Особенности правового статуса частного ВУЗа
Основной тезис, в контексте которго необходимо анализировать состояние нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование частных вузов, а также их правовой статус, очевидна: в Украине сформирован частный сектор высшего образования, который предоставляет платные услуги потребителям на договорных основах, а также существует рынок образовательных услуг, который действует на основе объективного экономического закона стоимости.
Закон Украины «Об образовании», который вступил в силу в 1991 г., признавая образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества (п. 1, ст. 4), закрепил возможность существования в образовательной сфере нашей страны учебных заведений, основанных как на государственном, так и на других формах собственности (ч. 2, п. 1, ст. 3), тем самым создав условия для легитимного существования частных вузов.
Объективными и фундаментальными причинами возникновения частного образования появились свобода предпринимательства и частная собственность, которые были положены в основу построения демократического правового Украинского государства, экономика которого, со всеми трудностями ее становления, может считаться рыночной. В свою очередь, рыночная экономика, будучи глобальным потребителем и заказчиком образовательных услуг, в совокупности с рынком образовательных услуг представляют собой взаимосвязанные и саморегулируемые системы, где образование призвано чутко реагировать на запросы экономики.
При этом частным вузам изначально по природе и происхождению присущи некоторые свойства и качества, которые отличают их от государственных вузов. В пользу этого свидетельствует и анализ их происхождения: с древних времен они создавались и развивались в самых разнообразных формах, поскольку образование было и частным делом, и церковным, и общественным, то есть не только государственным; платным, а не только, «бюджетным».
Вследствие этого к основным чертам частного вуза можно отнести,
- во-первых, то, что он является свободным, независимым субъектом гражданского общества,
- во-вторых, самофинансируемым, но не тождественно понятию «платный».
Платные образовательные услуги предоставляют и государственные вузы. А самофинансируемым означает, что частный ВУЗ функционирует только за счет средств, полученных от потребителей образовательных услуг и существует на собственной учебно-материальной базе.
В организационном плане частный ВУЗ представляет собой самоорганизованное, самоуправляемое, саморазвивающееся высшее учебное заведение, которое действует в рамках законодательства, что практически и является его единственным ограничителем. Такой вуз свободен в определении стратегии и направлений своей деятельности; в разработке организационной структуры, штатного расписания, назначениях на должности, формировании политики в области заработной платы и т. п.
Однако при раскрытии понятия «частный ВУЗ» одной из главных задач является определить, к какому виду юридических лиц он должен быть отнесен – к коммерческим или некоммерческим.
В конечном итоге четкое выяснение того, осуществляет высшее учебное заведение предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками, влияет на упорядочение как частно-правовых, так и публично-правовых (прежде всего, налоговых) отношений.
Необходимо обратить внимание на то, что деятельность вуза, связанная с получением дохода (прибыли), не имеет в законодательстве об образовании четкого терминологического обозначения. Для ее закрепления законодатель использует без явного определения несколько подобных понятий. Это:
- хозяйственная,
- собственная,
- предпринимательская,
- коммерческая,
- инновационная,
- уставная деятельность,
- производственно-коммерческая работа,
- платные дополнительные образовательные услуги,
- деятельность, которая не предусматривает получения прибыли.
Через указанную терминологическую неопределенность представляется необходимым сделать разграничение перечисленных терминов.
Как известно, основу правосубъектности вуза, объем которой отображается в его уставе и имеет специальный характер, составляют его права и обязанности, необходимые для выполнения возложенных на него функций, связанных с непосредственным осуществлением образовательной деятельности. В то же время вузы как субъект рыночной экономики выступает в роли товаропроизводителя интеллектуальной продукции и образовательных услуг и свободно реализуют свою продукцию на рынке.
Вузам разрешено (а государственным – наряду с финансированием их за счет средств бюджета) использовать дополнительные источники финансирования, к которым относятся:
- средства, полученные за обучение, подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в соответствии с заключенными договорами;
- плата за дополнительные образовательные услуги;
- средства, полученные за научно-исследовательские работы (услуги) и другие работы, выполненные вузов по заказу предприятий, учреждений, организаций и граждан;
- доходы от реализации продукции научно-производственных мастерских, предприятий, цехов и хозяйств,
- от сдачи в аренду помещений, зданий, оборудования;
- дотации местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и т. д.
Развернутое определение понятия «продажа результатов работ (услуг)» находится в ч. 3 п. 1.31 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятия», где под ним понимаются любые операции гражданско-правового характера по предоставлению результатов работ (услуг), предоставление права на использование или распоряжение товарами, в том числе нематериальными активами и другими, чем товары, об объектами собственности за компенсацию.
В толковых словарях русского языка торговля определяется как «купля-продажа чего-нибудь», «коммерция» (торговый – от лат. Commerce). В обыденном словоупотреблении термины «коммерческая» и «предпринимательская» деятельность вузов часто используются как взаимозаменяемые. И происходит это потому, что торговые операции учебного заведения является наглядным показателем существования коммерческой составляющей его уставной деятельности.
Однако с юридической позиции подобное толкование не является точным. Между терминами «коммерческая» и «предпринимательская» деятельность различия существенные и одновременно достаточно четкие и понятные.
Гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательская деятельность осуществляется:
а) с помощью выполнения работ и оказания услуг, то есть в сфере производства;
б) при продаже товаров, то есть в сфере обмена, торговли, служит «мостиком», которым материальные блага направляются из сферы производства в сферу личного потребления.
То есть перед нами два разных «среза доходной деятельности». Один (коммерческая деятельность) находится в ее ядре. Второй (предпринимательская деятельность) – служит внешним выражением.
С последовательно юридических позиций выходным и принципиальным является термин «предпринимательская деятельность».
Действующее законодательство в этом категорично: по своему правовому статусу государственный ВУЗ, даже при осуществлении платной образовательной деятельности, остается непредпринимательским учреждением. Дополнительно привлеченные средства он обязан направлять на осуществление уставной деятельности (ч. 2, п. 4, ст. 64 ЗУ «О высшем образовании»). В то же время частный ВУЗ, деятельность которого изначально была определена законодательством как предпринимательская, может претендовать на непредпринимательский статус только в случае, если полученные от нее доходы не только реинвестируются в данное учебное заведение, но и не подлежат распределению между его учредителями (п. 85 ГК Украины).
Однако, рассуждая о предпринимательской деятельности учебных заведений в целом, необходимо отметить, что она не теряет присущих ей качеств из за того, что полученная в результате ее осуществления прибыль расходуется на определенные цели. Более того, грамматическое толкование ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины «Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности» позволяет утверждать, что направление расходования полученного дохода находится вне понятия предпринимательской деятельности и поэтому не в состоянии уменьшить предпринимательскую сущность деятельности, обусловившей его (доход). Таким образом, платную образовательную деятельность необходимо квалифицировать как вид предпринимательской деятельности вуза, независимо от формы собственности.
Кроме того, частный ВУЗ, предоставляя образовательную услугу, за что поступающий на обучение платит деньги, организует «производственный» процесс, который длится несколько лет и завершается «выпуском продукта». Но данный «продукт» не является собственностью вуза, то есть не может быть продан им с целью получения прибыли. Именно поэтому такие ВУЗы и являются организациями некоммерческими. Отсюда некоммерческий статус частного вуза должен быть закреплен в действующем законодательстве, что позволит приблизиться к равенству правового статуса и соответственно конкурентных возможностей всех вузов, независимо от формы собственности, повысив в результате качество украинского образования.
Что касается предпринимательского характера деятельности, то в отношении вуза он указывает не на его функцию, что в соответствии с гражданским законодательством и определяет его вид, а на тип связей и отношений внутри вуза, на способ внутривузовских организаций и управления. Доказательством этому могут служить следующие факты.
Организовав учебное заведение, существующее за счет тех средств, которые он получает путем создания определенных ценностей, учредители частного вуза создают, таким образом, специфическое предприятие, где им постоянно приходится что-то делать, чтобы не только жить, но и развиваться. Их деятельности всегда присущ фактор риска. Что касается политики, то предпринимательский вуз строит ее, опираясь исключительно на собственные силы, культивируя дух предпринимательства и такой тип внутриорганизационных отношений, для которого характерны доверие, взаимопонимание, ответственность, четкость, исполнительность, дисциплинированность.
Обстоятельство, что частные вузы не имеют источников внешнего финансирования, что основным условием выживания, а значит, главной целью и основным критерием успеха становится собственный денежный доход, предоставляет всем видам внутривузовских отношений особый оттенок. В этом случае дух предпринимательства, предпринимательские отношения пронизывают всю атмосферу внутривузовской жизни. Причем подобные отношения могут возникать и в государственном вузе при осуществлении им платных образовательных услуг.
Таким образом, не прибегая к рассмотрению особенностей каждого частного вуза, его можно определить так.
Частный ВУЗ – это специфическое некоммерческое высшее учебное заведение, созданное в соответствии с действующим законодательством Украины для осуществления предпринимательской деятельности в сфере предоставления образовательных услуг на основе самофинансирования и самоуправления.
Однако до сих пор действующее образовательное законодательство не закрепило для частных вузов определенную организационно-правовую форму. Многие из них функционируют в форме хозяйственных обществ (акционерных и обществ с ограниченной ответственностью), которые по своему определению является предпринимательскими юридическими лицами, деятельность которых направлена на получение прибыли.
В то же время преамбула Закона Украины «Об образовании» гласит: «Образование – основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства.
Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами ».
Если сопоставить указанную норму нормативным дефинициями хозяйственных обществ (глава 8 ГКУ) и предпринимательской деятельности (п. 42 ГКУ), то в результате мы получим следующую картину: государственные учебные заведения Украины создаются для удовлетворения образовательных потребностей граждан, а частные – с целью получения прибыли, то есть фактически для обогащения учредителей за счет студентов от предоставляемых образовательных услуг. И хотя часть частных вузов в нашей стране создавалась для откровенно корыстных целей и получения определенной прибыли за счет взимания платы за обучение и предоставление других связанных, а в некоторых случаях и не связанных с образованием платных услуг, очевидно, что именно образовательная деятельность, а не получение прибыли должна лежать в основе функционирования любого учебного заведения.
При этом следует отметить, что разделение коммерческих и некоммерческих организаций является слабым местом современного гражданского законодательства. Проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. Ситуация осложняется еще и тем, что в Украине до сих пор отсутствует собственный Закон «О некоммерческих организациях». Сегодня большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемых собственником учреждений, в том числе и государственные вузы, просто вынуждены заниматься предоставлением платных услуг, чтобы свести концы с концами.
Таким образом, прежде всего, законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, за которым неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.
А, поскольку частные вузы, как было доказано, являются некоммерческими организациями, то государственное регулирование их деятельности, как нетипичных субъектов рынка, входящих в некоммерческий сектор экономики, должно осуществляться по специальным правилам. А законодательное закрепление за ними организационно-правовой формы учебного заведения будет способствовать уравниванию их правового статуса с государственными вузами. В этом случае регулирующее воздействие государства в пределах его социокультурной функции станет настоящим гарантом конституционных прав личности в сфере образования.