Предположим, на рынке подержанных
автомобилей продаются машины двух категорий качества: выше
Среднего — хорошие и ниже среднего — плохие (на американском
жаргоне — "лимоны"). Цена первой категории для продавцов —
Долл. и для покупателей — 3600 долл. Цены второй категории
Соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются
В одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна
Была быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей.
Вероятность купить хороший автомобиль в этом случае равна 50%.
Однако продавцы знают качество своих автомобилей, а покупатели
Нет. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. является
Заведомо убыточной, а потому неприемлемой. Наоборот, для
владельцев "лимонов" цена в 2000 долл. превышает их самые радужные
Ожидания. В условиях асимметричной информации (продавцы
Знают о качестве автомобилей больше, чем покупатели) рынок
Подержанных автомобилей подвергнется существенной деформации.
Рациональные продавцы хороших машин будут отказываться
От продажи машин себе в убыток. Предложение их сократится. Предложение
Же плохих машин возрастет. Вероятность покупки хорошей
машины в этом случае будет снижаться с 50% до 0. В конце
концов на автомобильном рынке останутся только "лимоны".
Рынок страхования при всех его особенностях похож на рынок
Подержанных автомобилей. Основное его отличие заключается, однако,
В том, что информация о качестве здесь находится в руках у
Покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован
в страховании жизни: здоровый человек или больной? Очевидно,
Что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться
К услугам страховых компаний прежде всего людей со сла-
1 Akerlof George A. The Market for "Lemons". Quality Uncertainty and the Market
Mechanism / / The Quarterly Journal of Economics August, 1970. Vol. 84 P. 488—500
(русск. пер THESIS, 1994, вып. 5. С 91—104).
Рынки с асимметричной информацией 395
Бым здоровьем Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет
С рынка страхования риск низких степеней. Это заставит
Страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых
людей от страхования. Таким образом, спираль "высокая цена —
опасные клиенты" усилит неблагоприятный отбор и завершится тем,
Что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска.
Однако страхование таит в себе опасности и другого рода.
Моральный риск МоРальный риск (moral hazard) - поведение
Индивида, сознательно увеличивающего вероятность
Возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью
(или даже с избытком) покрыты страховой компанией.
Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя
увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще:
Они перестают выполнять те меры предосторожности,
Которые были для них обязательными до страхования. Это повышает
Риск и делает более вероятным то событие, от которого человек
Застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает
Пренебрегать обычными для него мерами предосторожности,
То, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое
Халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечестным
Людям за счет честных и порядочных Это тем более относится
К таким людям, которые в расчете на большую страховку сознательно
идут на преступления: поджигают свой старый дом, разбивают
Надоевшую машину и даже убивают родственников.
Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компании
пытаются минимизировать моральный риск:
Осуществляя более тщательный отбор кандидатов, классифицируя
Клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые
Взносы);
Не заключая договоров страхования с группами клиентов
Повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживавшимися