Равновесие на рынке товара

Цены спроса и предложения

В условиях неразвитой рыночной экономики цена, по которой продавцы предлагают товар, может значительно превышать цену, которую готовы заплатить покупатели (рис. 3-15):

Рис. 3-15. Цена предложения превышает цену спроса
Pd
Ps
P
Q
S
D

Цена предложения (Ps)это минимальная цена, по которой со­гласен продавать свой товар продавец.

Цена спроса (Pd)это максимальная цена, по которой согласен купить товар покупатель.

Точно так же объем предло­жения может не соответствовать объему спроса (рис.3-16):

Рис. 3-16. Объем спроса меньше объема предложения
D
Qd
Qs
P
Q
S

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способ­ствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными, стандартизированными для всех участников рыночной экономики.

Точка Е называется точкой равновесия (от лат. equilibrium). В этой точке Pe = Pd = Ps, это значит, что Qe = Qd = Qs,

Равновесная цена — цена, уравновешивающая объемы спроса и предложения в результате действия конкурентных сил.

В результате уста­новления равновесия выигрывают и потребители, и производи­тели (рис. 3-17). Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выиг­рыша) потребителя графически можно изобразить через пло­щадь PdEPe.

Рис. 3-17. Излишки продавца и потребителя
Pe
Ps
Pd
излишек (выигрыш) потребителя
излишек (выигрыш) продавца
E
D
S
Qe
P
Q

Излишек потребителя – это дополнительная польза, полученная покупателем в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за товар цена ниже той, которую они готовы платить за него.

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Разница между общей выручкой (площадь прямоу­гольника 0РeEQe) и совокупными издержками (площадь 0РsEQe) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PeEPs).

Излишек продавца (производителя) – это дополнительный доход, который получат продавцы за счет разницы между равновесной ценой и издержками произвдства каждой единицы товара.

Установление равно­весной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу

Существует два основных подхода к анализу установления равно­весной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

K
B
L
A
Pe
E
D
P2
P1
P
Q
S
избыток предложения
избыток спроса

Главным в подходе Л. Вальраса (рис. 3-18) является разница в объеме спроса (предложения).

Рис. 3-18. Равновесие по Л. Вальрасу

Если существует избыток спроса при цене P1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Pe
E
D
Q2
Q1
P
Q
S

Проиллюстрируем равновесие по А. Маршаллу (рис. 3-19):

Рис. 3-19. Равновесие по А. Маршаллу  

Если объем предложения ниже равновесного уровня Qe, цена спроса выше цены предложения, например, при Q1: Pd>Ps, что побуждает продавцов увеличить объем предложения. Если объем превышает равновесный уровень, цена предложения выше цены спроса, например, при Q2: Ps>Pd, что заставляет продавцов снижать объем предложения. При равновесном объеме цена спроса совпадает с ценой предложения Pd = Ps = Pe.

Короткий период лучше характеризуется моделью Л Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию рав­новесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежес­пособным спросом.

Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех произво­дителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в це­лом.

Тем не менее, потребители далеко не всегда полагают, что сущест­вующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несо­вершенство системы цен.

Государствен­ное вмешательство в рыночное ценообразование

Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государствен­ного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен.

Если установленная государством максимальная цена («потолок цены») находится ниже равновесного уровня (рис. 3-19), то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В условиях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные:

Рис. 3-19. Установление «потолка цен»
дефицит
неденежные затраты
«потолок цен»
E
D
Q2
P
Q
S
денежные затраты
Q1

Неденежные затраты связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара.

В случаях, когда цена выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том, и в другом случае рыночная экономика начинает функциони­ровать менее эффективно, чем в условиях конкуренции.

Наши рекомендации