Оформление результатов работы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Коммуникативное образование является необходимым ком­понентом в подготовке сегодняшнего специалиста. Информаци­онно грамотной считается личность, способная выявить, оце­нить информацию и умело ее использовать. Среди всех профес­сиональных качеств умение работать с разного рода информацией в настоящее время наиболее высоко ценимо.

Новые технологии обучения, основанные на применении ком­пьютерных технологий, мультимедиа, информации в сетях и т. д. позволяют значительно интенсифицировать процесс овладения информацией, вовлекать студентов в работу по ее обработке, установлению связей и т. п. В повышении эффективности учеб­ного процесса особенно велика роль ресурсов и технологий Ин­тернет. Новая коммуникативная среда налагает на прошлые виды общения свой неповторимый отпечаток. Все более и более за­метными в современной жизни становятся виртуальность, инте­рактивность, гипертекстуальность, глобальность и мозаичность.

Каждый студент обязан предвидеть, насколько необходимо умение запасаться сведениями по нужным вопросам, и потому должен знать, как находить информацию. Практика показывает, что не все студенты умеют ориентироваться в документальных потоках, самостоятельно извлекать необходимую информацию и грамотно оформлять ее.

Данное методическое пособие, направленное на развитие информационной культуры студентов, призвано показать много­образие информационных источников, познакомить студентов с различными алгоритмами поиска информации, приемам работы с литературой, рассмотреть типовые случаи оформления само­стоятельных работ. Алгоритмы поиска информации, на первый взгляд, могут показаться сложными, но овладев ими, можно из­бавиться от значительной затраты времени и многих хлопот. Если усвоены методы самостоятельной работы, значит, приобретено самое важное — исследовательские умения и навыки.

Пособие может быть полезно как студентам младших кур­сов, которые еще только начинают осваивать навыки самостоя­тельной исследовательской работы, так и старшекурсникам, ко­торым предстоит написать, грамотно оформить и защитить кур­совые и дипломные работы.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа — один из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы студента. Выполнение сту­дентами курсовых работ способствует более углубленному изучению предмета и служит проверкой глубины и прочности знаний.

Целями выполнения курсовой работы являются:

• овладение начальными навыками исследовательской дея­тельности;

• формирование умений обобщать и систематизировать на­учный текст;

• развитие навыков анализа изученного материала;

• повышение самооценки интеллектуального труда.

При написании работы необходим творческий подход, сту­дент обязан уметь делать собственные выводы на основе изу­ченной литературы. Теоретические положения работы необхо­димо подкреплять конкретными примерами и фактами. Студент должен раскрыть содержание избранной темы, продемонстри­ровать свободное владение научным аппаратом дисциплины.

Тематика курсовых работ разрабатывается в рамках требо­ваний Государственного образовательного стандарта. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразнос­ти ее исследования.

Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется самостоятельность. Обязательное условие — это соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов и содержанию спецсе­минара. В одних случаях побудительным мотивом является стремление получить ответ на вопросы, возникшие на практике, в других — желание исследовать малоизученную проблему и т. д. Вне зависимости от подхода к выбору темы, главное, что­бы она вызывала интерес у студентов.

Если у студентов возникает затруднение при выборе темы, они могут обратиться за помощью к преподавателям. Измене­ние темы допускается лишь в отдельных случаях по ходатай­ству самого студента или по инициативе руководителя.

При выборе темы студентам рекомендуется исходить из сле­дующих критериев:

• Сложность вопроса. Написание работы по сложным те­мам поможет более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах спецсеминара, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.

• Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный,
творческий интерес слушателей и могут быть перспективны для
них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке
статей, докладов, диссертации).

• Курсовая работа впоследствии может быть основой
теоретической части дипломной работы. Поэтому следует
учесть такую возможность при выборе темы курсовой работы.

• Ориентация на профессиональную деятельность.

• Наличие источников и литературы. До окончательного
выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по данной проблеме.

К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная и практическая ценность), собственный опыт сту­дента, перспективность изучаемой проблемы.

После подбора и изучения источников и литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой рабо­ты, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее структу­рой (см. Приложение 5). Составленный план работы необходимо обсудить с руководителем, консультирующим студента.

Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладе­вать техникой и этикой научной работы, в частности, тщатель­ным и аккуратным составлением библиографии. Первая курсо­вая работа представляет собой самостоятельное изложение материала с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. Предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источни­ками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-30 страниц формата А-4, напечатанных 14 кеглем через 1,5 интервала.

На последующем курсе к курсовой работе предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного чис­ла источников и подтверждаться аргументированными выво­дами.

Первая глава курсовой работы содержит обзор и анализ основных теоретических исследований по проблеме работы. Во второй главе необходимо представить результаты приложения теоретических положений на эмпирическом материале. Например, курсовая работа по курсу «Реклама в коммуникационном процессе» состоит из теоретического обоснования выбранной темы (глава 1) и описания проведенных исследований по выбранному объекту (глава 2), выводы содержатся в заключении.

Таким образом, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, включающим самостоятельную разработку избранной проблемы. Она обла­дает всеми чертами научного произведения: в ней четко сфор­мулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснова­на их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знаком­ства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и носит цело­стный и завершенный характер.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством руководителя спецсеминара. Сту­дент вместе с руководителем курсовой работы составляет план ее выполнения, обсуждает с ним структуру и график выполне­ния заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т. п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет оценку законченной работе.

Вполне оправданной является методика, когда первый вари­ант курсовой работы пишется быстро, без тщательной стилис­тической обработки текста. Затем текст внимательно перечи­тывается, редактируется и передается научному руководителю. В соответствии с его указаниями вносятся изменения, коррек­тивы и дополнения. У каждого студента есть возможность ис­пользовать свой индивидуальный стиль работы, но основные ме­тодические приемы пригодны для большинства случаев.

Выполнение курсовой работы включает ряд этапов:

• Выбор темы и изучение литературы;

• Разработка структуры и содержания работы;

• Сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

• Формулирование основных теоретических положений, прак­тических выводов и рекомендаций;

• Оформление работы;

• Защита работы.

Такую же последовательность этапов включает и написание выпускной квалификационной работы, с которыми нужно ознакомиться ниже.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1. Цель, порядок и задачи дипломной работы

В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специаль­ности «Связи с общественностью» для установле­ния уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач проводится итоговая государственная аттестация, предусматривающая под­готовку и защиту выпускной квалификационной работы (диплом­ной работы) и сдачу государственного экзамена.

Выполнение выпускной квалификационной работы студента­ми, обучающимися по программам бакалавра, специалиста и магистра по специальности «Связи с общественностью» является заключительным этапом их обучения на соот­ветствующем уровне (ступени) образования. Выполнение ВКР нацелено на:

• углубление, закрепление и систематизацию теоретических и
практических знаний по специальности «Связи с общественнос­тью» и применение этих знаний при решении практических задач, связанных, с будущей работой выпускников в госу­дарственных и негосударственных структурах и организациях;

• развитие навыков проведения самостоятельного анализа,
формулирования выводов при рассмотрении социально-политических, экономических, юридических и других проблем междисциплинарного характера;

• выявление степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.

Выбрав темы дипломных работ (см. Приложение 1), студенты в начале второго семестра предпоследнего года обучения подают на кафедру за­явление с просьбой утвердить тему дипломной работы и назна­чить научного руководителя. По желанию студенты могут ука­зать и фамилии преподавателей, под руководством которых они хотели бы писать дипломные работы.

Кафедра утверждает избранные темы и назначает научных руководителей. Уточнение и изменение темы дипломной рабо­ты производится в порядке исключения только по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.

Руководитель выдаёт студенту задание на дипломную работу, рекомендует основные источники по теме (литературу, справочные и архивные материалы и т.д.), проводит консультации и следит за ходом выполнения дипломной работы. В сроки, установленные кафедрой, но не реже, чем один раз в месяц студент-выпускник обязан отчитываться о ходе выпол­нения работы перед научным руководителем. Научный руково­дитель обязан детально ознакомить студента-выпускника с тре­бованиями, предъявляемым к содержанию выпускных квалифи­кационных работ.

2. Виды дипломных работ

Выпускная квалификационная работа по специальности «Связи с общественно­стью» может быть либо научно-исследовательс­кой, либо профессионально-практической (творческой):

§ Научно-исследовательская. В работе анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики связей с общественностью. Теоретические положения работы, исследовательские выводы должны быть отражены на каком-либо эмпирическом материале. Дипломник выполняет самостоятельное исследование по теме, систематизируя и анализи­руя имеющийся эмпирический материал и научную литературу, делая обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки.

§ Профессионально-практическая (творческая). Работа представляет собой комплекс материалов, объединенных общей темой (посвященных, например, одному или нескольким PR-ме­роприятиям), подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление. Выпускник должен продемонстрировать уверенные профессиональные на­выки подготовки и анализа своих материалов, а также умение оценить проблемы и практику, используя в качестве исходной
базы литературу вопроса и полученные общепрофессиональные
и специально-профессиональные знания.

Вторая форма — это научно- практический проект, представляющий собой самостоя­тельное эмпирическое исследование, которое имеет прикладное значение и реализовано на практике.

Объем основной части дипломной работы (без источников, литературы и приложений) составляет 60-70 страниц для науч­но-исследовательских работ и 40-50 страниц для профессионально-практических (творческих) работ.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой (см. Приложение 1). Студенты могут избрать и другие темы, не входящие в список тем, рекомендованных кафедрой, но при этом они дол­жны представить соответствующие обоснования и согласовать это с кафедрой. Тема выпускной квалификационной работы дол­жна соответствовать стандарту специальности «Связи с обще­ственностью», современному уровню развития науки, обладать признаками научной новизны, учитывать потребности практичес­ких организаций и учреждений.

При выборе темы студентам рекомендуется учитывать те­матику их рефератов и научных докладов, опыт, накопленный при написании курсовых работ, актуальность темы и ее практичес­кую значимость, место прохождения преддипломной практики.

3. Структура и содержание выпускной квалификационной/курсовой работы

Составление структуры научной работы — важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это слож­ный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конеч­ном итоге включается в оглавление.

Материал научной работы располагается в следующем по­рядке:

§ Титульный лист (см. Приложения 2, 3,4)

§ Содержание (см. Приложение 5)

§ Введение

§ Основная часть

§ Заключение

§ Список использованной литературы

§ Приложения

Во введении (3-4 страницы) отражается основная характе­ристика работы по следующим направлениям:

§ обоснование актуальности избранной темы;

§ цель и задачи исследования;

§ описание объекта и предмета исследования;

§ общий анализ источников и литературы;

§ методы исследования;

§ указание научной новизны и творческой самостоятельности.

Актуальность темы предполагает обоснование причин, ко­торые вызвали необходимость данного исследования. Она может быть сформулирована следующим образом:

Актуальность исследования (проблемы, темы исследования, вопроса, научного поиска, поставленной цели)

- определяется (неразработанностью ..., необходимостью ...,отсутствием..., стремлением ..., поиском ..., недостаточной изученностью ...);

- определяется тем, что ...; обусловлена ...; обусловлена тем, что ..; объясняется тем, что ...; заключается ...; заключается в том, что ...; диктуется ...; диктуется тем, что ...; усматривается в ...; усматривается в том, что...

Цель и задачи исследования — это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования. Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более). Задачи раскрывают цель и обусловливают структуру работы.

Например:

Цель настоящего исследования

- состоит в выявлении и описании методов и приемов..; разработке теоретического подхода к созданию ... и методики их использования ..; определении теоретических основ ..; выявлении и описании ... особенностей ..; системном исследовании ... на основе комплексного подхода ..; создании ... и обосновании ..; поиске и определении условий, способов и приемов ... предложении научного обоснования ... концепции и реализации ее …

Достижение поставленной цели предполагает (предопределяет) решение следующих задач / Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, заключаются в следующем:

- выявить возможности использования ...формирования;

- проверить в ходе ... эффективность ..;

- установить уровень разработанности данной темы ..;

- провести опытно-экспериментальную проверку ..;

- определить состав и границы ...;

- сопоставить существующиеклассификации ... выделить критерии ..;

- дать развернутую характеристику ..;

- аргументировать и обосновать концепцию ..;

- охарактеризовать ... особенности ..;

- отобрать ... средства, характерные ..;

- изучить состояние .., выяснить ..;

- проследить создание ...

Например,если целью исследования является изучение механизмов манипулятивного воздействия в политической рекламе, то задачами исследования могут быть следующие: классификация основных манипулятивных приемов, анализ текстов, выявление основных закономерностей, обоснование выводов и т. д.

Объект и предмет исследования — это то, что непосред­ственно изучается в ходе выпускной квалификационной (курсовой) работы. Объект указывает на то, что изучается в целом. Предмет вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредствен­но направлено исследование. Например, объектом являются кор­поративные коммуникации, а предметом исследования — конк­ретные средства и способы их организации.

Общий анализ источников и литературы. Обзор источников и литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знание тех подходов, кото­рые были предложены различными авторами по данной проблематике, показать степень изученности темы. Требования к об­зору источников и литературы предполагают не только цитирование или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, соответствие выбранной теме, целям и задачам ис­следования. Необходимо также указать и эмпирическую базу исследования.

Научная новизна. Исследование может носить познаватель­ный характер и не претендовать на авторский научный вклад в исследуемой области. Можно ограничиться реферированием ли­тературы по теме исследования, систематизацией накопленных знаний и умением их обобщить, сделать соответствующие выво­ды. Если работа носит исследовательский характер, то необходи­мо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающее данное утверждение.

Во введении также перечисляются использованные при на­писании работы методы исследования. Принято разграничивать теоретические (аналитический; сопоставительный; описательно-исторический; теоретико-дедуктивный, описательно-аналитический) и эмпирические методы (наблюдения, эксперимента, моделирования, проектирования, а также конкретные маркетинговые процедуры: различные виды опросов, фокус-группа и т.д.)

Отдельно во введении выделяются положения, выносимые на защиту.

В некоторых случаях рекомендуется писать введение после того, как будет готова основная часть работы, так как оно в процессе работы претерпевает значительные изменения. Целе­сообразно обозначить во введении в схематичном виде основ­ные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окон­чательный его текст.

Во введении должно присутствовать обоснование структу­ры работы.

В основной части излагается содержание темы. Основная часть состоит из 2-3 глав, каждая их которых делится на не­скольких параграфов (2-4). Каждый из этих подэлементов заканчива­ется краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органич­ный переход к следующему подэлементу. Каждое заглавие па­раграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматрива­ется самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах — отдельные части вопроса.

Один из разделов основной части выпускной квалификационной (курсовой) ра­боты (обычно первая глава), может быть посвящен изложению теоретического материала, анализу состояния дел в избранной научной тематике. Этот раздел содержит постановку пробле­мы, теоретические изыскания, собственные предположения. Этот вид деятельности даст возможность продемонстрировать то, что проблема действительно существует и ее изучение способствует росту профессиональных знаний, приобретению навыков на­учного исследования, удовлетворяет познавательный интерес, способствует личностному росту.

Второй раздел выпускной (курсовой) работы желательно посвятить практической (экспериментальной, эмпирической) ра­боте. В нем содержится последовательное описание всех эта­пов данного исследования, а также его результаты.

Каждую главу рекомендуется разделить на 2-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число пара­графов не следует, так как это приведет к поверхностной разра­ботке отдельных вопросов или значительному превышению объе­ма курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами про­блемы. Второй и третий посвящены анализу изучаемого фено­мена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т. Д. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.

Заключение(1-2 страницы) представляет собой изложение результатов работы. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практичес­кие рекомендации. Пишется заключение без ссылок.

Приведем в качестве примера стандартное начало: «Проде­ланная работа позволяет сделать следующие выводы: 1… 2… 3…» Выводы излагают авторскую концепцию.

В конце работы в определенной последовательности состав­ляется список использованной литературы.Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источ­ников (не менее 35 для курсовой работы и 55 для дипломной), использованных автором при выполнении работы. Данный раз­дел является самостоятельной частью работы.

Как правило, в выпускной квалификационной (курсовой) работе дается приложения,где размещаются необходимые нормативные докумен­ты, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т. п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается по­сле списка литературы) и каждому приложению присваивается порядковый номер. Объем приложений не ограничен и не вклю­чается в обязательное количество страниц дипломной (курсо­вой) работы.

Перечень разделов работы определяется совместно с руко­водителем в ходе выполнения работы.

4.Алгоритмы поиска информации

Сбор, анализ и обобщение материалов по теме — это один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Он требует оз­накомления с большим числом источников, различными подхо­дами и взглядами авторов, многообразием путей решения ис­следуемых вопросов. Рекомендуется сосредоточить внимание на основных источниках и подходах, которые в наибольшей сте­пени отражают точку зрения и позицию студентов. В дальней­шем целесообразно их дополнять и другими.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по су­ществу исследуемого вопроса.

В самостоятельной работе студентам приходится использо­вать источники разных видов. Ориентироваться в потоке лите­ратуры помогают различные библиографические пособия. Прак­тически исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания государственной библио­графии: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий», «Летопись авторефератов диссертаций», «Летопись изоизданий» и др.

Особым видом библиографии является научно-вспомога­тельная библиография, назначение которой — содействие в на­учной работе и иной профессиональной деятельности. В ее со­здании большое место принадлежит Институту научной инфор­мации по общественным наукам (ИНИОН).

ИНИОН — научный центр, занимающийся подготовкой на­учно-информационных материалов по всему спектру социальных и гуманитарных наук. Выпускается свыше 30 сериальных реферативных и специализированных изданий, библиографичес­кие указатели. Интерес может представлять библиографичес­кий указатель «Новая литература по социальным и гуманитар­ным наукам». Этот указатель охватывает, помимо монографий и статей, авторефератов и рецензий, материалы конференций и литературу, депонированную в ИНИОН. Издание оснащено ав­торским и предметным указателями, указателем использован­ных источников.

Следует обратить внимание, что сведения о наиболее значительных изданиях — тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецен­зии — помещаются в специализированных журналах, таких как «Советник», «PR-диалог», «Сообщение», «Пресс-служба», «Ин­дустрия рекламы», «Бренд-менеджмент», «Маркетинговые ком­муникации» и других.

Для получения быстрых и оперативных справок необходи­мо пользоваться энциклопедиями. Значительная часть подоб­ных изданий сконцентрирована в фондах общественных биб­лиотек, причем поиск их по каталогам представляет извест­ные трудности. Каждый студент должен уделить некоторое время изучению способов, как находить необходимую инфор­мацию.

Целесообразное чтение требует умелого пользования библиотекой. Для поиска литературы, безусловно, необходимо использо­вание каталогов и картотек.

Алфавитный каталог, содержащий описание произведений печати в алфавите фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов (учреждений и организаций), дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить наличие в библиотеке нужного издания.

Систематический каталог, в котором описания книг распола­гаются по отраслям знания и темам в логической последова­тельности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь — формулировка темы, по которой необходима литература, так как один и тот же предмет можно назвать разными словами и словосочетаниями. Сформулировав запрос, следует обратиться к алфавитно-предметному указателю (АПУ) к каталогу, который представляет собой картотеку наз­ваний предметов и понятий (предметных рубрик), расположен­ных в алфавитном порядке, с указанием индексов тех разделов, где находятся карточки изданий по данным вопросам.

В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по содержанию, конк­ретным предметам, объектам изучения, но не в логической пос­ледовательности, как в систематическом каталоге, а в алфавит­ном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для под­бора литературы по отдельным вопросам.

Для поиска журнальных и газетных публикаций использу­ются имеющиеся в библиотеке систематические картотеки ста­тей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям зна­ния и темам, карточки последних публикаций ставятся на пер­вое место, что позволяет находить наиболее актуальные материалы.

Необходимо отметить, что в настоящее время в большин­стве крупных библиотек все каталоги и картотеки есть в элект­ронном виде, что значительно облегчает работу с ними.

Практически неограниченные возможности для поиска ин­формации представляет сеть Интернет.Стоит обратить особое внимание на достоверность информации, содержащейся в Интернете: она должны быть подкреплена ссылками на авторитетные издания, фамилии исследователей и т.д. Информация из сети Интернет требует оформления ссылок в тексте работы, так же как и на другие источники (книги, журналы и т.д.).

Конечно же, будущий специалист по связям с общественнос­тью и рекламе при написании дипломной/курсовой работы должен обращать­ся к профессиональным сайтам. Приведем здесь электронные адреса некоторых из них.

Сайты российских и международных PR-ассоциаций

Российская Ассоциация по связям с общественностью
(РАСО) – http://www.raso.ru

Ассоциация компаний консультантов в области связей с
общественностью – http://www.akos-icco.ru

Европейская ассоциация по связям с общественностью
(CERP) – http://www.cerp.org

Международная ассоциация по связям с общественнос­тью (IPRA) – http://www.ipra.org

Американская ассоциация по связям с общественностью
(PRSA) – http://www.prsa.org

Global Alliance for Public Relations and Communication
Management – http://www.globalpr/org

Специализированные профессиональные сайты:

PR online http://www.pronline.ru

PRInfo http://www.mtu-net.ru/prinfo

PRNews http://www.prnews.ru/release_list.asp

PR-life http://pr-life.ru

PR-общение http://pr.e-xecutive.ru/index.hlrhl

Triz-chance http://www.triz-chance.spb.ru/

Public Relations Links http://www.suitel01 .com/Hnks.cfm/public_relations

PR place-bibliography of PR books http://www.prplace.com/pr_bib.htm

Hollis-PRPublic Relations Portal http://www.hollis-pr.com/mdex.asp

The Museum of Public Relations http://www.pnnuseum.com/

4p Маркетинг http://www.4p.ru Сайт содержит подборку статей по маркетингу, рекламе и PR, новости

7 Статей http://www.7st.ru

Статьи и новости рекламы, маркетинга, PR.

Рекламные идеи http://www.advi.ru

Adme.ru — http://www.adme.ru

Sostav.ru- http://www.sostav.ru

Журнал «Индустрия рекламы» http://www.ir.magazine.ru

Профессиональный PR-портал SOVETNIK.RU – http://sovetnik.ru

Журнал «Сообщение» — http://www.soob.ru/

Журнал «PR-Диалог» — http://www.pr-dialog.ru

Оформление результатов работы

Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой и дипломной работы сразу же после (или в про­цессе) сбора и обработки материала. Полезно еще раз продумать содержание всей работы в соответствии с планом и фак­тическими результатами исследования. Только после этого надо начинать оформление.

Наши рекомендации