Цели и функции международных экономических организаций
В настоящее время международные организации прочно вошли в структуру системы межгосударственных отношений в качестве важного элемента, без которого само функционирование системы практически невозможно. Как правило, отражая объективную тенденцию усиления взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях, международные организации в то же время оказывают существенное влияние на проявление и развитие закономерностей межгосударственных отношений, таких, как международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств и др., создавая благоприятные условия для их реализации за счет использования специфических институционных форм, дающих членам международных организаций дополнительные возможности для многосторонних и двусторонних переговоров, проведения совместных поисков решений и т.п.
Особую актуальность представляют международные экономические организации. Государства, вступая в эти организации, руководствуются задачей приобрести соответствующие преимущества, которые дает то или иное экономическое объединение.
Большая восьмерка (G8).Совещания руководителей индустриально развитых стран мира ежегодно проводятся с 1975 г. Решение об их проведении было принято в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам. Изначально эти встречи были задуманы как консультации лидеров шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и Италии. Затем к ним присоединилась Канада, а с начала 1990-х годов во встречах принимает участие Россия.
Совещания руководителей ведущих стран мира не имеют статуса международной организации, не основаны на каком-либо договоре и, таким образом, не располагают ни постоянным секретариатом, ни другими над национальными органами. Скорее их можно назвать «привилегированным клубом», члены которого наделены практически неограниченными полномочиями и, конечно, несут огромную ответственность. По традиции все решения на совещаниях принимаются единогласно.
Довольно известной экономической организаций является, например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - межрегиональная экономическая организация.
ОЭСР была создана в 1961 г. и являлась в политическом, организационном и юридическом отношении преемницей Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), представлявшей первую попытку послевоенного «объединения Европы».
Конвенция о создании ОЭСР подписана в Париже 14 декабря 1960 г. по инициативе США и вступила в силу 30 сентября 1961 г. после ратификации всеми государствами-участницами. Предшественница ОЭСР, Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), была создана 16 апреля 1948 г. для восстановления экономики западноевропейских стран в соответствии с планом Маршалла - планом американской экономической и политической помощи Западной Европе.
Вскоре после ее образования обнаружилась необходимость более тесного экономического сотрудничества между западными странами, включая США и Канаду.
14 декабря 1960 г. все 20 государств, бывших членов ОЕЭС, подписали конвенцию об учреждении ОЭСР.
В соглашении о создании провозглашаются три основные цели организации, сформулированные в ст. 1:
1) добиваться неуклонного подъема экономики и занятости, повышения уровня жизни в странах-членах, сохраняя при этом финансовую устойчивость и способствуя тем самым развитию мировой экономики;
2) способствовать здоровому подъему экономики в находящихся в процессе экономического развития странах, как участвующих в организациях, так и не участвующих;
3) содействовать расширению мировой торговли на многосторонней основе без дискриминации в соответствии с международными обязательствами.
Эта организация выполняет большинство функций, присущих международным организациям: информационную, нормотворческую, оперативную. Хотя, например, В.Моравецкий выделял три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные.
Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.
В литературе подробно рассматривался вопрос о характере участия международной организации в процессе нормотворчества: правовое положение организации, возможность ее влияния на содержание принимаемых текстов конвенций, юридическая сила этих актов и др. Непосредственно нормотворческая функция международных организаций возникла после Второй мировой войны, когда ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и некоторые другие получили право на заключение международных договоров. Договорная практика международных организаций на современном этапе - стабильное явление международной жизни.
Оперативная функция - новая среди функций международных организаций. Она присуща, например, ООН, ее специализированным учреждениям, а также ряду международных организаций, обладающих коммерческо-эксплуатационной деятельностью.
Оперативными функциями ООН являются: операции ООН по поддержанию международного мира и безопасности; оказание технической помощи освободившимся странам со стороны ООН и специализированных учреждений и др. Специфика оперативной функции по сравнению с другими функциями международных организаций объясняется в литературе следующим образом: «Оперативные функции представляют собой особый метод деятельности международной организации. Если при осуществлении регулирующих и контрольных функций международная организация стремится побудить государства к реализации ее задач, оказывая на них определенное политическое давление, то при осуществлении оперативных функций она сама реализует свои задачи при помощи находящихся в ее распоряжении людских и материальных средств».
Оперативные функции в области международных расчетов выполняет МВФ.
В ряде случаев проводятся совместные мероприятия, например совместные исследовательские работы. К упомянутым организациям относятся: Европейские сообщества («Общий рынок»; Европейское общество угля и стали, ЕОУС; Евратом), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский совет, Европейская конференция министров транспорта, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Экономическая комиссия ООН для Европы, Верховная комиссия ООН по вопросам политического убежища, Организация американских государств (ОАГ), Совет таможенного сотрудничества, Банк международных расчетов, Международный комитет по вопросам миграции в Европе, Международная торговая палата, Международная конфедерация свободных профсоюзов, Международная федерация сельскохозяйственных производителей, Европейская сельскохозяйственная конфедерация, Международный союз ремесленников и владельцев мелких и средних промышленных и торговых предприятий и др.
Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания МО включает три стадии:
1.Принятие учредительных документов организации;
2.Создание ее материальной структуры;
3.Созыв главных органов - начало функционирования.
Наиболее распространенным способом создания МО является заключение международного договора. Наименования этого документа могут быть различными:
- статут (Лига Наций);
- устав (ООН или Организация Американских Государств);
- конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.
Международные организации могут быть созданы и в упрощенном виде - решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи.
В настоящее время признано, что государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций - меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ В СИСТЕМЕ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2.1.Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики
Российской Федерации
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Россия ставит перед собой сложную задачу добиться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.
Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.
Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями:
- глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально-экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово-экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
- усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике («Группа восьми», МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в современных условиях;
- развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
- военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.
В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России сегодня является защита интересов личности, общества и государства.
Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей.
Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
2.2.Проблемы и приоритеты международного экономического сотрудничества России с международными экономическими организациями
В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
Внешнеторговая политика Российской Федерации устанавливает и регулирует отношения России с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности, которые охватывают международный обмен товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Эти отношения строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
Внешнеторговая политика РФ строится на основе внешнеэкономической политики РФ, основная цель которой дальнейшая эффективная интеграция России в систему международного разделения труда как важнейшее условие стабильности функционирования национальной экономики, экономического роста и завершения реформ.
Среди краткосрочных целей внешнеэкономической политики, которые Правительство РФ считает приоритетными, следует обозначить вступление России в Всемирную торговую организацию.
Как известно, в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации важную роль играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).
ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%
ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.
ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств государств в сфере международной торговли товарами и услугами.
Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний.