой десятирублевой монете. Новые «золотые банкноты» на 25% обеспечивались золотом, другими драгоценными металлами и иностранной валютой, на 75% - легко реализуемыми товарами, векселями и прочими обязательствами. Выпуск червонца означал перелом в развитии финансовой системы России. Было строго запрещено использовать червонцы для покрытия бюджетного дефицита. Они предназначались, прежде всего, для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле. И хотя, на 1 января 1923г. доля червонцев в денежной массе была ничтожна – всего 3%, во втором полугодии они почти вытеснили совзнаки из крупного хозяйственного оборота. Уже осенью крестьяне соглашались продавать зерно только за червонцы, порой даже снижая цены, лишь бы получить «золотые банкноты». Устойчивость червонца подтверждалась тем, что Госбанк обменивал все предъявляемые банкноты на иностранную валюту по твердому курсу. Осенью 1922г. были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу. Если курс червонца поднимался выше официального паритета, Госбанк скупал золото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев, и наоборот. В результате этого в течение 1923г. курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Уже в 1925г. червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков. В марте 1924г. был определен фиксированный курс из расчета 50 тыс. рублей совзнаками 1923г. за 1 рубль золотом казначейскими билетами. Но так как деноминация 1923г. приравняла в свое время 1 руб. образца 1923г. к 1 млн. руб. знаками дореволюционного и революционного образцов до 1921г. включительно, то это означало обесценивание бумажного рубля в 50 млрд. раз. Но это была не самая рекордная цифра. Если говорить о мировой практике, то в тот период Германия превзошла ее.
Одновременно с денежной была проведена и налоговая реформа. Уже в конце 1923г. основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике, был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. И, хотя, процесс проходил очень медленно, основная линия просматривалась достаточно четко. В этот период активно разрабатываются новые источники получения денежного налога. В период между августом 1921г. и февралем 1922г., были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды и другие товары. К последнему кварталу 1922г. Сокольников Г.Я. заявил, что треть всех поступлений бюджета получена за счёт денежного налогообложения, меньше трети – за счёт выпуска банкнот, а остальная часть – за счёт натурального налога.
Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921г. возобновил свою работу Госбанк, упраздненный в 1918г., началось кредитование предприятий промышленности и торговли на коммерческой основе. До тех пор, пока не произошла стабилизация рубля, Госбанк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране возникли специализированные банки: Торгово-промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924г. – Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанк) и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Летом 1922г. был предпринят еще один шаг к стабилизации финансовой системы: была открыта подписка на первый государственный хлебный заём на общую сумму в 10 млн. пуд. ржи в зерне. Государство выпустило беспроцентные облигации достоинством в 100 пудов, которые подлежало оплатить в период с 1 декабря 1922г. по 31 января 1923г. натурой или наличными деньгами по полной рыночной цене ржи в день оплаты. Вслед за этим был выпущен 6%-ный заём на 100 млн. золотых рублей. Все это проводилось с целью подготовки условий для денежной реформы, поскольку облигации служили в качестве внутреннего кредита, а также средством выкупа обесцененных бумажных денег. Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. В 1923г. в стране существовало 17 самостоятельных банков, а в 1926г. их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%. Подтверждением рыночного характера экономики может служить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особо выгодных условий кредитования. Зачастую одни и те же организации, предприятия, тресты кредитовались у нескольких банков одновременно. Широкое распространение получил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями. Примерно половина краткосрочного банковского кредита осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал единый денежный рынок со всеми его атрибутами. Большое внимание уделялось внешней торговле. Нарком финансов Г.Я. Сокольников неоднократно подчеркивал, что успешное экономическое развитие страны возможно лишь в том случае, если она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Вопреки мнению Ленина, который твердо настаивал на государственной монополии внешней торговли, Сокольников Г.Я. (особенно в 1922г.) выступал за ее некоторую либерализацию, поскольку это не только позволило бы пополнить золотой запас страны, но и обеспечило бы поступления в бюджет от таможенных пошлин, а также увеличило бы ёмкость внутреннего рынка. Монополия внешней торговли, по мнению Г.Я. Сокольникова, не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, поскольку крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а не валюту. Он настойчиво выступал за организацию совместных торговых обществ с участием иностранного капитала, за расширение прав трестов и предоставление им возможности выхода на мировой рынок под контролем Наркомвнешторга. Дело в том, что к осени 1922г. стало ясно, что внешнеторговый оборот страны заметно отстал от общих темпов хозяйственного подъема. В первом полугодии 1922г. стоимость экспорта составляла не более 3% от уровня 1913г., при этом стоимость импорта в десять раз превосходила стоимость экспорта. Это объяснялось тем, что на восстановление промышленности нужно было все больше закупать за рубежом сырья и оборудования. Расширять же импорт можно было только за счет роста экспорта, скажем, излишков сельскохозяйственной продукции. Но закупочный аппарат Наркомвнешторга был неповоротливым и неопытным, да и денег на закупки продуктов у крестьян государство выделяло очень немного. Сокольников Г.Я. пытался добиться разрешения на временную либерализацию ввоза и вывоза для крестьян и предприятий (трестов) по отдельным категориям товаров. В.И. Ленин выступил резко против ослабления монополии внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. На самом же деле правительство опасалось того, что производители, получив право свободного выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против этой власти. Исходя из этого, руководство страны всеми силами старалось не допустить демонополизации внешней торговли. И все же в стране происходило возрождение рыночной экономики, освобождение её от оков «военного коммунизма», что способствовало достижению высоких экономических показателей. С 1921г. по 1926г. объём промышленного производства возрос более чем в три раза и практически приблизился к уровню 1913г. Производство сельскохозяйственной продукции выросло за эти пять лет в два раза и на 18% превысило уровень 1913г. В 1927-1928гг. прирост промышленного производства составил соответственно 13 и 19%. Среднегодовой темп прироста национального дохода в целом за 1921-1928гг. составил 18%. К 1928г. национальный доход на душу населения вырос на 10% по сравнению с 1913г. В 1922г., в основном, произошла отмена карточной системы.
Но, несмотря на твердую позицию наркомфина Г.Я. Сокольникова, «красные директора» по-прежнему требовали продолжать практику льготного финансирования промышленности за счет крестьянства, чтобы подхлестнуть развитие «социалистического звена» в государственной промышленности по сравнению с мелкобуржуазным звеном крестьянского хозяйства. Для этого они настаивали на неограниченном расширении банковской эмиссии. Уже в «Контрольных цифрах народного хозяйства на 1925-1926 хозяйственный год», разработанных Госпланом, открыто утверждалась идея о «подчинении денежного обращения возрастающей эмиссии». Таким образом, четырехлетняя упорная борьба с инфляцией была проиграна. Под нажимом Госплана и ВСНХ с июля по декабрь 1925г. денежная масса увеличилась по сравнению с 1924г. на 400 млн. руб., или в полтора раза, что привело к нарушению равновесия между размерами товарооборота и находившейся в обращении денежной массой. Возникла реальная угроза инфляции, признаком чего стал уже в сентябре 1925г. рост товарных цен и все более ощущавшийся дефицит промышленных товаров первой необходимости. Крестьянство очень быстро отреагировало соответствующим образом на эту ситуацию, что привело к срыву плана хлебозаготовок. Это в свою очередь, повлекло за собой невыполнение экспортно-импортной программы и сокращение доходов от продажи хлеба за границей. Для поддержания устойчивого курса червонца на внутреннем рынке Госбанк был вынужден постоянно вводить в обращение золото и инвалюту, чтобы изымать денежные излишки. Но эти меры приводили не к сокращению эмиссии, а к истощению валютных резервов. Так, собственно, был ликвидирован единый паритетный курс червонца, поддерживаемый Госбанком как на внешнем, так и на внутреннем рынке, в результате чего произошло раздвоение валютных курсов. Продажа инвалюты была разрешена только для тех, кто выезжал из страны, вследствие чего возросло количество операций по вывозу червонцев за границу, чтобы обменять их по официальному курсу. Для предотвращения этого процесса с июля 1926г. было запрещено вывозить червонцы, а вскоре прекратилась и их скупка на внешнем рынке. Это означало полный отказ от котировки советских рублей за рубежом. Червонец, являвшийся одной из мировых валют, превратился в сугубо внутреннюю валюту СССР. Впрочем, к этому времени Г.Я. Сокольников уже не участвовал в финансовых мероприятиях, так как еще в январе 1926г. его освободили от обязанностей наркома финансов, это было связано с ожесточенной борьбой в коридорах власти за выбор дальнейшего пути развития экономики страны. В 1930-х гг. Г.Я.Сокольников был репрессирован и погиб в 1939г.
18.курс на индустриализацию.
По уровню народнохо зяйственного развития, т. е. по состоянию производи тельных сил и их технико-экономической организации, СССР в конце 20-х годов находился на начальных эта пах индустриализации. Хотя переход от доиндустриального к индустриальному технологическому способу начался еще в XlX в., темпы этого процесса были таковы, что вплоть до революции Россия оставалась аграрной страной, в народном хозяйстве которой преобладало мелкое производство и домашние формы труда.
Мировая, а затем гражданская войны резко ослабили и те элементы индустриального производства, которые имелись в российской экономике.
Естественно, что к исходу первого десятилетия Советской власти, когда в основном завершилось восстановление разрушенного, СССР оказался на той же начальной стадии индустриального преобразования народного хозяйства, которой Россия достигла накануне воины и революции. В фабрично-заводской промышлен ности к началу первой пятилетки производилось лишь 20—25% национального дохода СССР, тогда как сельское хозяйство давало около 50%. Государство получало с него только небольшой налог и не имело почти никаких средств, чтобы развивать и увеличивать промышленность. В сельскохозяйствен ном производстве было занято едва ли не 80% рабо тающего населения страны, велось оно почти исключи тельно ручным способом.
Объем промышленной продукции, выпускавшейся в то время, даже по абсолютной величине существенно уступал соответствующим показателям всех ведущих индустриальных держав, несмотря на гораздо более многочисленное население страны. В СССР при населении примерно в 160 млн. человек в конце 20-х годов производилось ежегодно 3-4 млн. т. чугуна, 4-5 млн. т. стали, 35-40 млн. т. угля, 5-6 млрд. кВтч электроэнергии — в 2-3 раза меньше, чем в Германии, Англии или Франции — странах с населением 40-60 млн. человек, - и во много раз меньше, чем в США, где проживало тогда чуть больше 120 млн. человек. Уровень производства советской промышленности в расчете на душу населения отличался от душеного производства в инду стриально развитых странах в 5-10 раз, а то и на несколько порядков. Многие наиболее сложные промыш ленные изделия вообще не производились. При этом и в промышленности большинство рабочих (хотя и не столь подавляющее, как в сельском хозяйстве) было занято ручным трудом.
Вооруженные силы Советов были очень слабы; они были вооружены тем, что осталось от царской армии. Авиации практически не было, не было танков и совсем не было заводов для их производства.
Ключевой экономической задачей развернутого строительства социализма в СССР являлась социалистическая индустриализация страны.
Историческую задачу индустриализации страны выдвинул В.И. Ленин: «…единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие. Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под все отрасли народного хозяйства будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда социализм победит в нашей стране».
Такой развитой базы страна тогда не имела. Ее необходимо было создать. Индустриализацией предусматривалось создание материально-технической базы для социалистической реконструкции сельского хозяйства.
Индустриализация являлась решающим условием для преодоления вековой экономической отсталости многих народов СССР, для ликвидации фактического неравенства между народами нашей страны, для формирования национальных кадров рабочего класса. Социалистическая индустриализация обеспечивала технико-экономическую самостоятельность СССР, его независимость от капиталистических стран, основу оборонной мощи Советского государства, а также коренной подъем жизненного уровня трудящихся (полное преодоление безработицы, резкое увеличение производства предметов народного потребления, рост национального дохода).