Что такое Анархия или зачем нам государство?
Политические Записки
В этой статье, уважаемы читатель, я затрону две темы, а именно «Что такое Анархия?» и «Зачем нам нужно государство».
Анархия – очень обширное учение, поэтому, чтобы понять суть Анархии надо весь материал по этому учению соединить в одно, более доступное и понятное для читателя. Итак, начнем повествование с происхождения анархизма.
Первые анархистские идеи восходят к древнегреческим и древнекитайским философским школам (хотя ростки протоанархизма находят в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческим протоанархистам традиционно относят софистов (Антифонт — ок. 450/444 — ок. 365/360 гг. до н. э., Диоген Синопский — ум. ок. 330—320 г. до н. э., и других) и киников. К древнекитайским относят даосскую традицию Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (ок. 369—286 гг. до н. э.). Современный же анархизм возник из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из аргументации Жан-Жака Руссо, его идеях о свободе и морали.
Кроме того к предшественникам современного анархизма можно отнести ранних христиан, многие религиозные христианские ереси, такие как например движение анабаптистов.
Непосредственно же первым теоретиком современного анархизма стал Уильям Годвин (1756—1836), развивавший идеи, легшие впоследствии в основу современной анархистской мысли (правда, он ещё не пользовался термином «анархизм»): «(...) в Англии, уже в 1793 году, выступил Годвин, опубликовав свой поистине замечательный труд "Исследование политической справедливости и ее влияния на общественную нравственность" (Enquiry concerning Political Justice and its influence on general virtue and happiness), где он явился первым теоретиком социализма без правительства, то есть анархизма (...)».
Первым же либертарным теоретиком, открыто назвавшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон, по праву считающийся подлинным основателем современной анархистской традиции (в отличие от Годвина он имел последователей, и к тому же называл уже себя открыто анархистом). Он выступил с идеей «спонтанного порядка» (система координации в экономике, когда независимые участники производят свои действия, побуждаемые исключительно собственными интересами, основываясь на самостоятельно полученной информации), противопоставив её идеям централизма, предложив идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что все делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, и где «одни только деловые операции создают общественный строй». При этом, как и Годвин, Прудон выступал против революционного преобразования общества, он представлял анархию как
«форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д., уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне». Под «коммуной» Прудон подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в 19-20 столетиях.
Анархия (как конечная цель анархизма, как общественная система) - свободное безгосударственное общество, основанное на равенстве прав всех людей. В отличии от государственного строя, регулируется анархия исключительно свободным договором , без насильственного принуждения.
Анархия дословно означает "безвластие", отсутствие власти. Так же словом "анархия" часто именуют общество, построенное по принципу безвластия.
Анархизм - теория достижения анархического общества, т.е. теория о том как, на каких принципах должно устраиваться общество для того чтобы быть анархичным, быть анархией.
Власть - это способность и возможность некоторого субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Т.е. Власть - это, прежде всего, способность навязывать свою волю.
Власть всегда базируется на силе. Это является ее важнейшим признаком, так как именно наличие силы определяет положение того или иного субъекта в качестве властвующего.
Осуществление власти всегда представляет собой интеллектуально-волевой процесс, когда властный импульс, исходящий от властвующего субъекта, прежде чем детерминировать (определить, обусловить) волю и поведение подвластного, должен быть осознан последним, воспринят его сознанием. По этой причине не могут быть субъектами власти и подчинения люди с деформацией сознания и воли или животные.
Анархия утверждает, что общество может быть и должно быть организовано без применения власти. Для этого анархизм определяет следующие необходимые принципы:
#1) Свобода - это способность и возможность осуществлять свою волю. Свобода предполагает инициативу (побуждение к действию) и ответственность (обязанность отвечать) за свои действия и их результаты, последствия. Властным взаимоотношениям всегда сопутствует нарушение свободы подвластного, так как подвластный в этом случае осуществляет не свою волю, и поэтому не является источником инициативы и в полной мере ответственным. Признание неприкосновенности свободы человека означает невозможность применения к нему власти, мер принуждения и насилия, и как следствие передачу ему всей инициативы и ответственности за свои поступки и действия.
#2) Равенство - равноценность (одинаковая ценность), равноправие (одинаковые права) всех людей. Суть этого понятия не в том, что все люди идентичны, равны по своим качествам, достоинствам, а в том, что все они воплощают один и тот же принцип человечности. Равенство означает, что все мы, каждый из нас есть человек, и имеет такие же права на жизнь, как и все остальные. Признание равенства необходимо и означает признание способности за каждым человеком осознавать властный импульс, и как следствие исключает навязывание воли одного субъекта другим субъектам, мотивируемое неполноценностью последних. Из психологии известно, что человек не способен эксплуатировать тех, кого признает равными себе.
#3) Взаимопомощь - добровольное объединение личных способностей разных людей для достижения общей, для каждого из них, цели. Коллективное взаимодействие - это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий. Известно, что наибольшей эффективности и качества взаимодействие и труд достигают тогда, когда присутствует личная заинтересованность каждого участника. Так как принуждение власти не предполагает личной заинтересованности подвластных, то оно ведет к неэффективности и конфликту. В то время как сотрудничество изначально означает личную заинтересованность каждого в достижении цели. Поэтому анархия отвергает власть, как неэффективное и вредное средство, непригодное для организации общества, предлагая заменить его более эффективной и бесконфликтной взаимопомощью, сотрудничеством.
Таким образом, отличие анархизма от других систем лежит в отказе от власти как инструмента организации общества.
Государственные системы утверждают, что любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп посредством власти, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).
Анархизм утверждает, что использование власти, навязывание воли одних другим, не допустимо и общество должно организовываться исключительно посредством свободного сотрудничества, взаимопомощи и личной заинтересованности, т.е. посредством свободной воли.
Анархист - это человек, который признает равенство и свободу каждого человека, и не приемлет сам и считает недопустимым применение другими власти и принуждения как инструмента устройства общества.
Мне очень часто задают вопросы по поводу того, как будет развиваться общество при анархизме, какая у него будет модель. Отвечаю.
В сфере управления главное отличие анархии заключается в отсутствии принуждения. По сути, такое общество - союз федераций и ассоциаций свободных людей. В обществе и сейчас есть устойчивые союзы таких ассоциаций, так что не правы те, кто говорит что без принуждения, без насилия наступит хаос. Анархия основывается не на насильно внедряемых законах, подкрепляемыми страхом перед наказанием, а на свободном договоре, ответственности и морали. И именно это свойство позволяет назвать анархию - самым прогрессивным общественным строем.
В сфере экономики различные течения анархизма предлагают разные модели распределения имущественных благ.
Коммунистический анархизм предлагает следовать принципу: "от каждого - по способностям, каждому по потребностям", то есть в таком обществе исключена роль денег, поскольку они представляются инструментом эксплуатации и основной причиной падения морального уровня. Анархо-коммунисты говорят, что такой способ предоставляет широкую возможность для увеличения разнообразия товаров, и облегчает их распространение, избавляет население от экономических кризисов, бедности и безработицы. Должна исчезнуть важнейшая граница, которая довлела над человеком - граница между досугом и работой, они объединятся в деятельность. Этот фактор, а так же стремительный прогресс техники предполагают обеспечить тот импульс, который должен сгладить и даже перекрыть потерю производительной силы общества в результате исчезновения эксплуатации. В связи с этим люди в таком обществе больше перейдут от производственной сферы (где их и без того вытесняют машины) к интеллектуальной.
В интеллектуальной сфере анархия предоставляет наибольшую свободу для развития человеческой личности, поскольку не накладывает ограничений на доступ к знаниям и достижениям человечества. Это даст стимул к развитию науки, причём её развитие отныне не будет угрожать существованию человечества, так как будут устранены государственные армии. Наука не будет зависеть от контроля государства, которое сейчас накладывает серьёзные ограничения для использования её ресурсом обществом или заинтересованными коммерческими компаниями. Освобождённая от государственного вмешательства экономика сможет регулировать развитие науки именно в интересах трудящихся, которые будут являться первоочередными заинтересованными потребителями производных научных открытий.
Также, хотелось бы рассказать читателю об элементах анархии в современном обществе.
Среди анархистов широко распространено мнение, что элементы анархии существуют уже сейчас, в тех областях человеческой жизни, которые не захвачены государством и не подчинены насильно его интересам. Таким образом, договорившись с соседями по очереди вкручивать лампочку на лестничной клетке в подъезде, человек уже практикует анархические отношения. Оказывается, что большинство наших повседневных занятий являются непосредственной анархической практикой. Только тогда, когда они сталкиваются с вмешательством государства - законодательством, налогообложением, полицейскими органами и т.п. - они становятся огосударствлёнными. Для того, чтобы избавится от паразитирования государства на человеческих отношениях, необходимо ликвидировать его влияние во всех сферах общественной жизни. Таким образом, анархисты считают, что анархию не нужно строить, поскольку она не является утопией, а её необходимо расширять, вытесняя шаг за шагом чиновно-полицейскую машину из жизни общества и нейтрализуя её влияние на жизнь людей.
Теперь, когда читатель понял, что такое анархия, мне хотелось бы раскритиковать нынешнее российское государство и понять нужно ли нам государство вообще.
Вначале, хотелось бы сказать, что по Конституции РФ мы демократическое государство, в котором правит президент (президентская республика). Невооруженным глазом видно, что на демократическое государство мы не претендуем. Почему? Давайте разберем смысл слова «демократия». Демократия (др.греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В нашем государстве правит не народ, а кучка олигархов во главе с «народно избранным» президентом. Именно эти люди решают все вопросы в стране, не исключая из этого списка и финансово – экономическую политику нашей страны. Наша экономика держится исключительно на продаже нефти и газа. Таким образом, эта кучка олигархов с продажи нефти и газа получает колоссальную прибыль и, поэтому им нет резона развивать другие отрасли и сферы нашей экономики. Прав был Петр Алексеевич Кропоткин говоря, что «Оно (государство) поощряет одни отрасли промышленности и разоряет другие»! В настоящее время в России практически не осталось сельского хозяйства, машинного, корабельного и авиационного строения. В хорошем экономическом положении остались только предприятия по примитивной обработке сырья и сфера банковских услуг. Что это- глупость или предательство?
Стоит ли говорить о том, что государство разбазаривает наши земли? Ведь недавно Совет Федерации одобрил документ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане». Этот документ означает передачу нашего шельфа в Баренцевом море Норвегии. Стоит ли говорить о том, что все остальные регионы и области России, кроме Москвы и близ лежащих к ней районов, прозябают в бедности и нищете? Стоит ли говорить об уровне коррумпированности наших чиновников, что эти их «заслуги» затмевают их крайне наглое поведение на дорогах? Стоит ли говорить о взяточничестве и коррупции, уровень которых из года в год растут? Стоит ли говорить о постоянном росте преступности и проституции? В конце концов, стоит ли говорить о плохой медицине, о плохом образовании и о безнравственном поведении большинства подростков? И все это происходит в государстве под названием «Российская Федерация», и именно эти проблемы дают нам повод задуматься о том, нужно ли нам государство вообще?
Народ находиться под игом олигархов из Кремля. Именно эти олигархи проводят политику, которая впоследствии отражается на уровне нашего подрастающего молодого поколения. В Советском Союзе была пионерия, а сейчас ее нет. Когда подрастающим поколением не занимаются, то большинство из них начинают употреблять алкоголь, наркотики и табак, что впоследствии приводит их к полному отчуждению от приличного общества. Только то меньшинство подростков, которое сумело избрать правильный путь сумеют выжить в этом суровом мире. Что это – глупость или предательство?
Отчаянный крик о помощи вырывается из уст каждого рабочего, каждого человека, который честно зарабатывает свои деньги. Каждый свободомыслящий человек понять, что нынешней государственный строй гниет, и медленно валиться, вместе с нашей страной, в бездну отчаяния, нищеты и произвола чиновников. С каждым годом мы теряем свои позиции и, если мы не одумаемся, нас ждет крах! Каждый день, каждый месяц и каждый год наивным людям промывают мозги буржуазно – капиталистической и пропутинской пропагандой. И это дает нам повод полностью отказаться от телевидения и взглянуть трезвым взглядом на нынешний политический строй…
Невозможно, невозможно жить в таком государстве! И наш долг перед народом упразднить это государство, чтобы восторжествовала справедливость!
Так в чем же наша проблема, революционная проблема? Слабый революционный дух, хилая пропаганда и ленивое объединение наших сил, низкая теоретическая и практическая подготовка.
Из - за хилой пропаганды, и отчасти тупизма наших сограждан, думающих, что анархия – хаос, наша революция катиться к чертям. И поэтому нужна альтернатива, а такая альтернатива есть – это «культурная революция». Под «культурной революцией» я подразумеваю усиленную пропаганду, школы анархизма, публичные политические обсуждения. Но, конечно, сразу анархия не восторжествует, и поэтому нам понадобятся многие годы, чтобы пробить исключительный тупизм наших сограждан. Многие годы кропотливой и трудной работы. Опять же, стоит принять во внимание, что государство отменять сразу нельзя, а надо отменять его пошагово. Именно эту пошаговую отмену государства предлагает «культурная революция». Наверное, для большего понимания я расскажу Вам, дорогой читатель, о этой «пошаговой системе отмены государства».
Много теорий революций было продумано различными видными революционными деятелями. Такие как Кропоткин, Ленин, Бакунин, Сталин, Маркс, Че Гевара, Фидель Кастро. Но все эти теории, примененные на практике, не как не могут осуществиться в нашем, 2012 году. По этому, я сделал небольшой набросок теории для 21 века. Для примера я возьму Москву .Предлагаю Вашему вниманию «пошаговую систему отмены государства»:
Шаг 1) Прежде всего, народу надо свергнуть нынешней кружок управленцев и их предводителя. Именно для этого стоит объединить все силы анархистов в один единый сильный блок.
Шаг 2) Сразу после свержения власти олигархов отменять государство нельзя, так как народ, во – первых, к этому не готов, а во – вторых, не понимает самой сути анархии, и поэтому начнется реальный хаос. Это может случиться, если упразднить государство сразу. Но есть другой выход – подготовка населения к упразднению государства пошаговым путем. Вначале мы устраиваем усиленную пропаганду, в которой будем пропагандировать анархизм. Во время этой пропаганды организуются специальные школы анархизма, в которых будут рассказывать про анархию людям несведущим и изучать ее в более широком курсе. Насильно никого заставлять ходить не надо, поэтому любому желающему, который будет лениться выходить из дома, каждый раз будет идти трансляция по одному из каналов телевизора, который умные революционеры захватили во время первого шага. Таким образом, мы подготавливаем населению к третьему шагу. Этот шаг, примерно, займет около пяти лет.
Шаг 3) После первых двух шагов население нашей страны имеет понятие об анархизме и его систему функционирования. В этом шаге мы выполняем важный аспект теории, а именно самоуправление на уровне пока только дома. В каждом доме каждого округа есть, есть так называемые, ЖКХ и ЖЭК, и именно эти учреждения мы отменяем в первую очередь. Ведь жильцы дома заинтересованы в чистоте и опрятности своего дома. Они организуют домовые комитеты, в которых всем(!) домом будут решать вопрос о ремонте, о мытье полов в подъезде и т.д. Таким образом, жильцы учатся самоуправляться на уровне дома. Такой эксперимент должен длиться, по моим расчетам, около пяти лет, чтобы жильцы не испытывали дискомфорта и элемента неожиданности во время нашего следующего шага.
Шаг 4) Этот шаг подразумевает под собой отмену власти государства на уровне района. Будут создаваться районные комитеты, где всем(!) районом будут решаться вопросы по поводу ремонта дорог, посадки деревьев, реставрации памятников и архитектурных сооружений, по поводу постройки новых домов и проч. Я, конечно, понимаю, что весь район не может собраться в одном месте и голосовать, поэтому будут устраиваться такие голосования в интернете. Именно этот шаг должен будет продлиться около десяти лет.
Шаг 5) Дальше идет отмена на уровне Административного Округа. Все будет то же самое, что и в предыдущем шаге, то есть голосования через интернет, независимая комиссия из жильцов дома/района/округа и, в этом шаге, Окружной комитет. Этот шаг продлиться около десяти лет.
Во время всех этих шагов прошло около двадцати лет, и на смену старому поколению приходит молодое. Но все это время продолжается пропаганда анархизма, все еще действуют школы анархизма на добровольной основе, а в обычных среднее образовательных школах появляется такое предмет, как «Изучение Анархизма».
Шаг 6) Мы отменили государственную власть в доме, потом в районе, а потом и в округе. Следующий шаг – это город. В этом шаге мы полностью упраздняем Городскую Думу и заменяем его «народным комитетом». Голосование все тоже. Шаг длиться двадцать лет. По сути ничего особого не происходит, мы только с каждым годом увеличиваем и приучаем население к самоуправлению.
Не стоит забывать, что все эти шаги происходят одновременно во всех городах России, так как после первого шага уже капиталисты страну не контролируют.
Шаг 7) Именно на этом шаге, заключительном шаге, мы отменяем Государственную Думу и Совет Федерации. Вот таким, пошаговым, образом мы приходим к полному самоуправлению.
Многие люди станут задавать вопрос, а как мы, собственно, будем развиваться экономически? Отвечаю.
Сразу после первого шага социализированные промышленные предприятия, захваченные рабочими, будут функционировать довольно эффективно: все решения принимаются на собраниях трудовых коллективов, будет существенно повышена заработная плата, прибыли инвестируются в культурные проекты, на нужды образования. Население на общих собраниях пошагово свергают местную власть, изобретают анархические комитеты, отбирают земли у буржуев, создают кооперативы. Эти кооперативы создаются снизу и добровольно. Создаются коллективные склады и магазины. Отдельные кооперативы объединяются в федерации. Коллективы действуют на принципах самоуправления, отрицания иерархии. Все важные решения принимаются на собраниях членов коллективы или путем голосования через интернет.
Эту теорию «пошаговой системы отмены государства» я, пока, разработал не до конца, но вскоре подкорректирую ее и дополню важными аспектами данного вопроса.
В своей статье я сначала объяснил Вам, дорогой читатель, что такое анархия и как она функционирует, а потом раскритиковал государство и предложил упразднить его как такового. Как альтернативу кровавой революции я предложил «пошаговую систему отмены государства», на которой должно базироваться будущее самоуправление. Свой фельетон я закончу известной фразой Нестора Ивановича Махно: «Власть рождает паразитов – да здравствует анархия!». Всего Вам хорошего, дорогой читатель.
Всегда Ваш,
Станислав Садовов.
http://vk.com/anarchist_communist