Фирма как экономический субъект
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра Экономики и менеджмента недвижимости и технологий
Курсовая работа
Дисциплина: микроэкономика
Тема: «Принципы оптимизации поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции»
Выполнил студент гр. 1072/1 Яковлев Е.А.
Научный руководитель Артеменко Е.С.
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………………………………………3-4
II. Фирма как экономический субъект……………………………………………….5
III. Сущность и теоретические основы рынка совершенной конкуренции…..………………………………………………………………………………6-13
IV. Условия возникновения совершенной конкуренции………...………..14-17
V. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции…………18-28
a. Модели рыночной структуры………………………………………………18-19
b. Поведение фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие……………………………………………………………………………20-23
c. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде…………………….24-25
d. Условия максимизации прибыли конкурентной фирмы………………………………………………………………………………..…26-27
e. Конкуренция со стороны фирмы………………………………………….28
VI. Заключение……………………………………………………………………………………..29
VII. Список использованной литературы………………………………………………30
Введение.
На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.
Конкуренция (лат. concurentia, от concurrere - сталкиваться) – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят:
1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли
2) степень дифференциации продукта
3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль
4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену
Различают два основных вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция укрупненно представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, причём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.
Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.
Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём. Таким образом, цель данной курсовой работы: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
· определение сущности совершенной конкуренции;
· изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
· при этом необходимо рассмотреть спрос и предложение на таком рынке;
· поведение фирмы в краткосрочный период, её потери и прибыль;
· способы максимизации прибыли и минимизации издержек фирмы в условиях совершенной конкуренции;
· особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.
Фирма как экономический субъект.
В хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под свою имущественную ответственность. Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:
- Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу.
- Институциональная теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности.
- Бихевиористская теория фирмы исходит из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрирует внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений.
Типология фирм может основываться на разных критериях – размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:
- Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли.
- Капиталистическая фирма – это принадлежащее многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную структуру.
- Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников.
- Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.
- Директорская фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами.