Учет и отчетность в эксплуатационных водохозяйственных

Организациях

Фактические затраты на эксплуатацию систем представляют собой лишь часть действительных ежегодных издержек государства на водохозяйственное обслуживание сельскохозяйственных предприятий. Для определения реальных затрат на содержание оросительных систем необходимо к эксплуатационным расходам добавить суммы амортизационных отчислений на полное восстановление и капитальный ремонт. Для водохозяйственных предприятий плановая себестоимость эксплуатационных мероприятий не устанавливается, а фактическая не определяется, так как управления эксплуатации оросительных систем не производят амортизационных отчислений и не имеют, следовательно, всех данных о фактических издержках.

По данным о затратах на эксплуатацию определяют лишь размеры фактических бюджетных расходов на 1 га орошаемой площади или на 1 м3 воды, поданной на орошение. Эти данные не могут рассматриваться как себестоимость единицы продукции, поскольку сюда не входят амортизационные отчисления на полное восстановление, а фактические затраты на капремонт, покрываемые из бюджета, не отвечают нормам амортизационных отчислений. Они, как правило, преуменьшены по сравнению с суммами, исчисленными по нормам на капитальный ремонт. Рентабельность работы государственных оросительных систем не рассматривают, поскольку при бюджетном финансировании у них нет ни прибыли, ни убытков. Таким образом деятельность государственных оросительных систем направлена на увеличение продуктивности земель, а бюджетные затраты по эксплуатации систем носят характер дополнительного безвозвратного финансирования сельскохозяйственных предприятий.

Финансовое состояние оросительной системы в целом (государственная система совместно с внутрихозяйственной, находящейся на балансе хозяйства) не рассматривается. Учитывают влияние орошения на прибыль сельскохозяйственных предприятий, а следовательно, и на рентабельность. По капитальным вложениям на проведение оросительных мероприятий и дополнительной прибыли, получаемой хозяйствами, определяют окупаемость капитальных вложений в мелиорацию и степень использования мелиоративных фондов.

Для оросительных систем на местном стоке, принадлежащих одному хозяйству, определяются только внутрихозяйственная себестоимость, которая одновременно является и полной. Работа внутрихозяйственных оросительных систем и систем на местном стоке анализируется как одна из сторон хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия. По этим системам, в отличие от государственных, не только определяют все виды эксплуатационных расходов, но и производят амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт.

При использовании в качестве критерия оценки работы управлений оросительных систем показателя себестоимости подачи оросительной воды следует иметь в виду его противоречивый характер. Поскольку себестоимость представляет собой частное от деления суммарных издержек на объем поданной воды, то ее снижение возможно как путем снижения издержек, так и путем увеличения водоподачи. Последнее не во всех случаях следует рассматривать как эффективное мероприятие (например, если вода идет на сброс или непродуктивно используется в хозяйствах - теряется на фильтрацию, сбрасывается и т.п.). Снижение себестоимости воды за счет увеличения водоподачи эффективно, если при этом повышается водо-обеспеченность сельскохозяйственных культур, т.е. когда эти мероприятия приводят к увеличению выхода сельскохозяйственной продукции.

Снижение себестоимости поданной воды за счет уменьшения затрат может быть эффективным в случае, если оно не связано с ухудшением эксплуатации систем. Рациональное использование оросительной воды непосредственно в хозяйствах приводит к сокращению забора воды в точках выдела, и, следовательно, к повышению себестоимости подачи воды. Поэтому не любое снижение себестоимости подачи воды следует рассматривать как эффективное мероприятие: оценку эффективности использования водных ресурсов в орошаемом земледелии рекомендуется производить по продуктивности оросительной воды, представляющей собой отношение валовой продукции с орошаемых земель к объему использованной для этих целей воды.

Характерной особенностью структуры производственных затрат в последние годы является значительное увеличение (в 3-4 раза) удельного веса затрат на топливо и энергию. В настоящее время расходы по этим статьям составляют более трети всех затрат на эксплуатацию оросительных систем. Объясняется такая ситуация главным образом резким увеличением тарифов на электроэнергию и преобладанием машинного водоподъема. На государственных оросительных системах Ростовской области 170 тыс. га обслуживается насосными станциями, что составляет более 70 % всех площадей.

Анализ затрат эксплуатационных водохозяйственных предприятий может быть выполнен по материалам, содержащимся в основном финансовом документе эксплуатационных водохозяйственных предприятий - форме № 2в «Исполнение сметы расходов по госбюджету эксплуатационных водохозяйственных систем и сооружений». Все затраты на эксплуатацию оросительных систем объединены в четыре группы.

В период ”нормальной” эксплуатации на капитальный ремонт выделялось 15 – 18 % от общей суммы затрат на эксплуатацию (в 1990 г. - 15,8 %). Удельный вес затрат на содержание штата управлений и участков вне зависимости от времени стабилен и составляет 10 -12 % от общей величины затрат. Существенное увеличение удельного веса затрат на электроэнергию, содержание и ремонт насосных станций привело к снижению удельного веса затрат по остальным статьям расходов, но не снизило доли затрат на содержание и ремонт транспортных средств, гражданских и производственных зданий. Для оросительных систем Ростовской области характерны сравнительно небольшие объемы работ и соответственно затрат на очистку каналов. Значимость этой позиции обусловлена тем, что пропускная способность заросших каналов снижается в отдельных случаях до 2 – 3 раз, кроме того, в каналах создается подпор и существенно увеличиваются потери оросительной воды из каналов.

Определенный интерес представляет анализ влияния размеров управлений оросительных систем на затраты по обслуживанию 1 га орошаемой площади и себестоимость водоподачи. Средняя по области величина орошаемой площади, обслуживаемой управлением оросительных систем, составляет 22 тыс. га, причем она практически не изменилась по сравнению с 1990 г. Из 12 управлений 3 обслуживают оросительные системы на площади менее 10,0 тыс. га. С площадью 10,0 – 20,0 тыс. га насчитывается 2 управления, 20,0 – 30,0 тыс. га – 4 управления, свыше 30,0 тыс. га – 3 управления. Анализ показывает, что с увеличением площади, обслуживаемой управлением оросительных систем, снижается себестоимость кубометра поданной на орошение воды, а также затраты на эксплуатацию одного гектара.

Анализ затрат на эксплуатацию показывает, что основное влияние на удельные расходы оказывают условия водозабора и подачи воды к поливным площадям. Это и расстояния от источников орошения, и рельеф местности, определяющий как высотное, так и плановое расположение поливных участков. Сданные в эксплуатацию в последнее время оросительные системы размещены на более отдаленных и рассеянных участках, зачастую с пересеченным рельефом. Кроме того, системы эти технически более совершенны, что также требует увеличения затрат на их эксплуатацию.

В целом анализ исполнения сметы расходов эксплуатационных водохозяйственных систем Ростовской области показал следующее (сравнение произведено с затратами 1990 г.):

- финансирование эксплуатационных водохозяйственных предприятий в 2000-2005 гг. составило соответственно 84,6 и 87,3 % от запланированного на соответствующий период. Запланированные объемы финансирования сами по себе недостаточны для поддержания систем в работоспособном состоянии;

- в условиях недостаточности финансирования УОСы сосредотачивают средства на выполнении мероприятий, обеспечивающих в первую очередь жизнеспособность системы и выполнение главной задачи - забор, транспортировку и подачу оросительной воды в точки водовыдела; содержание эксплуатационного штата; содержание и ремонт гражданских и производственных зданий, насосных станций, транспортных средств;

- существенная доля затрат (9-12 %) приходится на содержание транспортных средств, поскольку орошаемые площади на системах в степной зоне размещены отдельными массивами, требующими протяженной межхозяйственной сети. В сопоставимых ценах затраты на содержание транспортных средств снизились вдвое в связи с резким удорожанием ГСМ;

- затраты на эксплуатацию и ремонт насосных станций с учетом затрат на электрическую энергию в сопоставимых ценах возросли более чем в 2,5 раза;

- в связи с недостаточностью финансирования затраты на содержание и ремонт зданий, промбазы снизились более существенно - в 3,3-3,5 раза.

Перераспределение средств по статьям расходов произведено за счет существенного сокращения затрат, и, следовательно, объемов работ по содержанию и ремонту гидротехнических сооружений и гидропостов, дамб, каналов, трубопроводов, эксплуатационных дорог, очистке каналов, то есть за счет ухудшения технического состояния самой системы. Затраты на проведение этих работ сократились почти в 8-10 раз.

Дальнейшая эксплуатация оросительных систем в таком режиме может привести к тому, что с течением времени их износ уже невозможно будет компенсировать средствами на капитальный ремонт, и потребуются более существенные затраты на проведение реконструкции.

Наши рекомендации