Древний Иран: природные условия, население, основные источники, периодизация.

Природа и население. Иран представляет собой обширное нагорье, центральную часть которого занимают бесплодные пустыни с резко выраженным континентальным климатом. Более благоприятны для развития экономики и культуры оазисы, располагающиеся вдоль окружающих нагорье горных хребтов и орошаемые небольшими речками и ручьями. На севере нагорья возвышается система Эльбруса. К нему примыкают Туркмено-Хорасанские горы, северное ответвление которых проходит уже по территории Средней Азии и носит название Копетдаг. С запада и юго-востока нагорье ограждают Загрос и Южно-Иранские горы. В древности на склонах всех этих гор зеленели богатые леса, дававшие строевую древесину. На возвышенных участках растет ячмень в диком виде и до сих пор водятся горные козлы и бараны. В большинстве районов Ирана земледелие требует искусственного орошения, для этого используются все водные ресурсы — и небольшие речки, и сбегающие с гор ручьи, и даже сезонные водотоки. Сравнительно хорошо обеспечен водой юго-запад Ирана — Хузистан, где протекают реки Карук и Керха, а сухой субтропический климат и плодородная почва дают возможность получать большие урожаи. Из полезных ископаемых кроме нефти, в древности почти не использовавшейся, имеются залежи меди, железа и серебра. Территория Средней Азии в значительной мере состоит из Туранской низменности, по которой протекают реки Амударья и Сырдарья. Однако почти всю низменность занимают две крупные песчаные пустыни — Каракумы и Кызылкумы. На юге между Каракумами и Копетдагом тянется узкая полоска подгорной равнины, орошаемой сбегающими с гор потоками. Далее к востоку текут две довольно крупные реки — Мургаб и Теджен (Ге-рируд), дельты которых затухают в каракумских песках. В междуречье Амударьи и Сырдарьи течет еще одна река — Зе-равшан, по ее берегам расположены наиболее богатые оазисы Средней Азии. Весьма удобны для поливного земледелия и лессовые долины правых притоков Амударьи с характерным для них теплым летом и мягкой зимой. На востоке Средней Азии расположены значительные горные массивы— Тянь-Шань и памирская горная система. В разных местах Средней Азии имеются залежи железа, олова и серебра. К югу от Амударьи в пределах современного Афганистана находится месторождение лазурита — красивого синего камня, высоко ценившегося на всем Древнем Востоке. В древнейшие времена в Западном Иране жили эламиты, луллубеи, кутии (или гутии), касситы и другие малоизвестные нам племена. Они говорили на различных неиндоевропейских языках. Однако, сведения об этих языках очень скудны, за исключением эламского. Эламиты по своему языку и происхождению были родственны жившим к востоку от них дравидийским племенам. Возможно, в IV—III тысячелетиях до н. э. племена, родственные дравидам и эламитам, были распространены довольно широко, и к их числу принадлежало древнее население юго-запада Средней Азии. Позднее в этот регион проникают народы индоиранской языковой ветви, называвшие себя ариями. От их имени происходит и само название Иран — сокращенная форма от Арианам —«страна ариев». В Иране и Средней Азии прочно утвердились племена иранской языковой группы, тогда как индоязычные арии продвинулись дальше, на территорию Индостана. Повсюду в этих регионах происходила ассимиляция местных племен и переход их на иранские диалекты. Начиная с первой трети I тысячелетия до н. э. ираноязычное население проживало на значительной части Ирана и Средней Азии. Уже на наиболее ранней стадии развития иранских языков, именуемой древнеиранской языковой эпохой и завершившейся в IV—III вв. до н. э., выделяется группа западноиранских диалектов, на которых говорили, в частности, мидий-цы и персы, и группа восточноиранских диалектов, распространенных у населения оседлых областей Средней Азии (Бактрии, Согда, Хорезма) и у их кочевых соседей — сакских племен.

Источники и историография Древнего Ирана. Отдельные периоды истории Ирана обильно документированы самыми разнообразными письменными источниками. Древнейшие из них освещают историю Элама с III по I тысячелетие до н. э.: это царские надписи, деловые и правовые документы, посвятительные тексты, межгосударственные договоры на аккадском и эламском языках. Особенно многочисленны источники по истории Персидской державы: это хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. К настоящему времени издано около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке с переводами на эламский и аккадский языки. Самой значительной среди них является Бехистунская, рассказывающая о бурных политических событиях конца правления Камбиза и первых годах царствования Дария I. Другие надписи Дария I расположены в скалах Накш-и-Рустама, в нескольких километрах к северу от Персеполя. Надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах найдена во многих экземплярах, исполненных на мраморе, глиняных табличках и кирпичах. В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I (голова не сохранилась) с текстами на древнеперсид-ском, эламском, аккадском и особенно обстоятельным египетским иероглифическим текстом. В Персеполе и Пасаргадах найдены экземпляры надписи Ксеркса, рассказывающей о борьбе с запрещенными им культами некоторых богов (так называемая «Антидэвовская надпись»). Персидские клинописные надписи обнаружены и за пределами Ирана: например, три стелы Дария I о сооружении канала, соединившего Нил с Красным морем,— в Египте (на древнеперсидском, эламском, аккадском и египетских языках). В Персеполе найдено около 8000 клинописных документов на эламском языке, относящихся к концу VI — первой Головине V в. до н. э. Эти тексты, составляющие часть архива царского хозяйства, рассказывают о транспортировке продуктов, взимании налогов, выдаче рационов работникам и выплате жалованья государственным чиновникам. Некоторые документы представляют собой служебную переписку высокопоставленных персидских чиновников. Ценные сведения об иранских племенах на границах Передней Азии дают ассирийские надписи IX—VII вв. до н. э. Вавилонская историческая хроника рассказывает, в частности, о захвате Месопотамии персами (Хроника Набонида— Кира). Об этом же событии рассказывает и Цилиндр Кира II, составленный на аккадском языке. Известно около 10 000 вавилонских частноправовых и административно-хозяйственных документов персидского временя на глиняных табличках. В связи с широким распространением арамейского языка в Персидской державе сохранились многочисленные арамейские папирусы, кожаные свитки, надписи на камнях, монетах, гирях, печатях и т. д., найденные в самых различных местах, начиная с острова Элефантина в Египте и кончая долиной реки Инд. Среди этих текстов имеются указы персидских царей и другие официальные документы. Особую ценность представляет архив с письмами персидского наместника в Египте Арша-мы, дающими живую картину господства персов в этой стране в V в. до н. э. (инструкции по приобретению рабочей силы, обращению с непослушными рабами, управлению имениями персидских вельмож и т. д.). Из Египта персидского времени дошло сравнительно много разнообразных административно-хозяйственных текстов, написанных демотическим письмом. Среди них в первую очередь необходимо упомянуть надпись Уджагорресента, крупного египетского сановника, который был близок к персидским царям Камбизу и Да-рию. I. Большой интерес представляет также декрет Камбиза об ограничении собственности египетских храмов и указ Дария t о кодификации египетских законов. Несмотря на постоянный приток новых текстов по древнеиранскоыу периоду, произведения греческих авторов остаются основными повествовательными источниками, особенно по истории Мидии и Персии. Почти вся дипломатическая и политическая история V —IV вв. до н. э. известна лишь из этих источников. Чрезвычайно важным источником по истории, экономике и этнографии народов Персидской державы является «История» Геродота. Этот труд подробно рассказывает также об административной системе и материальных ресурсах Персидской державы и дает перечень входивших в нее народов, суммы царских податей с них и т. д. Знаменитый греческий историк Фу-кидид в своей «Истории» подробно и достоверно рассказывает о войнах между Персией, Спартой и Афинами в 433—411 гг. до н. з. и даже приводит тексты заключенных между Спартой и персидским царем договоров. По существу, продолжением его труда является «Греческая история» Ксе-нофонта. Последнему принадлежит еще несколько произведений, содержащих важные сведения о Персидской державе. Особенно ценны его исторические мемуары «Анабасис», посвященные мятежу Кира Младшего в конце V в. до н. э. Книга эта содержит большой культурно-исторический материал об образе жизни, нравах и обычаях персов и других народов Передней Азии. Ценные сведения по истории Персии начиная с середины V в. до н. э. имеются и в «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского. Большой материал по истории Древнего Ирана дают археологические раскопки на его территории: остатки древнейших мезолитических и неолитических поселений и погребений, многочисленные образцы архаической керамики (ранние слои Суз, Тспе-Сиалк и др.), руины великолепных дворцов, грандиозных храмов, остатки мощных укреплений (Сузы, Перселоль, Пасаргады и Дур-Унташ), монументальные статуи, скальные рельефы, изделия из драгоценных металлов (ритоны, оружие, украшения). Изучение древних памятников Ирана началось с путешествий туда европейцев. Большую известность снискали путешествия итальянцев Марко Поло (XIII в.) и Пьетро делла Балле (XVI в.). Особенно плодотворным было научное путешествие в Иран в XVIII в. датского ученого К. Нибура, скопировавшего большое количество персидских надписей, в дальнейшем послуживших основой для дешифровки различных систем клинописи. В первой половине и середине XIX в. дешифровка персидской и эламской частей персидских царских надписей была осуществлена усилиями ученых из разных стран Европы. Уже с XVIII в. началось оформление иранистики как науки. Значительную роль в этом сыграло открытие священной для древних народов Ирана и Средней К-шя книги «Авесты», которая была переведена на многие европейские языки и вскоре стала объектом пристального изучения ученых Европы. Большую роль сыграл выход в свет в Страсбурге на рубеже XIX— XX вв. двухтомного энциклопедического труда «Основы иранской филологии». В XX в. особым вниманием ученых пользуются проблемы этногенеза иранских племен, персидская хронология. Многочисленная группа ученых занимается изучением отдельных регионов — сатрапий Персидской державы, а также проблемой греко-персидских взаимоотношений. Большой интерес вызывает учение зороастризма и священная книга «Авеста». В Индии, где и сейчас имеются зороастрийские общины, также создана школа историков-религиоведов, занимающихся этой проблемой. Европейскими учеными проделана огромная работа по изучению развалин крупнейших древних городов Ирана: Суз, Персеполя, Пасаргад, ранних персидских поселений и царских резиденций, мидий-ских некрополей и кладов, и др. Значительный вклад в их изучение внесли Ж. де Морган и Р. Гиршман. Возрастает роль иранской национальной археологии. На рубеже XIX—XX вв. из иранистики выделилась такая перспективно развивающаяся отрасль, как эламитология. Источ-никовую базу для нее создали археологические раскопки крупных эламских центров: Суз, Дур-Унташа и др. Успешно продвигается вперед изучение эламской письменности. После дешифровки в середине XIX в. эламской системы клинописи ученые осуществили дешифровку линейной эламской словесно-слоговой письменности (В. Хинц) и подошли к прочтению протоэламского пиктографического письма. За рубежом и в СССР появился ряд работ по эламской истории, праву, культуре и религии.

Периодизация Ирана:

1)Эламский (30-7вв до н.э.)Царь – Шутрук-Наххунте. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам В XXIV —XXII вв. до н. э. находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В этот период большинство документов и надписей в Эламе составлялись на аккадском языке, эламские цари ставили в Сузах статуи аккадского царя Маништушу. С начала II тысячелетия до н. э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий производства. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. Около 3000 г. до н. э. эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо, которое принято называть протоэламским. Он употреблялся около 400 лет, имел примерно 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. Пока эламское пиктографическое письмо остается нерасшифрованным. Религиозным центром страны были Сузы. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о сохранении значительных матриархальных пережитков в жизни эламского общества. Эламская керамика этого периода украшена изящными геометрическими узорами и стилизованными изображениями птиц, животных и людей.Искусство III тысячелетия представлено изображениями грифонов, крылатых львов и демонов, а также сцен бытового характера (охоты, ремесленных работ, учета урожая), сохранившимися на печатях того времени.

2)Мидийский (7-сер 6вв до н.э.)

В 672 г. до н. э. создали независимое государство. Вождь по имени Каштарити (Геродот называет его Фраорт). В 625 г. до н. э. царем Мидии стал его сын Киаксар, Он окончательно объединил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах (совр. Хамадан), создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам оружия (копьеносцы, лучники и конница), вместо прежнего ополчения, собиравшегося по племенному принципу. Мидийский царь Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирка-нию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. Около 593 т. мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили его столицу Тушпу, а через несколько лет покорили Скифское царство в Сакасене и Манну. В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585—550 гг. до н. э„), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. В VII — первой половине VI в. до н. э. Мидия была центром иранской культуры, которую заимствовали и развили персы. О ней известно не много. Еще совсем недавно знания о мидийской архитектуре ограничивались изображениями на ассирийских рельефах. Теперь в местности Нуш-и-джан в 70 км к югу от современного Хамадана (древние Экбатаны, столица Мидии) найден храм огня VIII в. до н. э., построенный в форме ромба. В храме сохранился алтарь огня высотой 185 см, состоящий из цоколя и четырех ступенек.

3)Древнеперсидский или ахеменидский период (середина 6в-330г до н.э.)

В 558 г. до н. э. царем персидских племен стал Кир II. Центр Персидского государства был расположен вокруг г. Пасаргады, интенсивное строительство которого относится еще к началу царствования Кира II. Между 545 и 539 гг. до н. э. Кир покорил восточноиранские и среднеазиатские области. Осенью 539 г. персы захватили Вавилонию. После этого все западные страны до границ Египта (Сирия, Палестина и Финикия) добровольно подчинились Киру. Затем Кир решил обезопасить северо-восточные границы своего государства от вторжения кочевых племен массагетов в Средней Азии. Эти набеги наносили значительный ущерб областям с оседлым населением, которые входили в состав Ахеменидской державы. Во время битвы на восточной стороне Амударьи в начале августа 530 г. до н. э. персидская армия потерпела полное поражение, а сам Кир погиб. В том же году царем Ахеменидской державы стал Камбиз, старший сын Кира. В мае 525 г. до н. э. персы разгромили египетскую армию и захватили Египет. В марте 522 г. Камбиз умер, и в конце того же года царский престол в Персии захватил Дарий I. Для создания эффективного аппарата управления столь разнородными областями около 519 г. до н. э. Дарий I приступил к осуществлению своих знаменитых административно-финансовых реформ. Государство было разделено им на двадцать административно-податных округов, которые назывались сатрапиями. Во главе их стояли сатрапы. В связи с осуществлением новых реформ был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в Сузах – административной столице Ахеменидской державы. Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский. Клинописные документы из Персеполя, составленные на рубеже VI и V вв., содержат обильную информацию о доставке государственной почты в различные области Ахеменидской державы, от Египта до Индии. Сохранились, в частности, письма служебного характера и донесения высокопоставленных чиновников друг другу. Донесения, адресованные царю, обычно отправляли в Сузы и, по всей вероятности, в большинстве случаев фактически были предназначены для царской канцелярии. Около 519 г. до н. э. Дарий I ввел новую систему государственных податей. Все сатрапии обязаны были платить строго зафиксированные для каждой области денежные подати серебром, что устанавливалось с учетом обрабатываемой земли и степени ее плодородности. Дарий I ввел единую для всей державы монетную единицу, составлявшую основу ахеменидской денежной системы, а именно золотой дарик весом 8,42 г. Чеканка золотой монеты была прерогативой персидского царя. Для ахеменидского искусства характерно виртуозное изображение изолированного предмета. Чаще всего это металлические чаши и вазы, высеченные из камня кубки, ритоны из слоновой кости, изделия ювелиров, скульптура из ляпис-лазури. Высокого уровня достигло художественное ремесло, на памятниках которого изображены домашние и дикие животные (бараны, львы, кабаны и др.). Значительный интерес представляют цилиндрические печати, вырезанные из агата, халцедона, яшмы. Эти печати с изображением царей, героев, фантастических и реальных существ до сих пор поражают зрителя совершенством форм и оригинальностью сюжетов.

4)Греко –македонский (330-255гг до н.э.)

В VI в. до н. э. среди греческих областей ведущую роль в экономическом и культурном отношении играли не государства Балканского полуострова, а греческие города на побережье Малой Азии: Милет, Эфес и др. Эти полисы располагали плодородными землями, в них расцветало ремесленное производство, им были доступны рынки обширной Персидской державы. После захвата греческих городов Малой Азии персидские цари стали оказывать поддержку их правителям, располагавшим единоличной властью и называвшимся тиранами. Внешнеполитические успехи Персидской державы не уравновешивались ее внутренней стабильностью. Между 411 — 408 гг. до н. э. произошли восстания в Малой Азии, Мидии и Египте, обусловленные тем, что господство персов обрекало население покоренных стран на разорение. Вдобавок к этому с конца V в. до н. э. сатрапы Малой Азии постоянно враждовали между собой, часто восставали против царя и, опираясь на помощь греческих наемников, стремились стать самостоятельными правителями. Сепаратизм все сильнее разрывал на части некогда могущественную державу. Первое столкновение македонской армии с персами произошло летом 334 г. до н. э. на берегу Геллеспонта (совр. Дарданеллы), в устье реки Граник. Победителем оказался Александр Македонский. После этого он захватил греческие города в Малой Азии, из которых лишь Галикарнас оказал упорное сопротивление, и двинулся в глубь страны. Летом 333 г. до н. э. македонцы захватили Киликию и после этого устремились в Сирию, где были сосредоточены главные силы персов. В ходе ожесточенной битвы Дарий III потерял самообладание и, не ожидая исхода сражения, бежал, бросив свою семью, которая попала в плен. Битва окончилась победой Александра, для него был открыт вход в Сирию и на Финикийское побережье. Финикийские города сдались без сопротивления. В июле 332 г. до н. э. после осады был взят и разрушен Тир, а население его обращено в рабство. Отклонив просьбу Дария III о мире, Александр стал готовиться к продолжению войны. Осенью 332 г. до н. э. он захватил Египет, а потом вернулся в Сирию и направился к местности Гавгамелы недалеко от города Арбелы, где находился персидский царь со своим войском. 1 октября 331 г. до н. э. здесь произошла битва. Центр армии Дария III занимали греческие наемники, а против них расположилась македонская пехота. Персы имели численный перевес на правом фланге и расстроили македонские ряды. Но решающая схватка происходила в центре, куда Александр проник вместе со своей конницей. Персы ввели в бой колесницы и слонов, но Дарий III, как и при Иссе, преждевременно счел продолжавшуюся битву проигранной и бежал. После этого сопротивлялись лишь греческие наемники. Александр одержал победу и захватил Вавилонию, а в феврале 330 г. до н. э. его армия вступила в Сузы. Вскоре в руки захватчиков попали Персе-поль и Пасаргады, где находились главные сокровищницы персидских царей. Дарий со своими приближенными бежал из Экбатан в Восточный Иран, где был убит бактрийским сатрапом. Персидская держава перестала существовать, и все ее владения стали частью империи Александра.

5)Парфянский (255г до н.э.- 226г н.э.) Около 171 г. до н. э. царем Парфии стал Митридат I, при котором это государство превратилось в могущественную державу, ставшую наследницей политического могущества Ахеменидов и в какой-то степени их культуры. Парфянская держава не была однородна. В частности, на юге Ирана, в Фарсе, в начале III в. н. э. существовало несколько полузависимых мелких княжеств. Во главе одного из них стоял Сасан, от которого позднее правители Сасанидской династии получили свое родовое имя. Арташир, потомок Сасана и один из правителей этих княжеств, начал расширять принадлежащие ему владения. Объединив под своей властью все области Фарса, он присоединил к царству также районы Кермана и Хузистана. Парфянский царь Арта-бан V, встревоженный успехами Арташира, решил оказать ему противодействие. Однако в 224 г. н. э. он потерпел поражение от Арташира. Через два года, в 226 г., Арташир захватил г. Ктесифон, расположенный в Месопотамии и ранее принадлежавший парфянам. В том же году он провозгласил себя царем Ирана и торжественно короновался. Таким образом, Парфянская держава перестала существовать, и на древней родине ахеменидских царей возникла новая иранская империя – империя Сасанидов.

6)Эпоха Сасанидов (226г-651гг н.э)

Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр. К сожалению, Урарту долгое время оставалось малоисследованной цивилизацией древнего Востока. Русские и советские востоковеды М.В. Никольский, И.Н. Мещанинов, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, Г.А. Меликишвили опубликовали и подробно проанализировали урартские письменные тексты, что явилось надежной основой изучения этого «забытого царства». Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864 – 845 гг. до н. э.). Однако против него предприняла походы армия Салманасара III. Ассирийские политики, видимо, уже почувствовали потенциальную угрозу в зарождающемся молодом государстве. Однако эти военные акции не затронули основных областей Урарту и Муцацира, и вопреки надеждам царей Ассирии усиление нового государства продолжалось. Урартский правитель Сардури I (835 – 825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены. Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Иш-пуини (825 – 810 гг. до н. э.). Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Туш-пы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование – Муцацир – становится одним из зависимых владений. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока – Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

Наши рекомендации