Категории и сегменты потребителей
Кто является (а кто не является) вашими ключевыми потребителями? Каким сегментам адресовано ваше ценностное предложение? Каковы главные отличительные черты и характеристики этих сегментов?
Потребительские сегменты– одна или несколько групп клиентов, охватываемая бизнес-моделью. Группы клиентов представляют различные сегменты, если:
• различия в их запросах обуславливают различия в предложениях;
• взаимодействие осуществляется по разным каналам сбыта;
• взаимоотношения с ними нужно строить по-разному;
• их выгодность существенно различается;
• их привлекают разные аспекты предложения.
Можно выделить следующие потребительские сегменты: массовый рынок, нишевый рынок, дробное сегментирование, многопрофильное предприятие, многосторонние платформы (например, предприятие, предлагающее бесплатную прессу, нуждается в большом числе читателей, чтобы привлечь рекламодателей, и заинтересовано в рекламодателях, чтобы финансировать производство и распространение).
Каналы
Каким образом мы предлагаем и продаем наш продукт потребителю? Как и какую информацию он получает? Каким образом обеспечивается его доступ к нашему продукту?
Отношения с потребителями
Как мы выстраиваем и поддерживаем отношения с потребителями? Какие средства для этого используем и какой результат при этом достигается?
Например, персональная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание.
Потоки доходов
Откуда к нам приходят деньги? Кто и за что платит? Какова наша стратегия ценообразования для разных категорий потребителей?
По этому признаку бизнес-модели можно разделить на два класса: с преимущественным вниманием к издержкам и с преимущественным вниманием к ценности. По структуре издержки можно разделить на следующие категории: фиксированные издержки, переменные издержки, экономия на масштабе, эффект диверсификации.
Например, продажа активов (товаров), плата за использование, оплата подписки, аренда/лизин/рента, лицензии, брокерские проценты, реклама.
Структура затрат
Какова структура наших затрат? Главные статьи затрат? В каком соотношении находятся постоянные и переменные, прямые и косвенные затраты?
Партнерства
Кто является нашими главными партнерами? Что мы получаем от них, и что даем взамен? Какая ценность создается в результате этого взаимодействия? Кто из партнеров наделен значительной рыночной властью?
Результатом должно стать полное и всестороннее описание бизнес-модели, а также возможных альтернативных вариантов, определение условий (предположений), от которых зависит эффективность того или иного варианта.
1. Проведите классификацию построенной бизнес-модели.
2. Проведите анализ построенной бизнес-модели с целью ее улучшения. Заполните таблицу 3.
Имея набросок описания основных компонентов бизнес-модели, необходимо определить возможные направления изменений. Для этого можно воспользоваться рекомендацией авторов концепции «стратегии голубого океана» Чан Кима и Рене Маборн, а именно – действовать в соответствии со схемой
«убрать» - «снизить» - «увеличить» - «добавить». Поиск возможностей инноваций в бизнес-модели состоит в нахождении элементов, которые необходимо «убрать», «снизить», «увеличить» или «добавить».
Таблица 3 Направления инноваций для бизнес-модели
Убрать | Уменьшить | Увеличить | Добавить | |
Ценностные предложения | ||||
Сегменты потребителей | ||||
Каналы | ||||
Отношения с потребителями | ||||
Ключевые активы | ||||
Ключевые процессы | ||||
Потоки доходов | ||||
Структура затрат | ||||
Партнерства |
Содержание отчёта:
• «Заполненные» квадраты канвы.
• Заполненные таблицы.
• Проект по построенной бизнес-модели.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
1. Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2013.
б) дополнительная литература
1. Кобелев О.А.Электронная коммерция: Учебное пособие / О.А. Кобелев; под ред. С.В. Пирогова .— 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2013 .— 684 с.
2. Сибирская Е.В. Электронная коммерция: Учебное пособие / Е.В. Сибирская, О.А. Старцева - М.: ФОРУМ, 2010, 2013 - 228 с.
3. Бруковская О. Осовицкая Н. Как построить HR-бренд вашей компании. СПб, Питер, 2010. 288 с.
Меркулина И.А. Сетевая экономика: Учебное пособие / И.А. Меркулина - М.: ВГНА Минфина России, 2009 - 93с.
В) электронные ресурсы
1. Электронная коммерция, интернет бизнес, построение бизнеса в сети [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.rucommers.ru/
2. Модели электронной коммерции http://kek.ksu.ru/EOS/ecom/HandoutClass5_Rus.htm
3. Электронная коммерция - http://www.rucommers.ru/
4. Информационно-консалтинговой центр по электронному бизнесу - http://www.ecomrus.ru/
Г) стандарты
1. Стандарт ISO/IEC 7816 по применению идентификационных карт.
2. Стандарт ISO/IEC 14443 по применению проксимити-карт.
3. Стандарт информационной безопасности ISO/IEC 15408.
4. Стандарт информационной безопасности EMV.
5. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.
6. ГОСТ 34.603-92 Информационные технологии. Виды испытаний автоматизированных систем.
7. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2011 Информационная технология. Программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.
Приложение 1