Теоретической основой менеджмента является методология науки управления
Методология управления – это структура, логическая организация, законы, принципы, методы и средства деятельности в области управления
Важнейшие элементы методологии управления:
n Законы
n Принципы
n Методы
Законы диалектики:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон отрицания;
- Закон перехода количественных изменений в качественные.
Понимание сути закона единства и борьбы противоположностей любым руководителем означает, что они осознают неизбежность в деятельности организации
противоположностей и противоречий между прогрессивным и консервативным, между стабильностью (статикой) и динамикой управления, формальным и неформальным, надежностью и риском.
Смысл действия закона отрицания вполне определен: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, поэтому должно быть развито профессиональная интуиция на все новое, прогрессивное, но и наиболее подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего.
В управлении экономикой переход количественных изменений в качественные особенно остро ощутим. Уровни падения или подъема курса акций, процентных ставок, конъюнктуры местных и мировых рынков – это все узловые критические точки, требующие выработки качественно новых оперативных решений, даже целых стратегий поведения организаций Наука управления вскрывает и изучает законы, присущие только ей. Эти законы являются законами общественного развития в данной сфере, выступающими как во взаимодействии управляемой и управляющей систем, так и каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятельности людей, в хозяйственной практике.
Общие законы управления отражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды
n закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления;
n закон единства и целостности систем управления;
n закон соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления);
n закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления;
n закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами;
n закон единства действий законов управления.
Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управлениязаключается в следующем.
Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельностью.
Первая особенной означает, что управление является исторически обоснованной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса.
Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности.
Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем кооперации, то характер производственных отношений определяется отношения собственности.
Таким образом, управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономическом.
С технической стороны управление можно рассматривать как единство всех видов работ, выполняемых работниками кооперированного труда. В этом плане оно может стать
целью соединения живого и овеществленного труда, подержание необходимых связей и пропорций в трудовом процессе. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качественные особенности организации управления.
При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих интересах осуществляется управление. В социальном плане управление представляет собой отношение между собственником средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управления, а также его методы и формы находятся в прямой зависимости от формы собственности.
Закон единства и целостности систем управления. В соответствии данным законом, деятельность любой организации представляет собой единую централизованную управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Закон соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления). Смысл данного закона заключается в соответствии управления конкретному виду деятельности.
Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта выступает хозяйственная деятельность организации.
Объект и субъект управления определены как управляемая и управляющая подсистемы. Эти подсистемы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном процессе взаимодействия при этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управлении (управляемой системе).
Обеспечение соответствия управляющей подсистемы является одной из важнейших проблем современного управления. Суть данной проблемы в том, чтобы управляющая система оказывала именно такое воздействие, в котором нуждается управляемая подсистема. Этого можно добиться только в том, случае когда сложность управляющей подсистемы соответствует характеру деятельности, осуществляемой управляемой подсистемой.
Таким образом, соотносительность управляемой и управляющей подсистемы – это тип отношений, в основе которого лежит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню технического обеспечения, экономическим показателям и т.п.
Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем с со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.
Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы экономической природе отношений между ее подсистемами и ее элементами заключается в следующем:
Управление состоит в подаче сигналов субъектом управления на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды – решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Связь между управляющей и управляемой подсистемами может быть прямой и обратной.
Прямая связь выражается в форме сигналов- команд, идущих от субъекта к объекту управления.
Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.
Прямые связи получают свое выражение в форме команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратные связи – это команды (управляющие воздействия)от объекта к субъекту управления, выражающие реакцию объекта на управляющее воздействие. Если в системе управления нет обратной связи или она не улавливается органом управления, то она, в конечном счете, может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
Закон единства действий законов управления.Суть закона в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами.
Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления, как и законов развития объективного мира в целом.
Для того чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь, выделить действия каждого закона, а с другой стороны – выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
Частные законы управления – законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам.
n Закон изменения функций управления
n Закон сокращения числа ступеней управлений
n Закон концентрации функций управления
n Закон распространения и контроля
Закон изменения функций управления гласи, что повышение или понижение уровней управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывания других.
Закон сокращения числа ступеней управлений заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре управления, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций у большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.
Закон распространения и контроля. В соответствии с этим законом существует определенная зависимость между число подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
Принципы управления - представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.
Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики.
n научность;
n системность и комплексность;
n принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
n принцип централизации и децентрализации;
n принцип пропорциональности в управлении;
n принцип экономии времени;
n принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;
n принцип делегирования полномочий;
n принцип обратной связи;
n принцип экономичности;
n принцип эффективности;
n принцип мотивации.