Функции и принципы маркетинга.
Понятие маркетинга. Сущность маркетинговой деятельности в организации.
Существует более 2000 определений маркетинга.
Маркетинг – Это комплексная система организации и управления производственно- хозяйственной, коммерческой и бытовой деятельностью, ориентированное на удовлетворение конкретных потребностей определенного сегмента покупателей.
Маркетинг – Это 4 «Р» (пи)
1p-product (продукт)
2p- place (рынок)
3p- price (цена)
4p- promotion ( продвижение товара)
В новое время выделяет 5-е (пи) packing (упаковка)
Маркетинг - это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей по средствам обмена.
Маркетинг – это продвижение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи по средствам обмена.
История и эволюция маркетинговой концепции.
Впервые понятие маркетинг ( от ан. Marketing – создание рынка, рынковедение ) появилось в американской экономической литературе в самом начале 20 века.
Изменения непосредственно влияли и на эволюцию маркетинга, который в свою очередь прошел ряд этапов.
Этап сбытового маркетинга- (как продать?) Первый этап с начала до 70х годов. Предпринимательская деятельность, связанная с направлением потока товаров и услуг от производителя к потребителю.
Этап товарного маркетинга – (что продать?) Второй этап с конца 40х до начала 70х годов. Фирмы западноевропейских стран стали широко пользоваться маркетингом. Характерные черты:
- высокие темпы расширения масштабов производства на более высокой стадии научно-технического прогресса;
- организация новых и новейших производств и высоких технологий;
-расширение международного разделения труда.
Этап потребительского маркетинга- Было выявлено, что лучше производить то, что нужно потребителю.
Этап комплексного системного маркетинга –современный маркетинг. Обусловлен следующими причинами: - существенное ускорение и удорожание научно-технического прогресса;
- рост масштабов и усложнение форм конкурентной борьбы;
- Необходимость постоянного обновления товарного ассортимента и, как следствие, увеличение финансовых рисков.
В последнее время в литературе встречаются такие понятия как:
Микромаркетинг - это маркетинговая деятельность;
Метамаркетинг – управленческая сфера различных некоммерческих структур;
Макромаркетинг – деятельность государства в сфере рынка;
Социальный, глобальный маркетинг – некоммерческие сферы деятельности.
Функции и принципы маркетинга.
Целями маркетинга являются:
- максимально высокое потребление,
- достижение максимальной потребительской удовлетворенности,
- предоставление максимально широкого выбора,
- максимальное повышение качества жизни.
Эти цели решает маркетинговый цикл, который включает: маркетинговые исследования, маркетинговый синтез, стратегическое планирование, оперативное планирование и реализацию планов, контроль и информационное обеспечение.
Задачи маркетинга конкретизируют его цели.
Основные задачи маркетинга:
1. Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
2. Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3. Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
4. Формирование ассортиментной политики фирмы.
5. Разработка ценовой политики фирмы.
6. Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
7. Сбыт продукции и услуг фирмы.
8. Коммуникации маркетинга.
9. Сервисное обслуживание.
Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении 4 блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.
Структурно они выглядят следующим образом.
1. Аналитическая функция
а) Изучение рынка как такового;
б) Изучение потребителей;
в) Изучение фирменной стороны рынка;
г) Изучение товарной стороны;
д) Анализ внутренней сферы производства;
2. Производственная функция
а) Организация производства новых товаров, разработка новых технологий;
б) Организация материально-технического снабжения;
в) Управление качеством и конкурентно способностью готовой продукции;
3. Сбытовая функция
а) Организационное системное товародвижение;
б) Организация сервиса;
в) Организация системного формирования спроса и стимулирование сбыта;
г) Проведение целенаправленной товарной политики;
д) Проведение целенаправленной ценовой политики;
4. Функции управления и контроля
а) Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;
б) Информационное обеспечение управления маркетингом
в) Коммуникативная подфункция маркетинга
г) Организация контроля маркетинга (обратная связь, ситуационный анализ).
Принципы маркетинга включают в себя:
- знание рынка, долговременный «горизонт видения» и соответственная направленность всей деятельности предприятия, проявляющаяся в особом внимании к прогнозным исследованиям и разработке на их основе товаров, обладающих рыночной новизной;
- приспособление к рынку. Отдел маркетинга является центром принятия хозяйственных решений;
- воздействие на рынок - целенаправленное воздействие на покупательские предпочтения, формирование нового спроса, стимулирование продаж («создавая товар, создавай и потребителя»);
- активность, наступательность и предприимчивость руководящих работников всех рангов, что обеспечивает быструю и эффективную реакцию на изменение конъюнктуры рынка;
- нацеленность на конкретный финансовый результат.
Тема 2 «Концепция рыночной экономики»