Закон спроса. Детерминанты спроса

На совершенных рынках цены на товары и услуги устанавливаются в результате стихийного взаимодействия множества покупателей и множества продавцов. Поведение покупателей экономисты описывают с помощью понятий «спрос» и «объём (величина) спроса».

Поведение покупателей экономисты описывают с помощью понятий «спрос» и «объём (величина) спроса».

Объём (величина) спроса (Qd) – это количество товара (Qd1), которое потребители готовы приобретать в единицу времени по определённой фиксированной цене (P1).

Спрос (D – Demand) – это функциональная зависимость между объёмом (величиной) спроса и ценой товара при всех возможных ценах на данный товар (Qd = f (P).

Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях между объёмом спроса на товар и ценой товара существует, как правило, обратная функциональная зависимость.

Рис.4. Кривая спроса Причины действия закона спроса: · Эффект дохода – как правило, при снижении цены на товар можно купить больше данного товара при неизменном уровне дохода. И наоборот. Таким образом, увеличивается покупательная способность дохода. · Эффект замещения – как правило, потребители склонны заменять дорогие товары более дешевыми.

· Принцип убывающей предельной полезности – по мере увеличения потребления блага его предельная полезность убывает.

Наложение эффектов дохода и замещения обусловливает действие закона спроса и устойчивость такого характера поведения покупателей на рынке, при котором существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса на товар. На графике закон спроса выражается в форме нисходящей линии кривой спроса (D).

Рыночные цены и объемы товаров и услуг изменяются в результате изменения спроса и/или предложения. На графике это означает сдвиг точки равновесия в результате сдвигов кривых спроса и/или предложения.

P
Изменение спроса (сдвиг кривой спроса) вызывают изменения в факторах, которые экономисты называют детерминантами спроса.

Рис. 5. Изменение спроса

Детерминанты спроса на товар:

1. Вкусы и предпочтения потребителей

2. Число покупателей – рост числа покупателей на рынке ведет к увеличению спроса и наоборот. Например, приток населения в регион увеличивает спрос на основные продукты питания.

3. Изменение доходов потребителей – повышение доходов потребителей при неизменных ценах приводит к увеличению спроса на товары высшей категории и сокращению спроса на товары низшей категории. Например, по мере роста доходов покупают больше фруктов, овощей, мяса, морепродуктов, бытовой техники, автомобилей и наоборот.

4. Цены на взаимосвязанные товары: дополнители (комплементы) и заменители (субституты).

Товары, спрос на которые изменяется в зависимости от изменения цен на другие товары, называются взаимосвязанными товарами.

Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в прямой зависимости от изменения цены другого товара, называются товарами-заменителями (товарами-субститутами). Например, рост тарифов на авиаперевозки приводит к росту спроса на железнодорожные перевозки; рост цены на мясо – к росту спроса на рыбу; рост цены на кофе – к росту спроса на чай.

Два взаимосвязанных товара, спрос на один из которых изменяется в обратной зависимости от изменения цены другого товара, называются товарами-дополнителями (товарами-комплементами). Например, рост цены на бензин приводит к сокращению спроса на автомобили в связи с ростом эксплуатационных расходов.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на данный товар, доходов и цен на взимосвязанные товары. Ожидаемое повышение цены на товар побуждает потребителя поторопиться с его приобретением, что ведет к увеличению текущего спроса на данный товар и наоборот. Ожидаемое понижение цены побуждает потребителя отложить покупку данного товара, что ведет к уменьшению текущего спроса.

В преддверии ожидаемого роста своих доходов потребители заранее чувствуют себя богаче и увеличивают текущие расходы. В ожидании понижения доходов потребитель чувствует себя беднее и сокращает текущие расходы.

Наши рекомендации