С заметным повышением. Такая практика получила название

"системы вращающихся дверей".

Бюрократии присущи стремление ускорить ход дела административными

Методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию,

Принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации

задачам ее сохранения. "Бюрократия, — писал К. Маркс, —

Считает самое себя конечной целью государства. Так как бюрократия

делает свои "формальные" цели своим содержанием, то она

всюду вступает в конфликт с "реальными" целями. Она вынуждена

поэтому выдавать формальное за содержание, а содержание — за

Нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские

задачи, или канцелярские задачи — в государственные"1

С ростом бюрократии развиваются и негативные стороны управления.

Чем больше становится бюрократический аппарат, тем

Ниже качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется

Их претворение в жизнь. Различные ведомства преследуют

Нередко противоположные цели; их работники часто дублируют

Работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются

Все новые и новые циркуляры, увеличивается документооборот.

Все это требует огромных средств для решения простих вопросов.

Укрепление бюрократии усиливает неэффективность работы

Организации. В частной фирме простым критерием эффективности

Является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 271.

Бюрократия и проблемы формирования экономики 463

Критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых

Ранее программ является увеличение ассигнований и рост штатов

Сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного

Аппарата — людей, занятых поиском политической ренты.

„ Крупным достижением в теории обществен-

Поиск политической н о г о в ы б о р а с т а л а начатая в 1974 г. Анной

Ренты Крюгер разработка теории политической

Ренты. Поиск политической ренты (political rent seeking) -— это

Стремление получить экономическую ренту с помощью политического

Процесса. Правительственные чиновники стремятся получить

Материальные выгоды за счет как общества в целом, так и

Отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений.

Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести

Такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической

Ренты за счет общества. Политики заинтересованы в решениях,

Которые обеспечивают явные и немедленные выгоды и требуют

Скрытых, трудно определяемых издержек. Подобные решения

Способствуют росту популярности политиков, но, как правило, они

Экономически неэффективны.

Иерархическая структура государственного аппарата строится

По тем же принципам, что и структура крупных корпораций.

Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться

Преимуществами организационной структуры частных фирм. Причинами

Служат слабый контроль за их функционированием, недостаточная

Конкуренция, большая самостоятельность бюрократии.

Поэтому представители теории общественного выбора последовательно

Выступают за всемерное ограничение экономических функций

Государства. Даже производство общественных благ не повод, с

Их точки зрения, для государственного вмешательства в экономику,

Поскольку разные налогоплательщики извлекают неодинаковую

Выгоду от государственных программ. По их мнению, демократичным

Является опосредованное рынком преобразование общественных

Товаров и услуг в экономические блага.

Условием эффективной борьбы с бюрократией они считают

приватизацию, его содержанием — развитие "мягкой инфраструктуры",

А конечной целью — создание конституционной экономики.

Введенное У. Нисканеном понятие "мягкая инфраструктура" означает

Наши рекомендации