С какими проблемами сталкивается Китай?
Вопрос №8
Африканская политика КНР
В последнее десятилетие мы стали свидетелями беспрецедентной активности Китая в Африке. Китай успешно теснит на африканских рынках старых акторов, лидирует и среди набирающих силу на континенте новых игроков, в частности, стран БРИКС. Что побуждает Китай наращивать усилия на континенте? Что дает Африке китайская политика и что в ней не устраивает африканцев?
Причина активности КНР в Африке: является борьба за влияние в Африке между КНР и Тайванем. Китай проявляет готовность к сотрудничеству, ограничивая его лишь одним требованием к партнерам: непризнание Тайваня. Компонент «мягкой силы» внешней политики – принцип невмешательства – открывает ему двери в страны, подвергаемые остракизму(изгнание, ссылка) Западом (Судан, Зимбабве). Как и на заре отношений с Африкой, в ходу тезис об общности судеб и задач развивающихся стран, а в последние годы активно популяризируется лозунг «стратегического партнерства».Аналогичное условие, впрочем, выставляет и сам Тайвань. Некоторые африканские страны играли на противоречиях Пекина и Тайбэя, неоднократно меняя свое отношение к вопросу суверенитета Тайваня. Своеобразный рекорд поставили Сенегал и Центральноафриканская республика, которые пять раз пересматривали решение о признании Тайваня. Еще семь стран континента проделывали подобный маневр более одного раза. Безусловно, у официального Пекина возможности для влияния шире, поэтому на данный момент лишь два африканских государства официально признают Тайвань, - это Буркина-Фасо, Свазиленд.
Стремление овладеть источниками сырья, найти сферы приложения инвестиций и рынки сбыта для бурно развивающейся промышленности – главные мотивы китайской экономической экспансии, которой ознаменовался ХХI век. Интерес Китая к Африке связан и с возросшей ролью африканских стран в мировой экономике и международных отношениях. С одной стороны, Африка – кладезь природных ресурсов: по разным оценкам, на нее приходится 30–40% разведанных мировых запасов сырья. При этом в новом тысячелетии здесь наблюдается самый длительный период устойчивого роста за весь период независимости.
Внимание Китая к Африке объясняется и растущим политическим весом региона на мировой арене. Отношения с Африкой – часть пекинской стратегии создания нового мирового порядка. Китай нуждается в поддержке в международных организациях. Ему требуются союзники в противоборстве с США, а также в достижении цели, суть которой отражает формула: «в мире есть лишь один Китай и Тайвань – его неотъемлемая часть». Рассчитывает он на Африку и в вопросе прав человека – предмета постоянных дискуссий с Западом. Поэтому страны континента, многие из которых помнят о помощи Пекина в борьбе за национальную независимость и становление государственности, заняли важное место в китайской стратегии создания блока стран «Юга» как механизма противостояния вызовам глобализации.
Дипломатические отношения с КНР имеют 50 государств Африки.
1955 – начало отношений между КНР и Африкой
1956 – установление дип. отношений с Египтом (1-я Африканск. страна), Далее Алижир,Мароко Судан,Гвинея
Вторым важным событием явилось признание КНР Францией в 1964г., что позволило установить отношения с рядом франкоязычных стран континента. Таким образом, в 60-е гг. Китай установил дипломатические отношения еще с 14 африканскими странами, а общее их число достигло 19.
70-е гг. характеризовались некоторым противоречием в африканской политике КНР: так КНР пошла на сближение со странами Запада, что позволило наладить отношения с государствами лояльными Западу, а с другой – продолжал оставаться твердым сторонником антиколониализма, благодаря чему удалось завоевать симпатии тех африканских государств, которые находились в сфере интересов СССР. Именно этим объясняется парадоксальная ситуация: в Анголе КНР совместно с США поддерживал ЮНИТА, воюя против советско-кубинского блока, и в это же время в Танзании и Замбии Китай оказывал военную поддержку фронту борьбы с апартеидом.
Важным позитивным фактором, значительно укрепившим авторитет КНР в мире в целом и в Африке явилось принятие резолюции ООН №2758 от 25 октября 1971г. о «восстановлении законных прав» КНР на постоянное членство в СБ ООН вместо Тайваня. Таким образом, в 70-е гг. Китай установил дипломатические отношения еще с 25 африканскими государствами, а их общее количество достигло 44. КНР удалось установить отношения с наибольшим числом африканских государств по состоянию на конец 80-х гг. – с 47 из 51 независимой страны.
90-е гг. характеризовались значительными геополитическими изменениями в мире, с учетом которых КНР резко активизировала африканское направление своей внешней политики. Визиты на высшем и высоком уровне в Африку стали намного чаще, а в ходе визита председателя КНР Яна Шанкуня (Yang Shangkun) в Африку в июле 1992г. было сформировано 6 новых принципов, определяющих отношения КНР со странами континента:
1. КНР поддерживает африканские страны в их стремлении сохранить государственный суверенитет и независимость, в борьбе против внешнего вмешательства и за экономический рост;
2. КНР уважает выбранную африканскими странами политическую систему и путь развития в соответствии с их национальными условиями;
3. КНР поддерживает африканские страны в стремлении активизировать взаимное сотрудничество и решать конфликты путем мирных переговоров;
4. КНР высоко оценивает усилия, предпринятые ОАЕ для поддержания стабильности на африканском континенте и достижения экономической интеграции;
5. КНР поддерживает все усилия африканских стран, направленные на участие в качестве полноправных членов международного сообщества в международных делах и установлении нового мирового экономического и политического порядков;
6. КНР готова развивать дружественные связи и экономическое сотрудничество с африканскими странами.
Форум «Китай – Африка» как фактор влияния. В арсенале «мягкой силы» КНР в Африке – основанный в 2000 г. Форум «Китай – Африка». Заседания Форума проводятся в формате министерских конференций, в последние годы – в формате саммитов с участием глав государств (раз в три года поочередно в Китае и в странах Африки). Основные направления и параметры экономической помощи Китая Африке находят отражение в решениях Форума, на заседаниях которого обнародуются программы сотрудничества, реализуемые в течение следующих трех лет. Пекин пообещал выделить $10 млрд. льготных кредитов, создать фонд с уставным капиталом в $1 млрд. для кредитования средних и мелких африканских компаний. Кроме того КНР обещала ввести нулевую пошлину для 95% товаров из беднейших стран Африки, а также списать долги самым безнадежным должникам континента. Гуманитарная программа сотрудничества предполагает предоставление медицинского оборудования на $73 млн. 30 больницам, строительство 50 школ и сооружение 100 проектов по производству «чистой» энергии из возобновляемых источников. В обмен на эти вложения китайским компаниям были обещаны эксклюзивные права доступа к минеральных ресурсам, а также выгодные контракты на возведение объектов инфраструктуры в ряде африканских стран. В условиях крайне нестабильного положения доллара к концу 2009 года для КНР, держащей значительную часть своих резервов ($2,85 трлн.) в американских ценных бумагах, инвестиции в экономику африканских стран стали крайне удачным антикризисным решением. Угроза «сырьевого голода» была одной из причин, по которым Пекин ещё в 1999 году провозгласил политику «выхода за рубеж».
Итоги кризиса 2008 – 2009 гг. показали, что глобальный финансовый кризис только благоприятствовал реализации этой стратегии: пострадавшие от глобальной рецессии и сильно нуждавшиеся в деньгах западные акционеры продавали китайцам свои доли в добывающих компаниях. Заключив в течение года несколько крупных сделок (только в нефтяной отрасли китайские компании вложили не менее $13 млрд. в зарубежные активы), КНР значительно увеличил свои сырьевые резервы, прежде всего углеводородов и цветных металлов. Если на протяжении нескольких предыдущих десятилетий КНР активно использовала собственные недра, чтобы обеспечить высокий уровень производства, то отныне китайские предприятия могут в возросшей степени работать на импортном сырье. Согласно провозглашённой стратегии, в качестве первого шага Пекину необходимо расширять своё влияние на мировых сырьевых рынках. Богатая разнообразными ресурсами Африка, таким образом, становится первоочередной целью для китайских сырьевых компаний.
Суммарные нефтяные резервы африканских стран – 16,6 млрд. тонн, что составляет 10% общемировых запасов. По этому показателю Африка уступает лишь Ближнему Востоку и Евразии. При этом новые месторождения открываются ежегодно. Лидеры по доказанным запасам нефти – Ливия (5,7 млрд. тонн), Нигерия (4,8 млрд. тонн), Ангола (1,8 млрд. тонн), Алжир (1,5 млрд. тонн), Судан (0,9 млрд. тонн). Около трети китайского импорта нефти приходится на африканские страны. В 2006 году Ангола, обогнав Саудовскую Аравию, стала основным поставщиком нефти в КНР. Газовые ресурсы африканского континента значительны. Они насчитывают 14,65 трлн. м3, что составляет 7,9% запасов мировых запасов. По доказанным запасам природного газа Нигерия и Алжир (5,22 и 4,5 трлн. м3 соответственно) во всем мире уступают лишь России (43,30 трлн. м3), Ирану (29,61 трлн. м3), Катару (25,46 трлн. м3), Туркмении (7,94 трлн. м3), Саудовской Аравии (7,57 трлн. м3), ОАЭ. (6,43 трлн. м3), но значительно опережают такого ведущего экспортёра газа как Норвегия (2,91 трлн. м3). Необходимо отметить, что в сфере энергетики КНР является крупнейшим партнёром таких африканских стран, как Судан, Ангола, Нигерия, Экваториальная Гвинея и Демократическая республика Конго (ДРК).
Впрочем, очевидно, что углеводороды являются не единственным африканским сырьём, в котором нуждается КНР. Интерес также представляют руды и металлы: цинк, кобальт, медь, уран и бокситы, которые импортируются из Замбии, Зимбабве, ЮАР, ДРК, Габона и Марокко.Несмотря на то, что сам КНР располагает значительными запасами цветных металлов, большинство китайских месторождений – это бедные и не приспособленные к искусственному обогащению руды. Разрыв между ростом спроса на цветные металлы в силу бурного промышленного роста КНР и предложением в силу сокращения внутренних запасов может вызвать серьёзную проблему для экономики страны. Древесина, ввезенная из Конго, является основным сырьём для китайской мебельной промышленности. КНР – крупнейший покупатель табака из Зимбабве, ведущей статьи экспорта в стране. Фрукты также являются крупной статьей импорта КНР.
Значение, отведенное Африке в концепции энергобезопасности КНР, на данный момент уступает странам Персидского залива, России и Казахстану. Однако в плане продовольственной безопасности Китая Африканский континент играет ключевую роль. Притом, что в стране проживает 22% мирового населения, на КНР приходится лишь 7% от общей площади пахотных земель планеты. В последнее десятилетие, благодаря успехам социально-экономического развития, жители КНР стали больше и лучше питаться. Так, среднестатистический китаец стал потреблять в два раза больше мяса и на треть больше зерновых. Решение продовольственной проблемы власти Китая видят в аренде земельных угодий для выращивания риса за границей, главным образом в Африке. С 1995 года китайские компании развивают сельскохозяйственную инфраструктуру африканских стран, предлагая гораздо более справедливые и выгодные условия, чем страны Европы или Ближнего Востока. И к началу 2011 года КНР создала в Африке около 150 сельскохозяйственных предприятий на арендованных или купленных участках земли.
Сегодня КНР имеет развитую систему представительств в странах Африки. Кроме посольств, это бюро торговых и экономических советников (торговые представительства – находящиеся в ведении Министерства торговли КНР) и китайские культурные центры, существующие практически во всех странах, с которыми поддерживаются дипломатические отношения. При этом часто сотрудники обладают соответствующим образованием, высокой квалификацией и большим опытом работы, что позволяет без труда вникать в проблемы китайских частных и государственных компаний.
Для укрепления китайско-африканских связей с 60-х гг. стороны регулярно обмениваются государственными визитами. Это позволяет наладить личный контакт между руководителями, что особенно важно для ряда африканских стран, руководство которых не меняется в течение десятилетий (Того, Габон и др.).
По статистике, с начала 60-х гг. более 30 китайских руководителей в ранге вице-премьера и выше осуществили более 180 визитов в 47 африканских стран.
С какими проблемами сталкивается Китай?
Рост влияния Китая в Африке вызывает растущую озабоченность традиционных акторов на африканской сцене. Напряженность подпитывает и конкуренция среди крупных развивающихся рынков за экспорт, инвестиции, рабочие места и глобальное влияние.
Нарекания в адрес Китая высказываются и в африканских странах. Сетуют, что в погоне за ресурсами Китай обрекает Африку на роль сырьевого придатка своей быстро растущей экономики, что приток китайского дешевого импорта мешает Африке развивать собственную промышленность, тормозит процессы ее индустриализации. Представители африканской элиты вынуждены обращать внимание пекинского руководства на «теневые» стороны его политики. В частности, это сделал бывший президент ЮАР Табо Мбеки, добившийся от Китая сокращения ввоза в страну китайских текстильных изделий.
Африканцы недовольны тем, что большая часть специалистов ввозится из Китая. Учитывая критику, Китай расширяет подготовку профессионалов в самой Африке. В 2009 г. в Эфиопии был открыт профессионально-технический колледж – крупнейшее учебное заведение, построенное с китайским участием. Компания «Huawei Technologies» открыла 5 учебных центров – в Египте, Тунисе, Кении, Нигерии, ЮАР.
Ущерб имиджу Китая наносит приток китайских мигрантов, в том числе нелегалов. Китайские уличные торговцы занимают места местных продавцов; ситуацию усугубляет стремление китайцев жить в изоляции, не контактируя с местным населением.
Заключение
По мнению экономистов, такие страны, как Китай, не только изменили систему традиционных торговых и инвестиционных отношений стран Африки, но и создали новые возможности для африканских экономик: своим ростом в 2011 г. Африка во многом обязана этим странам. В 2010 г. в докладе ООН Китай был назван вторым многообещающим глобальным инвестором.
Не все в китайской политике устраивает африканцев. Опасения вызывает напор, с которым Китай действует в Африке, как угроза воспринимаются растущее присутствие китайцев и наплыв китайских товаров в страны континента. Однако плюсов для Африки в политике Китая больше, чем минусов. После окончания «холодной войны» Запад ослабил внимание к Африке; Китай вынудил развитые страны обратить внимание на проблему маргинализации континента и сам сделал решительные шаги в направлении реализации целей развития тысячелетия.
Из лекции Шагалова: Проекты Китая в Африке : строительство сахарного завода в Нигерии, строительство цементного завода в Эфиопии и в Уганде, строительство ТЭС в Судане, также Китай построил и строит правит. здания в Афр. стран. – «Дворец народов» в Джибути, Здание МИД в Уганде,в Мозимбике,Джибути, Национальное собрание в Габоне, строительство аэропортов в Сомали,Мали,Алжире, строительство стадионов в Мали,Бенин,Джибути,ЦАР.