Экономическая мысль средневековья
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ВАВИЛОНИЯ).
О зарождении и развитии экономической мысли в Др. Вавилонии, а также о действовавших в ней экономических порядках дают представления дошедшие до нас законы царя Эшнунны (ХХ в.до н.э.), законы Липит-Иштара (ХХ - ХIХ в. до н.э.) и законы Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.).
Законы Эшнунны предусматривали установление государством цен на ячмень, масло, шерсть, соль и др. Установленные твердые цены позволяли определять уровень арендной платы, размеры штрафов, норму процента и др. Законы регламентировали норму процента.
Законы Липит-Иштарапредположительно объявили недействительными сделки купли-продажи земли и долговые обязательства.
Законы Хаммурапибыли сгруппированы и отражали реальные случаи хозяйственной практики (собственность, царская служба, брак и семья и др.) Рабы приравнивались к материальным ценностям. Регулировалось ростовщичество. Население делилось на три категории: 1.полноправные свободные граждане – общинники; 2.неполноправные свободные граждане, находящиеся на царской службе; 3. рабы. Для граждан каждой из указанных категорий за одни и те же поступки предусматривались различные меры наказания.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Крупный вклад в становление экономической науки внесли древнегреческие философы: Ксенофонт, Платон и Аристотель.
Ксенофонт(430-354 гг. до н.э.) одним из первых начал изучать проблемы разделения труда, сторонник коллективного рабовладения и потребления. Его основной труд назывался «Ойкономия», что было переведено как «Домострой» («наука о доме», «искусство управления домом»). В работе содержались советы о том, как вести хозяйство, о наилучших методах эксплуатации рабов. Ксенофонт обратил внимание на наличие у любого товара двух сторон: удовлетворять определенную потребность и способность к обмену.
Платон(428-347 гг. до н.э.) разработал проект идеального государства. По этому проекту общество состоит из: 1.философов, которые управляют государством; 2.воинов, защищающих государство от внешних и внутренних врагов; 3.работников (ремесленников и крестьян), поддерживающих государство материально. Рабов не относил к какому-либо сословию, так как они являются собственностью свободных граждан. Проповедовал уничтожение частной собственности. Граждане не должны были иметь золота и серебра, заниматься ростовщичеством. Не должно было быть большой имущественной дифференциации граждан: имущество граждан не долно отличаться по объему более чем в четыре раза.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.) разрабатывал проект идеального государства и делил граждан Греции на пять групп: 1.земледельцы; 2.ремесленники; 3.торговцы; 4.наемные работники; 5.военные. Рабов не считал гражданами. Хозяйственную деятельность относил либо к ЭКОНОМИКЕ либо к ХРЕМАСТИКЕ. Экономика (экономия) – накопление потребительских стоимостей. Это важная и почетная деятельность. Хремастика- искусство использовать и распоряжаться имеющимся, запасаться необходимым, создавать состояния, накапливать денежные богатства посредством крупных торговых сделок, перепродажи, спекуляции и ростовщичества.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭКОНОМИЧЕКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Ибн-Хальдун (1332 – 1406) сформулировал положение о том, что основу исторического процесса составляют не действия пророков и царей, а совместная производственная деятельность людей, основной направляющей силой которой являются материальная необходимость, стремление людей удовлетворять свои потребности.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Августин Блаженный (353-430) считал необходимым ориентировать хозяйственную деятельность на удовлетворение потребностей людей. Доказывал необходимость трудовой деятельности. Крупная торговля и ростовщичество осуждались.