Организация социальной защиты населения в Республике Казахстан.. 154
4.3. Международные экономические отношения. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
1. Всемирное хозяйство как категория экономической теории.
Международное разделение труда и интернационализация
экономики – основа формирования всемирного хозяйства. . . . . . . . . . 158
2. Роль Казахстана в интеграционном процессе мирового хозяйства. . . . . . . 163
3. Экономические аспекты глобальных проблем современности. . . . . . . . 166
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Глоссарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Тестовые задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 188
Ответы на тестовые задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
Введение
Особое место в повышении уровня образования и в формировании мировоззрения нового поколения независимого Казахстана занимает экономическая теория. Изучение экономической теории позволяет объективно и грамотно определять место и роль человека в природе, обществе, экономике, понимать диалектическую связь между экономическими процессами. Создание социально-ориентированной модели рыночной экономики и глобальные процессы, происходящие в мировой системе экономических отношений, вносят коррективы в принципы экономического поведения человека и общества. В этих условиях растет значение экономической теории как науки, изучающей диалектику экономических процессов во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом, с государственной политикой, национальной и мировой культурой.
Цель и задачи курса «Основы экономической теории» заключаются в том, чтобы преподать студентам теоретические знания об эволюции и закономерностях социально-экономического развития общества в различных экономических системах, а также о принципах и мотивах экономического поведения человека в условиях ограниченных ресурсов, формировать экономическое мировоззрение и активную гражданскую позицию в реализации государственной экономической и социальной политики.
Центральная проблема предлагаемого курса – закономерности функционирования современной рыночной экономики. Задача заключается в том, чтобы показать, что без нормально функционирующего рыночного механизма не сформировать экономической демократии, не обеспечить саморегулирования системы, действенной мотивации труда, повышения эффективности экономики и, в конечном итоге, такого уровня богатства нации, которое позволяет достичь высокой степени социального благосостояния.
В курсе экономической теории предлагается следующая логика изучения системы экономических отношений. В первом разделе рассматриваются общие проблемы предмета и методы курса, мотивация и целевая функция экономической деятельности человека, основы общественного производства и общие закономерности экономической организации общества, проблемам собственности и предпринимательской деятельности.
Второй раздел посвящен основам теории рыночной экономики – механизму функционирования рынка в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, анализируется микроэкономика – система отношений, связанных с деятельностью отдельного человека или предприятия. Основное внимание уделяется процессу производства и образованию основных видов доходов.
Третий раздел – макроэкономика, где рассматривается национальное хозяйство в целом, структура экономики, факторы роста национального дохода, закономерности воспроизводственного процесса.
Четвертый раздел – переход на наднациональный уровень, экономика и государство, воздействие государственной экономической политики на различные стороны современной рыночной экономики, рассмотрение основ всемирного хозяйства, глобальных проблем экономической цивилизации.
Раздел 1 . Общие основы экономического развития общества