Не прекращаются попытки административного нажима с целью дальнейшего ослабления самостоятельности органов местного самоуправления
Год назад с большим трудом удалось предотвратить принятие знаменитого законопроекта группы депутатов Государственной Думы, предусматривающего передачу региональным органам государственной власти решения ряда важнейших вопросов местного значения в городах – административных центрах субъектов РФ.
В настоящее время основное давление со стороны субъектов РФ осуществляется по другой линии – фактическое продление вертикали государственной власти на уровень городских округов и муниципальных районов путем пересмотра уставов муниципальных образований. Целью пересмотра является замена глав муниципальных образований, избираемых населением и пользующихся его доверием (независимо от того, возглавляет глава МО местную администрацию или представительный орган), на «слабых», избираемых депутатами из своего состава. В этом случае основные механизмы реальной власти переходят к нанимаемым по контракту главам администраций, на кандидатуры которых органы государственной власти могут оказывать определяющее влияние.
Теперь основные направления, по которым представительные органы муниципальных образований могли бы оказывать воздействие на государственную власть в целях содействия действительному (а не декларируемому) превращению местного самоуправления в ресурс развития страны. Эти направления следующие:
Укрепление финансовой базы местного самоуправления. Передача местным бюджетам налога на вмененный доход на малый бизнес, части налога на прибыль и транспортного налога. Необходимо введение единого местного налога на недвижимость (вместо налогов на землю, на имущество физических лиц и на имущество организаций) для жилой и нежилой недвижимости, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры населенных пунктов. Что особо важно, необходимо передать органам МСУ администрирование местных налогов, интерес налоговых органов к которым явно невелик. Одним из направлений финансовой политики субъектов Федерации может быть также передача муниципалитетам части региональных и закрепленных за субъектами Федерации долей федеральных налогов, о чем говорил в своем послании Президент России.
Укрепление земельно-имущественной базы муниципальных образований. Прекратить необдуманную массовую приватизацию муниципального имущества, особенно нежилых помещений. Законодательно восстановить право муниципальных образований обладать имуществом сверх необходимого для выполнения закрепленных за ними полномочий, для сдачи его в коммерческую и льготную аренду. Передать муниципальным образованиям из государственного фонда земли, необходимые для их развития, осуществить за счет региональных и местных бюджетов межевание и оформление земельных участков под жилую застройку и объекты инфраструктуры поселений.
Усиление роли муниципальных органов в социальной сфере. Вернуть органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в качестве обязательных госполномочий полномочия по социальной поддержке уязвимых групп населения, по опеке и попечительству, по участию в решении вопросов занятости и трудовых отношений, по расчету и выплате жилищных субсидий, сохранив за субъектами РФ вопросы финансирования через систему субвенций в соответствии с региональными социальными стандартами и нормативами, по аналогии с тем, как это было сделано в школьном образовании.