Сообщество фирм и устойчивость экономики

ТЕМА 13

ЭКОНОМИКА КАК СИСТЕМА КОНКУРИРУЮЩИХ КОМПАНИЙ

Сообщество фирм и устойчивость экономики

Фирмы, придерживающиеся разных стратегий, не являются изолированными. Они взаимодействуют между собой, составляют единую систему, так как рыночная экономика – это сообщество конкурирующих между собой компаний. А поведение фирм жестко задается конкурентным взаимодействием: каждая компания занимает на рынке только тот сегмент, который ей удается отстоять в борьбе с соперниками.

Однако конкуренция не сводится к простому выяснению соотношения сил противостоящих сторон. Борется не сильный против слабого – будь это так, немногочисленные сверхмощные монополии действительно вытеснили бы всех прочих соперников. В реальности конкурентная борьба строится по значительно более сложной формуле. У каждого типа фирм имеются свои преимущества: сила у крупнейших компаний; гибкость у мелких фирм; приспособленность к особым сегментам рынка у специализированных компаний; преимущества первооткрывателей у новаторов. В одних условиях решающее превосходство дает одно из этих качеств, в других – иное.

Исторический опыт показывает, что полное вытеснение с рынка ни одного из основных типов фирм невозможно, поскольку невозможна унификация человеческих потребностей. Разнотипные компании постоянно существуют рядом друг с другом, но и постоянно создают угрозу друг для друга. Рынок же в целом оказывается благодаря этому во многом застрахованным от засилья какой-либо одной группы компаний и неизбежного в этом случае застоя, завышения цен, снижения качества и прочих издержек монополизма.

Другим важным последствием многообразия конкурентных стратегий является благотворное влияние сообщества фирм на устойчивость экономики и ее способность адаптироваться к изменениям. В самом деле, даже самые разрушительные процессы оказываются благоприятными для некоторых компаний, а за счет их усиленного роста вся экономика совершает поворот в нужную сторону. Видовое разнообразие фирм повышает живучесть всего сообщества компаний в целом.

Кризисы, которые были на Западе, показали, что даже на затяжные и значительные по размаху потрясения компании реагируют как сложное и потому живучее сообщество.

В его рядах есть «части быстрого реагирования» – фирмы, мгновенно приспосабливающиеся к любой обстановке. Среди узкоспециализированных фирм хотя бы часть развивала свою активность в том направлении, которое пригодится в новых условиях, потому также готова к переменам. Мощный инерционный производственный аппарат крупных фирм медленно адаптируется к изменениям, но гиганты достаточно устойчивы, чтобы не погибнуть от первого удара и довести этот процесс до конца. Наконец, фирмы-новаторы ведут столь глубокий поиск, что не способны найти радикальные решения уже вставших проблем, но и ключ даже к проблемам завтрашнего дня.

Если говорить о циклических кризисах, наибольшее падение спроса обычно приходится на массовую стандартную продукцию. Сильнее всего сокращаются производства (и интенсивней увольняются рабочие) ни крупных предприятиях. Массами исчезают и локальные потребности, составляющие рынок мелких фирм.

Судьба этих двух типов фирм неодинакова. Мелкие фирмы разоряются тысячами (как и вновь создаются при малейшем улучшении обстановки или просто в другой сфере). Крупные же фирмы, принимая на себя основную тяжесть кризиса, гибнут при этом редко.

Специализированные фирмы, напротив, относительно невосприимчивы к кризисам (разумеется, если те по каким-то особым причинам не достигают пика своей остроты именно на том сегменте рынка, на котором действует данная фирма). Богатые потребители их качественной и специализированной продукции, как правило, достаточно крепко стоят на ногах, чтобы продолжать закупку даже во время кризиса.

В целом рынок работает как амортизатор кризиса. Его основной удар принимают самые мощные фирмы, лучше всего приспособленные к тому, чтобы выдержать спад, и самые гибкие компании, без особых потерь способные выйти из бизнеса. Компании, наиболее страдающие от кризисов, выработали способы его смягчения для себя лично. Те же, которые не смогли этого сделать, просто не выживают.

Качественные показатели состояния рынка – его насыщенность разнообразными товарами и полнота ассортимента во всех его точках (от крупного города до небольшого поселка) – также тесно взаимосвязаны с конкуренцией.

Как говорилось выше, конкуренция между фирмами при пересечении (или наложении) их реализованных ниш приобретает характер ожесточенной борьбы на вытеснение. Ведь принцип конкурентного исключения гласит: из двух или многих схожих товаров, если они ориентированы на одних и тех же потребителей, предъявляющих к ним одинаковые требования, на рынке обычно удерживается только один – лучший. Напротив, незанятые сегменты рынка исключительно привлекательны для фирм – здесь вообще нет конкурентов, а значит, можно быстро наращивать продажи и устанавливать высокие цены.

Макроэкономическим следствием такого сочетания стимулов и антистимулов, действующих на фирмы, является тенденция к равномерному освоению всего рыночного пространства фирмами-конкурентами как в географическом, так и ассортиментном плане. Для конкурентного рынка не свойственен резкий разрыв в снабжении товарами крупных центров и периферии, а наоборот, характерно непрерывное обогащение палитры предлагаемых на рынке товаров.

Наши рекомендации