Основные принципы налогообложения
1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности – соразмерно получаемому доходу.
2. Налог должен быть точно определен. Его размер, время и способ уплаты должны быть ясны плательщику.
3. Время и способы взимания налога должны быть наиболее удобны для плательщика.
4. Каждый налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Механизм функционирования налоговой системы определяется законодательством, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания.
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых исчислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговые льготы носят не адресный, а функциональный характер, то есть предоставляются в зависимости от вида деятельности, характера работы.
Налоги по степени их воздействия на налогоплательщика разделяются:
1. Прогрессивные Н.– которые возрастают быстрее, чем прирастает доход.
2. Пропорциональный Н. – характеризуется одинаковыми налоговыми ставками от любого дохода, т.е. сохраняет постоянное значение.
3. Регрессивный Н. – если взимается более высокий процент с низких доходов и меньший – с высоких.
В зависимости от способа взимания налоги делятся:
1. Прямые Н. – взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика.
2. Косвенные Н. устанавливаются в виде надбавок к ценам на товары, тарифы и услуги.
Тема 9. Финансовая система национальной экономики
Финансы (Ф) – это денежные средств или финансовые ресурсы, предназначенные для производства, распределения и потребления.
Финансовая система (ФС)– это все виды финансовых ресурсов (денежных средств) и операции с их использованием.
Основные функции Ф.
1. Распределительная – создание основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства.
2. Перераспределительная – создание вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности социальными группами населениия.
3. Контрольная – состоит в контроле за распределением ВНП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.
4. Регулирующая – связана с вмешательством государства (через гос. расходы, налоги, кредит и т.д.) в целях регулирования экономики.
Структура ФС
1. Государственные финансы – в состав которых включаются денежные средства федерального, регионального и местного бюджетов; активы банков, различных внебюджетных фондов.
2. Негосударственные – это денежные средств негосударственных организаций, а также юридических и физических лиц.
Государственный бюджет
Бюджет – это запас (количество) финансовых ресурсов, которыми располагает государство и все его структуры, это баланс расходов и доходов.
Бюджетная система – это сочетание взаимосвязанных и взаимодействующих между собой бюджетов разных уровней и видов.
Различают три состояния бюджета
1. Нормальное – если расходная часть равна доходной.
2. Дефицитное – если расходы превышают доходы.
Причины дефицита:
- падение доходов в условиях кризисного снижения экономики;
- уменьшение акцизных налогов, поступающих в бюджет;
- увеличение бюджетных расходов;
- непоследовательная финансово-экономическая политика;
- возрастание оборота теневого капитала;
Меры по снижению дефицита
- переход от финансирования к кредитованию;
- постепенная ликвидация дотаций убыточным фирмам;
- снижение расходов на управление государством;
- изменение системы налогообложения;
- повышение роли местных бюджетов.