Раздел 1. Теоретические основы менеджмента.
Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента.
Организация существует на протяжении многих тысячелетий. Столько же существует управление. Происходящие в мире перемены, связанные с научно – техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества к бизнесу способствовали разработке новых подходов к управлению, которые отражают эволюцию менеджмента как науки.
С учетом этой эволюции получили развитие четыре подхода к управлению: подход с позиции выделения различных школ, процессный подход, системный и ситуационный подходы.
При рассмотрении данной темы ознакомьтесь с основными этапами развития менеджмента, особенностями донаучного периода его развития, оценить вклад различных школ в развитие менеджмента: школы научного управления (Ф. Тейлор, Г. Ганнт, Ф. и Л. Гилбрет, Э. Эмерсон), административной школы (А. Файоль, Г. Форд, Л. Урвик, М. Вебер), школы человеческих отношений и поведенческих наук (Э.Мейо, М. Фоллет, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг, Р. Блейк), школы количественных методов управления (Л. Канторович, С. Новожилов и др.). Уясните сущность процессного, системного и ситуационного подходов.
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы развития менеджмента.
2. Выскажите общее суждение об особенностях донаучного периода развития менеджмента.
3. Сформулируйте достижения школы научного управления. Назовите основные принципы, сформулированные Ф. Тейлором и его школой.
4. Изложите основные положения административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли.
5. Сформулируйте концепцию управления школы человеческих отношений.
6. Раскройте сущность системного подхода в менеджменте.
7. Сформулируйте основные положения системного подхода в менеджменте.
8. Поясните сущность ситуационного подхода в менеджменте.
Тема 1.2. Функции и принципы менеджмента. Уровни управления.
При изучении этой темы уясните определение понятия «функция менеджмента», ознакомьтесь с классификацией функций менеджмента.
В современном менеджменте выделяют два подхода классификаций функций управления. Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления (планирование, контроль, организация, мотивация). В рамках второго подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука и др.) Целью изучения данной темы является формирование знаний об указанных функциях управления. Уяснив эти вопросы, обратите внимание на взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля.
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение понятия «функция управления».
2. Охарактеризуйте функцию планирования.
3. Охарактеризуйте функцию организации.
4. Охарактеризуйте функцию мотивации.
5. Охарактеризуйте функцию контроля.
6. Опишите основные принципы планирования.
7. Опишите виды планирования.
8. Опишите уровни управления.
Тема 1.3. Организационные структуры управления организацией.
Одним из основных элементов управления организацией является организационная структура.
Начиная изучение этой темы, уясните сущность структуры управления, общую характеристику и классификацию организационных структур управления, ознакомьтесь с общими принципами их построения.
Обратите внимание на типы иерархических структур (линейную, функциональную, линейно – функциональную, дивизиональную) и адаптивных структур (проектную, матричную, сетевую, виртуальную). Выделите их достоинства и недостатки.
Практическое занятие 1.
Изучение конкретных производственных ситуаций. Выбор оптимальных организационных структур управления для конкретных организаций (банка, крупной фирмы по торговле недвижимостью, фирмы, занимающейся распространения косметикой, учебного заведения.)
Литература [1,2,3,4,6]
Вопросы для самоконтроля:
1. Сформулируйте определения понятий «структура управления», «организационная структура управления».
2. Изложите общие принципы построения организационных структур.
3. Назовите виды и типы организационных структур управления.
4. Изложите особенности построения различных типов структур управления, область их применения, преимущества и недостатки.