Оформление результатов работы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Коммуникативное образование является необходимым компонентом в подготовке сегодняшнего специалиста. Информационно грамотной считается личность, способная выявить, оценить информацию и умело ее использовать. Среди всех профессиональных качеств умение работать с разного рода информацией в настоящее время наиболее высоко ценимо.
Новые технологии обучения, основанные на применении компьютерных технологий, мультимедиа, информации в сетях и т. д. позволяют значительно интенсифицировать процесс овладения информацией, вовлекать студентов в работу по ее обработке, установлению связей и т. п. В повышении эффективности учебного процесса особенно велика роль ресурсов и технологий Интернет. Новая коммуникативная среда налагает на прошлые виды общения свой неповторимый отпечаток. Все более и более заметными в современной жизни становятся виртуальность, интерактивность, гипертекстуальность, глобальность и мозаичность.
Каждый студент обязан предвидеть, насколько необходимо умение запасаться сведениями по нужным вопросам, и потому должен знать, как находить информацию. Практика показывает, что не все студенты умеют ориентироваться в документальных потоках, самостоятельно извлекать необходимую информацию и грамотно оформлять ее.
Данное методическое пособие, направленное на развитие информационной культуры студентов, призвано показать многообразие информационных источников, познакомить студентов с различными алгоритмами поиска информации, приемам работы с литературой, рассмотреть типовые случаи оформления самостоятельных работ. Алгоритмы поиска информации, на первый взгляд, могут показаться сложными, но овладев ими, можно избавиться от значительной затраты времени и многих хлопот. Если усвоены методы самостоятельной работы, значит, приобретено самое важное — исследовательские умения и навыки.
Пособие может быть полезно как студентам младших курсов, которые еще только начинают осваивать навыки самостоятельной исследовательской работы, так и старшекурсникам, которым предстоит написать, грамотно оформить и защитить курсовые и дипломные работы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа — один из важнейших видов учебной и научно-исследовательской работы студента. Выполнение студентами курсовых работ способствует более углубленному изучению предмета и служит проверкой глубины и прочности знаний.
Целями выполнения курсовой работы являются:
• овладение начальными навыками исследовательской деятельности;
• формирование умений обобщать и систематизировать научный текст;
• развитие навыков анализа изученного материала;
• повышение самооценки интеллектуального труда.
При написании работы необходим творческий подход, студент обязан уметь делать собственные выводы на основе изученной литературы. Теоретические положения работы необходимо подкреплять конкретными примерами и фактами. Студент должен раскрыть содержание избранной темы, продемонстрировать свободное владение научным аппаратом дисциплины.
Тематика курсовых работ разрабатывается в рамках требований Государственного образовательного стандарта. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Выбор темы предполагает обоснование ее актуальности, оценку теоретического и практического значения. При выборе темы, как и выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется самостоятельность. Обязательное условие — это соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов и содержанию спецсеминара. В одних случаях побудительным мотивом является стремление получить ответ на вопросы, возникшие на практике, в других — желание исследовать малоизученную проблему и т. д. Вне зависимости от подхода к выбору темы, главное, чтобы она вызывала интерес у студентов.
Если у студентов возникает затруднение при выборе темы, они могут обратиться за помощью к преподавателям. Изменение темы допускается лишь в отдельных случаях по ходатайству самого студента или по инициативе руководителя.
При выборе темы студентам рекомендуется исходить из следующих критериев:
• Сложность вопроса. Написание работы по сложным темам поможет более глубоко разобраться в наиболее трудных проблемах спецсеминара, ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях, проверить свои возможности.
• Научный интерес. Некоторые темы вызывают научный,
творческий интерес слушателей и могут быть перспективны для
них в плане дальнейшей исследовательской работы (подготовке
статей, докладов, диссертации).
• Курсовая работа впоследствии может быть основой
теоретической части дипломной работы. Поэтому следует
учесть такую возможность при выборе темы курсовой работы.
• Ориентация на профессиональную деятельность.
• Наличие источников и литературы. До окончательного
выбора темы необходимо выяснить наличие достаточного количества источников и литературы по данной проблеме.
К другим критериям можно отнести актуальность темы (научная и практическая ценность), собственный опыт студента, перспективность изучаемой проблемы.
После подбора и изучения источников и литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План работы тесно связан с ее структурой (см. Приложение 5). Составленный план работы необходимо обсудить с руководителем, консультирующим студента.
Начиная с первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии. Первая курсовая работа представляет собой самостоятельное изложение материала с элементами исследования или даже собственное экспериментальное исследование. Предполагается, что студент уже овладел навыками самостоятельной работы над источниками и умеет их систематизировать, оценивать и обобщать. Примерный объем работы составляет 25-30 страниц формата А-4, напечатанных 14 кеглем через 1,5 интервала.
На последующем курсе к курсовой работе предъявляются более строгие требования. Она должна быть методологически последовательна, включать глубокий анализ значительного числа источников и подтверждаться аргументированными выводами.
Первая глава курсовой работы содержит обзор и анализ основных теоретических исследований по проблеме работы. Во второй главе необходимо представить результаты приложения теоретических положений на эмпирическом материале. Например, курсовая работа по курсу «Реклама в коммуникационном процессе» состоит из теоретического обоснования выбранной темы (глава 1) и описания проведенных исследований по выбранному объекту (глава 2), выводы содержатся в заключении.
Таким образом, курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, включающим самостоятельную разработку избранной проблемы. Она обладает всеми чертами научного произведения: в ней четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования; она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний; содержит научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы и носит целостный и завершенный характер.
Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под методическим руководством руководителя спецсеминара. Студент вместе с руководителем курсовой работы составляет план ее выполнения, обсуждает с ним структуру и график выполнения заданий. Руководитель оказывает методическую помощь в работе с документами, в окончательном формулировании темы, цели и задач, объекта и предмета, методов исследования и т. п., периодически, на основании графика, осуществляет проверку выполнения работы студентом, ее корректировку и выставляет оценку законченной работе.
Вполне оправданной является методика, когда первый вариант курсовой работы пишется быстро, без тщательной стилистической обработки текста. Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и передается научному руководителю. В соответствии с его указаниями вносятся изменения, коррективы и дополнения. У каждого студента есть возможность использовать свой индивидуальный стиль работы, но основные методические приемы пригодны для большинства случаев.
Выполнение курсовой работы включает ряд этапов:
• Выбор темы и изучение литературы;
• Разработка структуры и содержания работы;
• Сбор, анализ и обобщение материалов по теме;
• Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
• Оформление работы;
• Защита работы.
Такую же последовательность этапов включает и написание выпускной квалификационной работы, с которыми нужно ознакомиться ниже.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Цель, порядок и задачи дипломной работы
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» для установления уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к решению профессиональных задач проводится итоговая государственная аттестация, предусматривающая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы) и сдачу государственного экзамена.
Выполнение выпускной квалификационной работы студентами, обучающимися по программам бакалавра, специалиста и магистра по специальности «Связи с общественностью» является заключительным этапом их обучения на соответствующем уровне (ступени) образования. Выполнение ВКР нацелено на:
• углубление, закрепление и систематизацию теоретических и
практических знаний по специальности «Связи с общественностью» и применение этих знаний при решении практических задач, связанных, с будущей работой выпускников в государственных и негосударственных структурах и организациях;
• развитие навыков проведения самостоятельного анализа,
формулирования выводов при рассмотрении социально-политических, экономических, юридических и других проблем междисциплинарного характера;
• выявление степени подготовленности студентов к самостоятельной работе.
Выбрав темы дипломных работ (см. Приложение 1), студенты в начале второго семестра предпоследнего года обучения подают на кафедру заявление с просьбой утвердить тему дипломной работы и назначить научного руководителя. По желанию студенты могут указать и фамилии преподавателей, под руководством которых они хотели бы писать дипломные работы.
Кафедра утверждает избранные темы и назначает научных руководителей. Уточнение и изменение темы дипломной работы производится в порядке исключения только по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.
Руководитель выдаёт студенту задание на дипломную работу, рекомендует основные источники по теме (литературу, справочные и архивные материалы и т.д.), проводит консультации и следит за ходом выполнения дипломной работы. В сроки, установленные кафедрой, но не реже, чем один раз в месяц студент-выпускник обязан отчитываться о ходе выполнения работы перед научным руководителем. Научный руководитель обязан детально ознакомить студента-выпускника с требованиями, предъявляемым к содержанию выпускных квалификационных работ.
2. Виды дипломных работ
Выпускная квалификационная работа по специальности «Связи с общественностью» может быть либо научно-исследовательской, либо профессионально-практической (творческой):
§ Научно-исследовательская. В работе анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики связей с общественностью. Теоретические положения работы, исследовательские выводы должны быть отражены на каком-либо эмпирическом материале. Дипломник выполняет самостоятельное исследование по теме, систематизируя и анализируя имеющийся эмпирический материал и научную литературу, делая обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки.
§ Профессионально-практическая (творческая). Работа представляет собой комплекс материалов, объединенных общей темой (посвященных, например, одному или нескольким PR-мероприятиям), подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление. Выпускник должен продемонстрировать уверенные профессиональные навыки подготовки и анализа своих материалов, а также умение оценить проблемы и практику, используя в качестве исходной
базы литературу вопроса и полученные общепрофессиональные
и специально-профессиональные знания.
Вторая форма — это научно- практический проект, представляющий собой самостоятельное эмпирическое исследование, которое имеет прикладное значение и реализовано на практике.
Объем основной части дипломной работы (без источников, литературы и приложений) составляет 60-70 страниц для научно-исследовательских работ и 40-50 страниц для профессионально-практических (творческих) работ.
Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой (см. Приложение 1). Студенты могут избрать и другие темы, не входящие в список тем, рекомендованных кафедрой, но при этом они должны представить соответствующие обоснования и согласовать это с кафедрой. Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать стандарту специальности «Связи с общественностью», современному уровню развития науки, обладать признаками научной новизны, учитывать потребности практических организаций и учреждений.
При выборе темы студентам рекомендуется учитывать тематику их рефератов и научных докладов, опыт, накопленный при написании курсовых работ, актуальность темы и ее практическую значимость, место прохождения преддипломной практики.
3. Структура и содержание выпускной квалификационной/курсовой работы
Составление структуры научной работы — важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки работы. Поэтому студенту необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавление.
Материал научной работы располагается в следующем порядке:
§ Титульный лист (см. Приложения 2, 3,4)
§ Содержание (см. Приложение 5)
§ Введение
§ Основная часть
§ Заключение
§ Список использованной литературы
§ Приложения
Во введении (3-4 страницы) отражается основная характеристика работы по следующим направлениям:
§ обоснование актуальности избранной темы;
§ цель и задачи исследования;
§ описание объекта и предмета исследования;
§ общий анализ источников и литературы;
§ методы исследования;
§ указание научной новизны и творческой самостоятельности.
Актуальность темы предполагает обоснование причин, которые вызвали необходимость данного исследования. Она может быть сформулирована следующим образом:
Актуальность исследования (проблемы, темы исследования, вопроса, научного поиска, поставленной цели)
- определяется (неразработанностью ..., необходимостью ...,отсутствием..., стремлением ..., поиском ..., недостаточной изученностью ...);
- определяется тем, что ...; обусловлена ...; обусловлена тем, что ..; объясняется тем, что ...; заключается ...; заключается в том, что ...; диктуется ...; диктуется тем, что ...; усматривается в ...; усматривается в том, что...
Цель и задачи исследования — это формулирование того, что необходимо достичь в ходе исследования. Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более). Задачи раскрывают цель и обусловливают структуру работы.
Например:
Цель настоящего исследования
- состоит в выявлении и описании методов и приемов..; разработке теоретического подхода к созданию ... и методики их использования ..; определении теоретических основ ..; выявлении и описании ... особенностей ..; системном исследовании ... на основе комплексного подхода ..; создании ... и обосновании ..; поиске и определении условий, способов и приемов ... предложении научного обоснования ... концепции и реализации ее …
Достижение поставленной цели предполагает (предопределяет) решение следующих задач / Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, заключаются в следующем:
- выявить возможности использования ...формирования;
- проверить в ходе ... эффективность ..;
- установить уровень разработанности данной темы ..;
- провести опытно-экспериментальную проверку ..;
- определить состав и границы ...;
- сопоставить существующиеклассификации ... выделить критерии ..;
- дать развернутую характеристику ..;
- аргументировать и обосновать концепцию ..;
- охарактеризовать ... особенности ..;
- отобрать ... средства, характерные ..;
- изучить состояние .., выяснить ..;
- проследить создание ...
Например,если целью исследования является изучение механизмов манипулятивного воздействия в политической рекламе, то задачами исследования могут быть следующие: классификация основных манипулятивных приемов, анализ текстов, выявление основных закономерностей, обоснование выводов и т. д.
Объект и предмет исследования — это то, что непосредственно изучается в ходе выпускной квалификационной (курсовой) работы. Объект указывает на то, что изучается в целом. Предмет вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование. Например, объектом являются корпоративные коммуникации, а предметом исследования — конкретные средства и способы их организации.
Общий анализ источников и литературы. Обзор источников и литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знание тех подходов, которые были предложены различными авторами по данной проблематике, показать степень изученности темы. Требования к обзору источников и литературы предполагают не только цитирование или пересказ авторской концепции, но и логику изложения материала, соответствие выбранной теме, целям и задачам исследования. Необходимо также указать и эмпирическую базу исследования.
Научная новизна. Исследование может носить познавательный характер и не претендовать на авторский научный вклад в исследуемой области. Можно ограничиться реферированием литературы по теме исследования, систематизацией накопленных знаний и умением их обобщить, сделать соответствующие выводы. Если работа носит исследовательский характер, то необходимо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающее данное утверждение.
Во введении также перечисляются использованные при написании работы методы исследования. Принято разграничивать теоретические (аналитический; сопоставительный; описательно-исторический; теоретико-дедуктивный, описательно-аналитический) и эмпирические методы (наблюдения, эксперимента, моделирования, проектирования, а также конкретные маркетинговые процедуры: различные виды опросов, фокус-группа и т.д.)
Отдельно во введении выделяются положения, выносимые на защиту.
В некоторых случаях рекомендуется писать введение после того, как будет готова основная часть работы, так как оно в процессе работы претерпевает значительные изменения. Целесообразно обозначить во введении в схематичном виде основные используемые в работе моменты или указать в контексте ссылки на материалы, предполагаемые включить во введение, а, после написания основной части работы, сформировать окончательный его текст.
Во введении должно присутствовать обоснование структуры работы.
В основной части излагается содержание темы. Основная часть состоит из 2-3 глав, каждая их которых делится на нескольких параграфов (2-4). Каждый из этих подэлементов заканчивается краткими выводами (обобщениями), обеспечивая органичный переход к следующему подэлементу. Каждое заглавие параграфа или главы должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос (аспект) исследуемой проблемы, в параграфах — отдельные части вопроса.
Один из разделов основной части выпускной квалификационной (курсовой) работы (обычно первая глава), может быть посвящен изложению теоретического материала, анализу состояния дел в избранной научной тематике. Этот раздел содержит постановку проблемы, теоретические изыскания, собственные предположения. Этот вид деятельности даст возможность продемонстрировать то, что проблема действительно существует и ее изучение способствует росту профессиональных знаний, приобретению навыков научного исследования, удовлетворяет познавательный интерес, способствует личностному росту.
Второй раздел выпускной (курсовой) работы желательно посвятить практической (экспериментальной, эмпирической) работе. В нем содержится последовательное описание всех этапов данного исследования, а также его результаты.
Каждую главу рекомендуется разделить на 2-4 параграфа, раскрывающих сущность проблемы. Увеличивать число параграфов не следует, так как это приведет к поверхностной разработке отдельных вопросов или значительному превышению объема курсовой работы. Очень важно правильно распределить нагрузку на вопросы основной части. Первый параграф обычно связан с теоретическими и методологическими аспектами проблемы. Второй и третий посвящены анализу изучаемого феномена, выявлению его исторических, национальных, местных, иных особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т. Д. При этом важно сохранить логическую связь между параграфами, последовательность раскрытия темы.
Заключение(1-2 страницы) представляет собой изложение результатов работы. В нем автор подводит итоги исследования, в соответствии с выдвинутыми во введении задачами, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации. Пишется заключение без ссылок.
Приведем в качестве примера стандартное начало: «Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: 1… 2… 3…» Выводы излагают авторскую концепцию.
В конце работы в определенной последовательности составляется список использованной литературы.Он представляет собой перечень всех статей, книг, отчетов и других источников (не менее 35 для курсовой работы и 55 для дипломной), использованных автором при выполнении работы. Данный раздел является самостоятельной частью работы.
Как правило, в выпускной квалификационной (курсовой) работе дается приложения,где размещаются необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий (анкета, бланк интервью и т. п.), графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы) и каждому приложению присваивается порядковый номер. Объем приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц дипломной (курсовой) работы.
Перечень разделов работы определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.
4.Алгоритмы поиска информации
Сбор, анализ и обобщение материалов по теме — это один из самых сложных и трудоемких этапов работы. Он требует ознакомления с большим числом источников, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов. Рекомендуется сосредоточить внимание на основных источниках и подходах, которые в наибольшей степени отражают точку зрения и позицию студентов. В дальнейшем целесообразно их дополнять и другими.
Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.
В самостоятельной работе студентам приходится использовать источники разных видов. Ориентироваться в потоке литературы помогают различные библиографические пособия. Практически исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания государственной библиографии: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Летопись газетных статей», «Летопись рецензий», «Летопись авторефератов диссертаций», «Летопись изоизданий» и др.
Особым видом библиографии является научно-вспомогательная библиография, назначение которой — содействие в научной работе и иной профессиональной деятельности. В ее создании большое место принадлежит Институту научной информации по общественным наукам (ИНИОН).
ИНИОН — научный центр, занимающийся подготовкой научно-информационных материалов по всему спектру социальных и гуманитарных наук. Выпускается свыше 30 сериальных реферативных и специализированных изданий, библиографические указатели. Интерес может представлять библиографический указатель «Новая литература по социальным и гуманитарным наукам». Этот указатель охватывает, помимо монографий и статей, авторефератов и рецензий, материалы конференций и литературу, депонированную в ИНИОН. Издание оснащено авторским и предметным указателями, указателем использованных источников.
Следует обратить внимание, что сведения о наиболее значительных изданиях — тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецензии — помещаются в специализированных журналах, таких как «Советник», «PR-диалог», «Сообщение», «Пресс-служба», «Индустрия рекламы», «Бренд-менеджмент», «Маркетинговые коммуникации» и других.
Для получения быстрых и оперативных справок необходимо пользоваться энциклопедиями. Значительная часть подобных изданий сконцентрирована в фондах общественных библиотек, причем поиск их по каталогам представляет известные трудности. Каждый студент должен уделить некоторое время изучению способов, как находить необходимую информацию.
Целесообразное чтение требует умелого пользования библиотекой. Для поиска литературы, безусловно, необходимо использование каталогов и картотек.
Алфавитный каталог, содержащий описание произведений печати в алфавите фамилий авторов, заглавий и наименований коллективных авторов (учреждений и организаций), дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить наличие в библиотеке нужного издания.
Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь — формулировка темы, по которой необходима литература, так как один и тот же предмет можно назвать разными словами и словосочетаниями. Сформулировав запрос, следует обратиться к алфавитно-предметному указателю (АПУ) к каталогу, который представляет собой картотеку названий предметов и понятий (предметных рубрик), расположенных в алфавитном порядке, с указанием индексов тех разделов, где находятся карточки изданий по данным вопросам.
В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по содержанию, конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в систематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам.
Для поиска журнальных и газетных публикаций используются имеющиеся в библиотеке систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знания и темам, карточки последних публикаций ставятся на первое место, что позволяет находить наиболее актуальные материалы.
Необходимо отметить, что в настоящее время в большинстве крупных библиотек все каталоги и картотеки есть в электронном виде, что значительно облегчает работу с ними.
Практически неограниченные возможности для поиска информации представляет сеть Интернет.Стоит обратить особое внимание на достоверность информации, содержащейся в Интернете: она должны быть подкреплена ссылками на авторитетные издания, фамилии исследователей и т.д. Информация из сети Интернет требует оформления ссылок в тексте работы, так же как и на другие источники (книги, журналы и т.д.).
Конечно же, будущий специалист по связям с общественностью и рекламе при написании дипломной/курсовой работы должен обращаться к профессиональным сайтам. Приведем здесь электронные адреса некоторых из них.
Сайты российских и международных PR-ассоциаций
Российская Ассоциация по связям с общественностью
(РАСО) – http://www.raso.ru
Ассоциация компаний консультантов в области связей с
общественностью – http://www.akos-icco.ru
Европейская ассоциация по связям с общественностью
(CERP) – http://www.cerp.org
Международная ассоциация по связям с общественностью (IPRA) – http://www.ipra.org
Американская ассоциация по связям с общественностью
(PRSA) – http://www.prsa.org
Global Alliance for Public Relations and Communication
Management – http://www.globalpr/org
Специализированные профессиональные сайты:
PR online http://www.pronline.ru
PRInfo http://www.mtu-net.ru/prinfo
PRNews http://www.prnews.ru/release_list.asp
PR-life http://pr-life.ru
PR-общение http://pr.e-xecutive.ru/index.hlrhl
Triz-chance http://www.triz-chance.spb.ru/
Public Relations Links http://www.suitel01 .com/Hnks.cfm/public_relations
PR place-bibliography of PR books http://www.prplace.com/pr_bib.htm
Hollis-PRPublic Relations Portal http://www.hollis-pr.com/mdex.asp
The Museum of Public Relations http://www.pnnuseum.com/
4p Маркетинг http://www.4p.ru Сайт содержит подборку статей по маркетингу, рекламе и PR, новости
7 Статей http://www.7st.ru
Статьи и новости рекламы, маркетинга, PR.
Рекламные идеи http://www.advi.ru
Adme.ru — http://www.adme.ru
Sostav.ru- http://www.sostav.ru
Журнал «Индустрия рекламы» http://www.ir.magazine.ru
Профессиональный PR-портал SOVETNIK.RU – http://sovetnik.ru
Журнал «Сообщение» — http://www.soob.ru/
Журнал «PR-Диалог» — http://www.pr-dialog.ru
Оформление результатов работы
Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой и дипломной работы сразу же после (или в процессе) сбора и обработки материала. Полезно еще раз продумать содержание всей работы в соответствии с планом и фактическими результатами исследования. Только после этого надо начинать оформление.