Международные организации по стандартизации

В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Наиболее крупные международные организации ИСО и МЭК.

Международная организация по стандартизации (ИСО)функционирует с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалось, чтобы наименование звучало одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos — равный, краткое название организации ISO (ИСО).

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки — английский, французский и русский.

ИСО определяет свои задачи: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности с целью обеспе­чения международного обмена товарами и услугами, а также сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях яв­ляются разработка и издание международных стандартов. На сегодняшний день в состав ИСО входят более 130 стран со своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета-члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов в ИСО входят члены-корреспонден­ты, которыми являются организации по стандартизации раз­вивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО. Члены-корреспонденты не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разраба­тываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура ИСО представлена на рис. 16.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы — технические комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея— это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами.

Советруководит работой ИСО в перерывах между Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральную ассамблею, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов — членов Совета.

Совету ИСО подчиняются семь комитетов: ПЛАКО (Техническое бюро), СТАКО (Комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (Комитет по оценке соответствия); ИНФКО (Комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (Комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (Комитет по защите интересов потреби гелей); РЕМКО (Комитетов и о стандартным образцам).

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входит рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов; определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО обязан оказывать техническую и информационную помощь Совету ИСЛ по принципу и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводится изучение основополагающих принципов стандартизации. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценки соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов стандартизации. Важная область работы КАСКО — содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по сертификации, которые широко используются в странах — членов ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах стандартиза­ции, а также служат основой для соглашения по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

К компетенции ИНФКО относятся: координация и гармонизация деятельности ИСО и членов организации в области информационных услуг, баз данных, маркетинга, прода­жи стандартов и технических регламентов. Кроме этих основных задач, ИНФКО выполняет большое количество работ, связанных с информационной деятельностью: разрабатывает руководства по организации и работе информационных центров по стандартизации; проводит анализ и изучение рынка информационных и маркетинговых услуг; составляет и распространяет рекомендации по сбору, хранению, поиску, обмену информацией; организует и ведет системы производства и распространения документов ИСО; популяризирует международные стандарты в области информационных услуг и поощряет их применение; организует обмен опытом и информацией о работе различных информационных центров.

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подго­товка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества развитых и развивающихся стран в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности соответствия этому через стандар­тизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по изучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, каса­ющимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов», «Общие и статистические принципы» и др. Кроме того, РЕМКО — координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, например, с МОЗМ — Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки международных стандартов

Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 ко­митетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Официальные языки ИСО — английский, французский, русский. На русский язык переведено около 80% международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта следующая: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, техничес­кого комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ИСО) направляет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь представляет положение в техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условии, что большинство комитетов-членов голосуют «за» и не менее пяти из них намерены стать членами РГ (активные участники) в этом ТК, а техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта.

После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75 % голосовавших, он публикуется в качестве международного стандарта.

В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций. Стандарты ИСО — наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500—600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами между всеми странами мира.

Стандарты серии ИСО 9000 — стандарты менеджмен­та качества. В эту серию входят три стандарта: ИСО 9000:2000; ИСО 9001:2000; ИСО 9004:2000.

Три стандарта, применяемые ранее — ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, — объединены в новый стандарт ИСО 9001:2000.

ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» — устанавливает отправную точку, с которой начинается процесс понимания стандартов, и определяет основные требования, используемые в документах семейства ИСО 9000 и необходимые для того, чтобы избежать недоразумений при их использовании.

Стандарт ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» — это стандарт требований, помогающий добиваться соответствия требованиям потребителей и регулирующих органов. Он устанавливает требования к системе менеджмента качества любой организации, желающей продемонстрировать свою способность стабильно давать продук­цию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим регуляторным требованиям и способствующую повышению степени удовлетворения потребителя. Этот стандарт имеет удобную для пользования структуру и использует термины, легко понимаемые во всех отраслях экономики. В настоящее время это единственный стандарт в семействе ИСО 9000, по которому можно проводить сертификацию третьей стороной. Он применяется в целях сертификации/регистрации и заключения контрактов организациями, ищущими признания своей системы менеджмента качества.

Стандарт ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности» дает рекомендации по постоянному улучшению системы менеджмента качества, чтобы существенно повысить эффективность системы менеджмента качества для достижения собственных целей деятельности.

Наибольший эффект достигается при использовании всей серии стандартов ИСО 9000 в комплексе. Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 разработаны как согласованная пара стандартов в целях облегчения их применения. Перечень стандартов ИСО, их названия и цели даны в приложении 11.

Примеры применения стандартов ИСО 9000

Стандарт ИСО 9001:2000 применяется в том случае, когда желают разработать систему менеджмента, обеспечивающую соответствие продукции установленным или конкретным требованиям. В настоящее время это единственный стандарт в семействе ИСО 9000, на соответствие требованиям которого можно проводить сертификацию системы качества третьей стороной. Он дает определение слова «продукции» как термина, относящегося к услугам, перерабатываемым материалам, техническим средствам, предназначенным для потребителей или требуемым ими.

В стандарте содержится 5 разделов, определяющих виды деятельности, которые необходимо учитывать при внедрении системы менеджмента качества на предприятии. В первом разделе приведены общие положения и область применения. Требования в остальных четырех разделах: Система менеджмента качества, Ответственность руководства, Менеджмент ресурсов, Измерение, анализ и изучение — применимы ко всем организациям.

В совокупности 5 разделов ИСО 9001:2000 определяют, что нужно последовательно делать, чтобы получать продук­цию, отвечающую требованиям потребителей, соответствую­щую требованиям стандартов и технических условий, действующему законодательству и другим требованиям общества.

Стандарт ИСО 9004:2000 используется для того, чтобы показать выгоду от применения стандарта ИСО 9001:2000 на все заинтересованные или затрагиваемые бизнесом стороны.

К заинтересованным сторонам относятся сотрудники предприятия, владельцы, поставщики и общество в целом.

Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 гармонизированы по своей структуре и терминологии, чтобы облегчить плавный переход от одного стандарта к другому. Оба стандарта используют процессный подход. Процессы определяются как состоящие из одного или более взаимосвязанных видов деятельности, требующих ресурсы и управления для достижения результата. Восемь Принципов Менеджмента Качества, установленных в ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000, создают основу для улучшения деятельности, описанной в стандарте ИСО 9004:2000.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано, в основном, со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систе­му стандартизации, а также может применяться в двух- и многолетних отношениях. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в ИСО для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита окружающей среды. На основе этих поло­жений должно быть представлено веское обоснование предложения.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных докумен­тов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовало 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации.

Советский Союз входил в МЭК с 1922 г., Россия стала правопреемником СССР и представлена в МЭК Госстандар­том РФ. Российская сторона принимает участие более чем в 190 технических комитетах и подкомитетах МЭК. Штаб-квартира находится в Женеве, рабочие языки — английский, фран­цузский, русский.

МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения.

Большинство стран — членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации.

Основная цель организации, которая определена ее Уставом, — содействие международному сотрудничеству по стандартизации в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов.

Национальные комитеты всех стран образуют Совет — высший руководящий орган МЭК. Основной координирующий орган МЭК — Комитет действий. Кроме главной своей задачи — координации работы технических комитетов — Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

МЭК принято более 3 тыс. международных стандартов.

Придавая большое значение разработке международных стандартов на безопасность, ИСО совместно с МЭК приняли Руководство ИСО/МЭК 51 «Общие требования к изложению вопросов безопасности при подготовке стандартов». В нем отмечается, что безопасность представляет собой такой объект стандартизации, который проявляет себя при разработке стандартов во многих различных формах, во всех областях техники. Главной целью стандартизации в области безопасности является поиск защиты от различных видов опасностей. В сферу деятельности МЭК входят: травмоопасность, опасность поражения электротоком, техническая опасность, пожаро-опасность, взрывоопасность, химическая опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, радиочастотных, ультрафиолетовых и др.).

2. Региональные организации по стандартизации

Европейский союз(ЕС). Деятельность ЕС в области стандартизации направлена на выполнение положений Римского договора 1957 г. о создании единого европейского рынка. В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики европейских стран, созданию объединенных региональных рынков. ЕС первостепенное значение придает устранению национальных барьеров в торговле и развитию европейской стандартизации. Для выполнения этой задачи осуществляется переход на создание единых европейских стандартов — евронорм (технических регламентов). На органы, ответственные за стандартизацию, возлагается задача по разработке таких технических регламентов, которые заставляют изготовителей выпускать продукцию, соответствующую общим требованиям директив Совета ЕС,

При разработке евро норм широко используются национальные стандарты стран-членов, а также международные, Если указанные нормативные документы отвечают требованиям интеграции западноевропейских стран, их применяют в качестве европейских стандартов.

Работы по директивам ЕС в области стандартизации сконцентрированы на регламентации обязательных норм по безопасности труда, охране здоровья и окружающей среды, а также на выявлении технических регламентов, на которые следует делать ссылки в директивах в части требований к качеству товара.

Нормативную базу стандартизации ЕС составляет техническое законодательство, которое представлено постановлениями Совета ЕС, директивами Совета и гармонизированными европейскими стандартами.

Постановление Советаимеет прямое действие для стран — членов ЕС.

Директивы Советавводятся через дополнительные акты государств — членов ЕС.

Гармонизированный европейский стандарт— это стандарт, обеспечивающий реализацию соответствующей дирек­тивы, и в этом случае он обязателен для применения в странах ЕС.

Европейский комитет по стандартизации (СЕН)существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств.

Высшим органом СЕН является Генеральная ассамблея. Административный совет, штаб-квартира которого находится в Брюсселе, осуществляет всю административную работу. Вся работа по стандартизации ведется техническими комитетами (их более 140) и консультативными группами.

Основная цель СЕН — содействие развитию торговли то­варами и услугами путем разработки европейских стандартов (евро норм), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другие межправительственные организации. (ЕАСТ — Европейская ассоциация свободной торговли, объединяющая семь стран: Австрию, Великобританию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию, Швецию).

Один из принципов работы СЕН — обязательное исполь­зование международных стандартов ИСО как основы для разработки евро норм.

Кроме евро норм СЕН разрабатывает документы по гар­монизации (НД) и предварительные стандарты (ENV), направ­ленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и на ускорение внедрения прогрессивных требований в производстве новых товаров.

Предварительный стандарт— это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Европейский комитет по стандартизации в электротех­нике (СЕНЭЛЕК)создан в 1971 г. В СЕНЭЛЕК входят 17 стран, все они являются и членами МЭК (кроме Люксембурга).

Во главе организации — Генеральная ассамблея, в кото­рой страны-члены представляют национальные организации по стандартизации и представительные органы, а также уча­ствуют представители ЕС и ЕАСТ. Генеральная ассамблея избирает Административный совет.

Основная цель СЕНЭЛЕК — разработка стандартов на электротехническую продукцию в тесном сотрудничестве с ЕС и ЕАСТ. Стандарты СЕНЭЛЕК рассматриваются как необходимое средство для создания единого европейского рынка.

Сущность главного направления работы СЕНЭЛЕК состоит в устранении любых технических различий между на­циональными стандартами стран-членов.

Еще одно направление СЕНЭЛЕК — гармонизация стан­дартов, которой руководит технический совет.

Действует несколько совместных рабочих групп СЕН/СЕН-ЭЛЕК. Технические документы этой группы предназначены для всех международных организаций и СЕН/СЕНЭЛЕК.

Европейская организация по качеству (ЕОК)была со­здана в 1957 г. Целями ЕОК являются содействие, распространение, совершенствование с помощью всех возможных средств применения практических методов и теоретических принципов управления качеством с тем, чтобы повысить ка­чество и надежность продукции и услуг.

Высшим руководящим органом ЕОК является Совет, в состав которого входят официальные представители членов ЕОК и должностные лица ЕОК. Высшим должностным лицом ЕОК является президент, избираемый на двухлетний срок.

Основная форма работы ЕОК — проведение конференций, семинаров по вопросам обеспечения высокого качества продукции, обмен опытом.

Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)в 1994 г. создала Консультативный Комитет по стандартизации и качеству. Страны-участницы АСЕАН сделали достаточно весомый вклад в региональную стандартизацию.

Приоритетные направления в области международной стандартизации определяет Рабочая группа (РГ)по вопросам политики в области стандартизации. Она образована в 1990 г. по решению сессии ЕЭК. Рабочая группа поддерживает тесные деловые контакты с международными и региональными организациями по стандартизации и сертификации. Россия представлена в РГ Госстандартом РФ. Наиболее значительный документ среди принятых РГ — комплекс рекомендаций правительствам о политике в области стандартизации.

Этот документ определил основные приоритетные направления и задачи для стандартизации:

1. здравоохранение и обеспечение безопасности;

2. улучшение окружающей среды;

3. содействие научно-техническому сотрудничеству;

4. устранение технических барьеров в международной тор­говле, являющихся следствием негармонизованных нормативных документов.

Гармонизация стандартов

Гармонизация стандарта — это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.

Гармонизованные стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, в пояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т. п. В связи с этим существуют термины: идентичные стандарты и унифицированные стандарты.

Идентичные стандарты — гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).

Унифицированные стандарты — это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.

Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углуб­ления сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды.

В западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70—80 % национальных стандартов. В России принято до 20 % ИСО и около 60 % стандартов МЭК.

2.14. Применение международных стандартов в РФ

ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:

принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного Российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений. Обозначается такой стандарта как, как это принято для отечественного стандарта;

принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации.

При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального) стандарта.

Примером такого применения международных стандартов являются государственные стандарты системы менеджмента качества:

ГОСТ Р ИСО 9000—2001 (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь) — аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000—2000;

ГОСТ Р ИСО 9000—2001 (Системы менеджмента каче­ства. Требования) — аутентичный текст международного стан­дарта ИСО 9001-2000;

ГОСТ Р ИСО 9004—2001 (Системы менеджмента каче­ства. Рекомендации по улучшению деятельности) — аутентичный перевод международного стандарта ИСО 9004—2000.

Возможны и другие варианты применения международных стандартов: использование (заимствование) отдельных положений международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемый при создании отечественного стандарта.

3. Эффективность работ по стандартизации

Эффективность стандартизации проявляется в процессе деятельности конкретных субъектов хозяйствования различ­ных форм собственности, причем во всех сферах — в науч­ных исследованиях, при проектировании изделий, подготов­ке их производства, обращения (реализации), эксплуатации и утилизации продукции.

Под эффективностью работ по стандартизации понима­ют соотношение народнохозяйственного эффекта применения результатов работ в народном хозяйстве и затрат, связанных с их применением.

Эффективность стандартизации может быть экономи­ческой, технической, информационной и социальной.

Экономический эффектполучается в результате умень­шения затрат (издержек) при производстве, обращении, экс­плуатации и утилизации стандартизируемой продукции и оп­ределяется как разность между экономией и затратами.

Основным источником экономичного эффекта от стан­дартизации является экономия, полученная от повышения ка­чества продукции и услуг, от увеличения массовости продук­ции, концентрации производства и снижения эксплуатацион­ных расходов.

Определение экономической эффективности рекоменду­ется осуществить при разработке и применении следующих видов стандартов:

1)на продукцию и услуги, устанавливающего технические требования или технические условия;

2) на работы (процессы); 3)на методы контроля.

Экономия при эксплуатации обусловливается повыше­нием надежности изделий.

Определение технической и социальной эффективности рекомендуется проводить для основополагающих стандартов.

Техническая эффективность стандартизациивыража­ется в относительных показателях технических эффектов в результате применения стандарта: в росте уровня безопасно­сти, снижения вредных воздействий и выбросов, в снижении материало- или энергоемкости производства или эксплуата­ции, повышении надежности и др.

Информационная эффективность работ по стандарти­зацииможет выражаться в достижении необходимого для об­щества взаимопонимания, единства представления и воспри­ятия информации (стандарты на термины и определения и т. п.), в том числе в договорно-правовых отношениях субъек­тов хозяйственной деятельности друг с другом и органов го­сударственного управления, в межгосударственных научно-технических и торгово-экономических отношениях.

Социальная эффективность стандартизациизаключа­ется в том, что реализуемые на практике обязательные тре­бования к продукции, процессам и услугам положительно

отражаются на здоровье и уровне жизни населения, а также на других социально значимых аспектах. Она выражается в показателях снижения уровня производственного травматиз­ма, уровня заболеваемости, повышения продолжительности жизни, улучшения социально-психологического климата.

Вопросы для контроля знаний по основам стандартизации

6. Определение стандартизации и ее значение.

7. В каких целях осуществляется стандартизация?

8. Какие задачи должна выполнять стандартизация?

9. История развития стандартизации.

10. Какие главные направления развития стандартизации в РФ?
6 Что относится к объекту стандартизации?

11. Классификация объектов стандартизации. На что раз­рабатываются стандарты ?

12. Я, Что такое субъекты стандартизации, на каких уровнях они организуются?

13. Назовите главный национальный орган по стандартизации.

14. Перечислите виды работ, которые должен выполнять Госстандарт РФ.

15. Перечислите службы стандартизации России.

16. Как называются территориальные органы по стандар­тизации, метрологии и сертификации и их функции?

17. Назовите рабочие органы по стандартизации и их функции.

18. Какие представители входят в технический комитет № 347 « Услуги торговли и общественного питания»?

19. 15 Какие функции выполняет ТК № 347?

20. 16. Принципы стандартизации и их характеристика. 17.Какие принципы относятся к научным?

21. Какие принципы относятся к организационным?

22. Основные методы стандартизации и их характеристика.

23. Что такое стандарт, техническое условие?

24. Что такое технический регламент и его характеристика?

25. Что такое общероссийский классификатор и его виды ?

26. На какие уровни можно разделить нормативные доку­менты ?

27. Категории стандартов и их характеристика.

28. Дайте характеристику ТУ.

29. Каков порядок разработки и утверждения национальных
стандартов?

30. Как организуется информация о нормативных докумен­тах?

31. Виды стандартов и их характеристика.

32. Дайте характеристику межгосударственной системы стандартизации.

33. Межотраслевые системы стандартизации и их характе­ристика.

34. Федеральный закон «О техническом регулировании» и его содержание.

35. Значение и содержание реформы технического регулиро­вания в РФ.

36. Как осуществляется Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и государственных стандартов?

37. Значение и основные задачи международной стандарти­зации.

Наши рекомендации