Обязанности и права студентов
Студент при прохождении учебной практики обязан:
- полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда и пожарной безопасности;
- вовремя представить руководителю практики от кафедры письменный отчет о выполнении всех заданий, путевку студента-практиканта с отзывом руководителя практики от организации о выполнении программы практики и отношении студента к работе и защитить отчет по практике.
Студент при прохождении практики имеет право:
- обращаться к руководителям практики по всем вопросам, касающимся прохождения практики;
- вносить предложения по организации практики, ее совершенствованию;
- принимать участие в профессиональной деятельности организации - базы практики.
Отчетность по практике
По окончании учебной практики студент составляет отчет по практике. Отчет сдается руководителю практики от института. По окончании практики студент сдает зачет (защищает отчет) с дифференцированной оценкой.
Аттестация по итогам практики осуществляется на основе:
-оценки решения студентом задач практики;
-отзыва руководителей практики от организации и института об уровне его знаний и квалификации;
-оценки соответствия структуры и содержания отчета по практике предъявляемым требованиям;
-оценки ответов на вопросы в ходе защиты отчета.
Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов и назначении на стипендию в соответствующем семестре.
Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично в свободное от учебы время или проходят практику в индивидуальном порядке.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из НЧИ КФУ как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом КФУ и Положением о курсовых экзаменах и зачетах.
Программа учебной практики
Содержание учебной практики
В результате прохождения учебной практики в форме ознакомительной практики у студентов должно сформироваться представление об организации как сложной системе, обладающей техническим и социальным единством; понимание экономических основ функционирования организации.
В процессе прохождения практики студентам необходимо выполнить следующие задания:
1. Изучить организационно-правовую концепцию организации.
Организационно-правовая концепция организации включает следующие элементы:
- наименование организации и история создания и развития компании;
- организационно-правовая форма организации;
- формы собственности;
- состав нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организации (Устав, учредительный договор, лицензия и др.) и законодательных актов, которые регулируют деятельность организации;
- основные направления и виды деятельности;
- миссия и цели организации;
- принципы деятельности организации.
В процессе выполнения данного задания студентам следует не только назвать, но и дать характеристику организационно-правовой форме организации. Выделить ее преимущества и недостатки и обосновать выбор конкретной организационной формы для организации-базы практики.
2. Дать характеристику внешней и внутренней среды организации:
- назвать природные, научно-технические, экономические, социальные, экологические, политические, международные факторы внешней среды, оказывающие свое влияние на деятельность организации;
- дать характеристику внешней среды организации: поставщиков материально-технических ресурсов, потребителей продукции (услуг) организации, торговых и маркетинговых посредников, конкурентов и др.;
- описать место организации на рынке;
- изучить специфику коммуникационных отношений организации с другими субъектами хозяйствования (государством, госналогслужбой и т.д.);
- проанализировать внутреннюю среду организации (производственную структуру, материально-техническую базу, ассортимент, ценовую политику, технологический процесс);
- дать характеристику продукции (работ, услуг) организации (номенклатура продукции (вид работ, услуг), технико-экономические характеристики основных видов продукции, качество и конкурентоспособность продукции).
3. Дать характеристику ресурсам организации, в том числе:
- основным средствам (изучить состав основных средств организации, их структуру, степень износа, способы начисления амортизации основных средств в организации);
- оборотным средствам (рассмотреть величину оборотных средств организации, их структуру);
- трудовым ресурсам (изучить состав и структуру трудовых ресурсов организации, движение рабочей силы, систему оплаты труда).
4. Изучить систему управления организации, в том числе:
- охарактеризовать организационную культуру организации;
- назвать тип организационной структуры управления (схема);
- привести основные принципы построения организационной структуры управления;
- дать характеристику органам управления и назвать их полномочия в соответствии с организационно-правовой формой предприятия;
- изучить положение о структурном подразделении, где проходит учебная практика;
- изучить должностные инструкции сотрудников структурного подразделения – места прохождения практики.
Форма отчетности
Отчет о практике является основным документом студента, отражающим выполненную им работу во время практики, полученные им организационные и технические навыки и знания. Отчет составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики.
Отчет по практике должен содержать следующие структурные элементы:
1. титульный лист;
2. Содержание (перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц, с которых они начинаются);
3. Введение;
4. Основную часть;
5. Заключение;
6. Список использованных источников;
7. Приложения.
Введение должно содержать актуальность прохождения учебной практики, цель и основные задачи практики. Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть отчета должна содержать описание и анализ исследуемого объекта – базы практики.
В заключении должны быть сформулированы основные выводы по результатам прохождения практики, оценивается успешность решения поставленных задач и степень достижения цели практики, а также приводятся рекомендации по повышению эффективности деятельности организации – базы практики.
В список использованных источников включаются все использованные документы статистической и оперативной отчетности и литературные источники.
В качестве приложений могут быть представлены различные нормативные документы, а также законодательные акты (либо их фрагменты), которые, по мнению автора необходимы для иллюстрации или аргументации положений отчета, а также другие материалы. Приложение должно также содержать информацию, собранную в организации для выполнения курсовых работ. В приложение могут быть вынесены схемы, таблицы и графики, на которые необходимо сделать ссылку в тексте отчета.
Отчет оформляется в соответствии с действующими государственными стандартами по оформлению отчетной документации. Объем отчета составляет не более 30 - 40 страниц печатного текста.
При оформлении отчета по практике должны быть соблюдены следующие требования:
- пояснительная записка печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А 4;
- поля: правое – 10 мм, левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм;
- размер букв: основной текст: кегль – 14; для приложений допускается: кегль – 12;
- интервал между строками – 1.5;
- применение различных шрифтов разной гарнитуры разрешается для акцентирования внимания на определенных терминах и определениях;
- опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста (графики) черной пастой рукописным способом;
- наименования структурных элементов «Содержание», «Список использованных источников» и «Приложения» являются заголовками соответствующих элементов отчета и записываются посередине страницы (строки), строчными буквами, начиная с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Основная часть отчета по учебной практике делится на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. После номеров раздела и подраздела перед их заголовками или текстом точку не ставят.
Если заголовок размещается в нижней части страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста. В противном случае, заголовок и текст переносятся на следующую страницу.
Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер на титульном листе не ставится.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.
Все рисунки должны быть пронумерованы. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком посередине строки с указанием слова «Рисунок», номера и наименования рисунка (например, Рисунок 1).
Названия таблиц должны отражать их содержание, быть точными и краткими. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, с абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например, «Таблица 1 – Финансовые показатели деятельности предприятия». Вторая строка названия таблицы начинается под заглавной буквой первой строки.
Расположение таблицы – непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Нумерация таблиц в основном тексте – арабскими цифрами сквозной нумерации.
Перенос таблиц. Слово «Таблица» и ее номер указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями с абзацного отступа следует писать «Продолжение таблицы» и указать ее номер, например, «Продолжение таблицы 1».
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.
Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.
Все условные обозначения, используемые в отчете, должны быть расшифрованы.
Библиографическое описание использованных источников следует выполнять в соответствии с ГОСТ 7.1-2003, с указанием только обязательных элементов.
Ссылки на использованные источники следует приводить в тексте отчета в квадратных скобках, например: «в соответствии с [7, с.99]».
Приложение оформляют как продолжение отчета по практике на последующих листах или в виде самостоятельного документа. В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения обозначают и располагают в порядке ссылок на них в тексте.
К отчету по практике прилагается путевка студента – практиканта с отметками о прибытии и убытии с места практики.
По результатам практики руководитель со стороны принимающей организации (базы практики) пишет отзыв о прохождении студентом практики. В отзыве отражаются качество выполнения индивидуального задания, отношение студента к работе, степень его готовности к будущей профессиональной деятельности.
Оформленный отчет сдается на кафедру. Защита отчета по практике осуществляется в начале осеннего семестра в первые две недели. В процессе защиты выявляется качественный уровень прохождения практики, инициативность студентов, проявленная в период прохождения практики, рекомендации по улучшению работы организации.