Результаты анализа передовых практик реализации мероприятий по привлечению инвестиций в регионы 1 страница
В настоящее время в подавляющем большинстве регионов России разработаны и утверждены инвестиционные стратегии, в которых, в соответствии с инвестиционным Стандартом (Стандартом деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата), были определены различные механизмы привлечения инвестиций.
По состоянию на июль 2016 года в 81 субъекте Российской Федерации региональные инвестиционные стратегии утверждены либо как самостоятельные документы, либо в виде разделов в составе комплексных стратегий социально-экономического развития, в 2 регионах разработаны проекты инвестиционных стратегий, которые, однако, пока не прошли процедуру утверждения, а в двух субъектах Российской Федерации, входящих в состав Крымского федерального округа, разработка инвестиционных стратегий еще осуществляется.
Предваряя процедуру анализа передовых региональных практик по созданию благоприятного инвестиционного климата, необходимо отметить, что большинство региональных инвестиционных стратегий было принято в период 2010-2014 гг.: в течение 2014 года - в 41 регионе, либо еще раньше - в 2010-2013 годах - в 33 регионах, и только в 7 регионах России инвестиционные стратегии были приняты в 2015-2016 годах. В силу указанных обстоятельств, большинство из представленных в анализируемых стратегических документах механизмов привлечения инвестиций уже нашли применение в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Целью анализа эффективности мероприятий регионов РФ по привлечению инвестиций является выявление лучших практик для последующей рекомендации к внедрению их на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
В соответствии с поставленной целью были отобраны регионы, которые на данный момент являются наиболее инвестиционно привлекательными, чьи реализуемые мероприятия по привлечению инвестиций признаны лучшими практиками, в том числе АНО «АСИ»[114]. Рассмотрены также инвестиционные стратегии тех регионов, где они были приняты в 2015-2016 гг., а также стратегии большинства регионов Уральского федерального округа.
В соответствии с Инвестиционной стратегией г. Москвы[115] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- создание Штаба по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве. Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности является органом, в задачи которого входит максимально оперативное устранение административных барьеров и методических проблем, возникающих у предпринимателей, оказание консультационной помощи при взаимодействии с различными государственными структурами, инфраструктурными компаниями;
- реализация программы «льготы в обмен на инвестиции», в рамках которойпредоставляются налоговые льготывысокоэффективным промышленным предприятиям, осуществляющим модернизацию и расширение производства;
- внедрение дополнительных мер поддержки инвесторов, включая субсидирование лизинговых платежей: до 100 млн. рублей на одно предприятие (25% затрат), субсидирование затрат на размещение ценных бумаг для малых инновационных компаний (до 5 млн рублей 2/3 затрат) и др.
По оценкам АНО «АСИ»[116] г.Москва является также бесспорным лидером по оптимизации процедур в сфере строительства, а также по предоставлению предпринимателям и инвесторам широкого спектра услуг в электронном виде.
Исключены излишние согласования при оформлении разрешительной документации на строительство, многие процедуры оптимизированы по составу представляемых документов и по срокам выдачи документов. Разработаны Административные регламенты, позволившие сократить сроки проведения государственной экспертизы, обеспечена возможность подачи документов и проведения государственной экспертизы в электронном виде.
Отлажен процесс коммуникации с застройщиками в части информирования и сбора обратной связи, которая осуществляется с использованием «Личного кабинета» заявителя на Портале госуслуг, на котором застройщик может получить всю информацию о ходе предоставления госуслуги, получить результат оказания услуги, записаться на прием к эксперту органа исполнительной власти, а также «Кабинета застройщика» на портале Стройкомплекса Москвы, позволяющего получать информацию об объектах капитального строительства и связанных с ним решениям и документах (заключения Мосгосэкспертизы, градостроительные планы земельных участков, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию), сообщать о нарушении при предоставлении госуслуг. Также, действует «горячая линия», в которую поступают обращения по вопросам предоставления госуслуг в сфере строительства, нарушения установленных процедур и жалобы на действия должностных лиц органов исполнительной власти.
В Москве внедрен комплекс мер, облегчающих доступ к закупкам малого объема, стимулируются закупки высокотехнологичной продукции: с целью развития конкурентной среды понижены предельные размеры обеспечения заявок, установлены квоты объема работ, отдаваемых на реализацию субподрядчикам — представителям малого бизнеса; создан «Портал поставщиков» (http://market.zakupki.mos.ru/),для автоматизации и выведения из «тени» закупок малого объема (до 100 тыс. руб. и до 400 тыс.руб.); с целью стимулирования закупок высокотехнологичной и инновационной продукции дан доступ высокотехнологичным инновационным малым и средним предприятиям к городскому заказу - по результатам предварительно проводимых оценочных мероприятий инновационные разработки вносятся в «Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства».
В соответствии с Инвестиционной стратегией Калужской области[117] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
создание ресурсных центров по приоритетным направлениям подготовки специалистов;
предоставление льготных ставок для организаций, заключивших инвестиционные договоры (соглашения) на срок до 8 лет по налогу на прибыль (13,5 проц.), налогу на имущество, а также льготные ставки по аренде земли, определяемые муниципальными образованиями для конкретных площадок,
создание позитивного регионального бренда, преимущественно для реализации проектов в сфере сельского хозяйства и туризма;
создание специальных агентств по оказанию комплексных услуг инвесторам, обеспечивающих реализацию принципа «одного окна».
В Калужской области, как и в Москве, внедрен комплекс мер, облегчающих доступ малого бизнеса к государственным закупкам, для чего, в частности, обеспечена централизация функций закупок на уровне специального министерства, которое было создано в целях повышения открытости и гласности закупок для обеспечения государственных нужд, создания условий развития конкурентной среды, обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к получению государственного заказа. Внедрена система совместных закупок путем консолидации закупок для различных ведомств в единый лот, а состав лотов для многопозиционных закупок формируется с учетом интересов Заказчиков и поставщиков, исходя из задачи недопущения как ограничения состава участников, так и чрезмерного дробления закупок. Для муниципальных заказчиков функции централизованного закупщика на безвозмездной основе выполняет специализированная организация - государственное бюджетное учреждение Фонд имущества Калужской области, подведомственное указанному министерству. В настоящее время решается вопрос о централизации закупочной деятельности в соответствии с Федеральным закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на базе указанного министерства. В результате внедрения практики обеспечен рост доли закупок у малого бизнеса с 3% в 2013 году до 27,5% в 2014 году, поставлена задача увеличения доли специализированных закупок у малого и среднего бизнеса, а также у социально ориентированных некоммерческих организаций до 40% в 2016 году.[118].
В соответствии с Инвестиционной стратегией Рязанской области[119] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- повышение информированности об инвестиционном потенциале региона посредством обеспечения эффективности поиска специализированного инвестиционного портала Рязанской области и интернет-сайта ОАО «Корпорация развития Рязанской области» по ключевым запросам инвестиционной направленности в системах «Yandex» (Яндекс) и «Google» (Гугл).
В соответствии с Инвестиционной стратегией Белгородской области «Инвестиции в будущее»[120] реализация стратегии обеспечивается путем:
- развития проектного управления в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Система управления проектами действует в области с 2010 года и определяет условия и порядок применения принципов проектного управления, алгоритм взаимодействия бизнеса и власти, регламентирует персональную ответственность команды проекта. Уже по состоянию на начало 2013 года в региональной информационно аналитической системе было зарегистрировано 1606 проектов, реализовывалось 598 проектов, а 607 проектов были успешно реализованы;
- расширения сфер деятельности ОАО «Корпорация «Развитие» по обеспечению привлечения инвестиций в экономику области и эффективного взаимодействия с инвесторами при реализации инвестиционных проектов;
- заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством области и инвесторами;
- оказания содействия в предоставлении земельных участков под строительство производственных объектов;
- обеспечения развития сети промышленных парков, бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой для предоставления на льготных условиях производственных помещений субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности;
- осуществления опережающего развития энергосистем, постоянно ведущейся работы с компаниями - поставщиками услуг по электро-, газо- и водоснабжению по поддержанию объема инвестиций, направляемых на развитие инженерной инфраструктуры. Подведение инженерных сетей осуществляется на условиях софинансирования за счет средств инвесторов, газо- и энергоснабжающих организаций;
- формирования, ведения и актуализации реестра инвестиционных площадок с целью максимального их вовлечения в хозяйственный оборот и возможности организации ведения предпринимательской деятельности на обеспеченных инженерной инфраструктурой депрессивных площадках;
- обеспечения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих инновационную деятельность. Государственная поддержка хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, в форме предоставления государственного имущества области для обеспечения кредитных ресурсов осуществляется передачей в залог государственного имущества области для обеспечения исполнения кредитных обязательств инвесторов, связанных с финансированием капитальных вложений на начальных этапах реализации инвестиционных проектов, одобренных в установленном порядке, по приоритетным направлениям развития экономики области;
- реализации Плана совместных действий ОАО «РОСНАНО» и Правительства Белгородской области по стимулированию спроса на инновационную нанотехнологическую продукцию, предусматривающего включение инновационной нанотехнологической продукции в общий годовой объем государственных закупок;
- обеспечения сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу, выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики на основе реализации мероприятий по обеспечению исполнения прогноза баланса трудовых ресурсов Белгородской области;
- реализации в рамках долгосрочных целевых программ мероприятий по внедрению целевой контрактной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для отраслей экономики области. Аналогичным образом удовлетворяются также потребности в квалифицированных кадрах органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Липецкой области[121] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- формирование особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного, агропромышленного и туристско-рекреационного типа и других зон, которые в перспективе позволят ликвидировать и смягчить существующие внутриотраслевые и территориальные диспропорции;
- реализация кластерной политики, т.е. создание «точек роста» в наиболее приоритетных отраслях промышленности.
В целях развития инвестиционной инфраструктуры в Липецкой области применяется централизованное управление объектами инвестиционной инфраструктуры и разработка системы мер поддержки управляющих компаний/владельцев различных объектов инвестиционной инфраструктуры (ОЭЗ РУ, индустриальных парков и др.), включая: поддержку в процессе регистрации юридического лица на территории муниципального образования Липецкой области; сопровождение подготовки и подачи заявки в уполномоченный орган на получение статуса резидента или участника ОЭЗ, индустриальных парков; оформление, согласование и утверждение акта выбора земельного участка; поддержка инвестора в процессе постановки земельного участка на кадастровый учет; сопровождение заключения и государственной регистрации договора аренды земельного участка между Инвестором и собственником участка сроком более 11 месяцев; утверждение градостроительного плана на земельный участок; сопровождение получения государственной экспертизы на объект капитального строительства; сопровождение получения разрешения на строительство объекта, на ввод объекта в эксплуатацию; сопровождение получения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников; сопровождение получения документов иностранными гражданами для въезда на территорию Российской Федерации и получения разрешений на работу.[122]
Центр сопровождения, функционирующий на базе ОАО «Корпорация Развития Липецкой области», широко использует метода аутсорсинга для осуществления своей деятельности. На рынке отбираются успешные отраслевые организации для дальнейшего их привлечения при реализации инвестиционных проектов. Более 70 подписанных соглашений и контрактов позволяют выполнять порядка 500 регламентированных услуг, полностью закрывающих инвестиционные потребности бизнеса. ОАО «Корпорация Развития Липецкой области» выполняет роль администрации, отвечая за качество предоставляемых услуг перед клиентами. С начала 2015 года услуги, предоставляемые корпорацией, стали доступными посредством МФЦ, что позволило сделать доступной реализацию услуг для предпринимателей по всей территории области.
ОАО «Корпорация Развития Липецкой области» инициировало создание АО УК «Фонд инвестиционных проектов» для реализации программы комплексного инвестиционного развития муниципальных территорий. Данная программа рассчитана на выявление инвестиционных возможностей для предложения потенциальным инвесторам, как в формате инвестиционной площадки, так и в формате готового проекта в муниципальных образованиях Липецкой области. Принцип работы данной программы — исследование невостребованного муниципального имущества, земель и ресурсов, проведение первичного маркетингового анализа на основе потребностей муниципалитета, разработка проектов и бизнес-идей для инвесторов.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Ленинградской области[123] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- зонирование перспективных территорий, а также лотирование площадок под инвестиционное развитие на территории региона;
- организация информационно-образовательных программ по работе с инвесторами для глав муниципальных образований Ленинградской области (с применением информационно-коммуникационных решений по краткосрочным дистанционным образовательным программам);
- организация мониторинга инвестиционных планов и анализа степени удовлетворенности компаний, присутствующих на территории региона, в том числе составление рейтинга «Топ-100 компаний с намерениями дальнейшего развития в Ленинградской области» и «Топ-500 потенциальных инвесторов».
В соответствии с Инвестиционной стратегией Краснодарского края[124] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- создание системы брэндинга инвестиционного потенциала края;
- формирование единой базы данных по инвестиционно-привлекательным земельным участкам Краснодарского края представляет собой часть Единой системы, содержащей сведения о земельных участках, предлагаемых инвесторам для реализации инвестиционных проектов, в том числе сведения о местоположении земельного участка, его площади, категории, виде разрешенного использования, правообладателе, обеспеченности земельного участка инженерной и транспортной инфраструктурой, графические материалы;
- разработка программы прямого инвестиционного маркетинга для каждой группы инвесторов, включая направление инициативных писем в их адрес с информацией о Краснодарском крае и его инвестиционных возможностях, организацию ознакомительных бизнес-миссий в Краснодарский край, внедрение регулярной процедуры получения обратной связи по результатам каждого контакта, анализ произведенных действий и их результатов;
- создание многофункциональных центров прикладных квалификаций рабочих кадров и квалифицированных работников.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Волгоградской области[125] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- формирование перечня инвестиционных проектов, свободных земельных участков и незадействованных мощностей;
- применение специальных механизмов поддержки инвесторов на региональном уровне, включающие налоговые преференции в части налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, субсидирование процентной ставки по кредитам, направляемым на инвестиционные вложения; предоставление государственных и муниципальных гарантий в целях привлечения кредитных ресурсов для реализации проектов, сопровождение инвестиционных проектов;
- формирование новых и развитие существующих институтов поддержки бизнеса, их инновационной и инвестиционной активности (бизнес-инкубаторы, региональный инвестиционный фонд для финансирования инвестиционных проектов; коворкинг-центры; формирование промышленных зон, зон экономического развития и технопарков, промышленных кластеров).
В соответствии с Инвестиционной стратегией Республики Татарстан[126] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
реализации новой модели кластерной политики, предусматривающая реализацию комплексного флагманского проекта «Татарстанская технологическая инициатива», предусматривающего создание кластеров «умной экономики» Республики Татарстан на основе технологических трендов и имеющихся заделов в ключевых технологиях и инновациях;
формирование государственной информационной системы «Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан», содержащей информацию о порядке получения всех государственных и муниципальных услуг, что позволяет повысить прозрачность деятельности государственных органов;
проведение обучения по образовательным программам для уполномоченных сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за привлечение инвестиций, направленных на повышение их компетентности в области создания благоприятного инвестиционного климата в регионе;
создание Центра по повышению производительности труда;
разработка «сквозных» программ подготовки кадров по приоритетным специальностям;
содействие созданию альянсов и совместных предприятий в производстве, НИОКР, образовании и т. п. с лидирующими международными компаниями и организациями;
создание венчурного фонда и агентства творческих индустрий для их консультационной и грантовой поддержки на условиях встречного финансирования.
К числу лучших практик АНО «АСИ»[127] относит созданную в Республике Татарстан систему взаимоотношений инвесторов с энергоснабжающими организациями. Так, ускорение процедур подключения к электросетям обеспечивается применением прогрессивных технологических решений, в частности, благодаря разработке интерактивной карты загрузки центров питания и обеспечения информационного обмена между ОАО «Сетевая компания» и ОАО «Татэнергосбыт».
В соответствии с Инвестиционной стратегией Пензенской области[128] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
- выдача специальных сертификатов (Патронажного сертификата Губернатора Пензенской области) приоритетности рассмотрения просьб инвесторов;
- содействие в софинансировании строительства инфраструктуры до границ объекта;
- создание специализированной организации (ОАО «Поручитель») с целью содействия обеспечению равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитие в Пензенской области системы кредитования малого и среднего предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, развитие инфраструктуры финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в форме краткосрочных займов;
- учреждение специализированного финансового института поддержки инвестиционной деятельности - региональной лизинговой компании ЗАО «Лизинговая компания «МСП Пенза» (в рамках которого оказываются услуги лизинга производственного и технологического оборудования малым и средним предприятиям, представляющим неторговый сектор экономики, заинтересованным в создании новых или модернизации действующих производств, реализации инновационных, энергоэффективных и ресурсосберегающих проектов, а также проектов, направленных на импортозамещение и развитие экспорта несырьевой продукции);
- формирование центров регионального развития, определяемых Правительством Пензенской области как часть территории Пензенской области (сельский населенный пункт с численностью жителей не менее 500 и не более 10000 человек), и в рамках которых для их резидентов предусмотрен перечень механизмов поддержки (налоговые льготы, возмещение части процентной ставки по привлекаемым кредитам и др.).
К числу лучших практик АНО «АСИ»[129] относит созданную в Пензенской области инвестиционную инфраструктуру.
Процесс внедрения практики по созданию и развитию индустриальных парков на территории Пензенской области осуществляется с 2013 года. К началу 2015 года в трех муниципальных районах Пензенской области были созданы 3 индустриальных парка, на территории которых осуществляли свою деятельность 7 резидентов. Целью создания специализированных территорий — индустриальных парков предусматривается наличие всех требуемых инженерных коммуникаций, финансовых и налоговых преференций для резидентов и управляющей компании. Определена единая управляющая компания — ОАО «Корпорация развития Пензенской области».
При реализации проектов на площадках индустриальных парков намеренно не ограничивалась отраслевая специализация потенциальных резидентов: в связи с меняющейся экономической конъюнктурой в качестве потенциальных резидентов стали рассматриваться инвесторы широкого спектра отраслей, в том числе, пищевой промышленности, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства.
Строительство индустриальных парков в Пензенской области ведется за счет средств областного бюджета в рамках мероприятий Государственной программы Пензенской области «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014-2020 годы» и федерального бюджета в рамках мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Источниками дохода управляющей компании является плата за оказание правовых, консалтинговых, маркетинговых, информационных, логистических услуг резидентам индустриального парка. Индустриальные парки могут создаваться на арендованных участках, в т. ч. на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, а резиденты индустриальных парков имеют возможность заключать договор аренды земельных участков без торгов. После завершения строительства объектов земельный участок может быть выкуплен резидентом.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Ямало-Ненецкого автономного округа[130] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
предоставление права на применение пониженной ставки по налогу на имущество организаций (1,1%) предоставляется организациям, включенным в перечень организаций, осуществляющих реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Тюменской области[131] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
разработка отдельных долгосрочных инвестиционных стратегий развития наиболее развитых, а также приоритетных отраслей региона.
В Тюменской области среди лучших практик АНО «АСИ»[132] отмечает достижения в оптимизации процедуры постановки на кадастровый учет, благодаря хорошо налаженным взаимодействиям с кадастровыми инженерами области, организации мониторинга рынка кадастровых работ, по результатам которого выявляется средняя стоимость кадастровых работ на территории Тюменского кадастрового округа, а также удовлетворенность заявителей работами, проводимыми представителями кадастровых инженеров.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Ульяновской области[133] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
контроль (мониторинг) реализации Инвестиционной стратегии, ежегодная актуализация Инвестиционной стратегии и программы реализации Инвестиционной стратегии;
создание/развитие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, промышленных площадок, муниципальных промышленных парков, бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития), подбор вариантов по площадке в соответствии с техническими требованиями потенциального инвестора к площадке;
работа с инвестором после выхода на операционную стадию инвестиционного проекта, стимулирование реинвестирования/повторных инвестиций;
содействие в решении проблем жилья для сотрудников, созданных инвесторами производств;
облегчение доступа к сырью и материалам, облегчение доступа к комплектующим;
переподготовка кадров, высвобождаемых при прекращении проекта.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Хабаровского края[134] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
создание специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами – автономной некоммерческой организации «Агентство по привлечению инвестиций и развитию Хабаровского края»;
создание оператора по подготовке инвестиционных площадок и реализации комплексных проектов в целях развития инфраструктуры по таким приоритетным направлениям, как энергетика, жилищное строительство, промышленные парки, дорожное строительство;
формирование в рамках системы региональных органов исполнительной власти центра компетенций по организации, проектированию проектов государственно-частного партнерства, включая законодательное (юридическое) обеспечение, подготовку технико-экономических обоснований, обеспечение должной экспертизы в части технологических решений проектов, предназначенных для реализации в крае;
содействие развитию на территории края региональных подразделений общероссийских общественных объединений предпринимателей посредством вовлечения их в процедуру оценки регулирующего воздействия;
продвижение края как инвестиционно привлекательной территории путем разработки и системного продвижения бренда края с ежегодным планом коммуникаций.
В соответствии с Инвестиционной стратегией Томской области[135] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
– государственные программы Томской области;
– «дорожные карты» о сотрудничестве Томской области с вертикально-интегрированными российскими компаниями;
– План мероприятий («дорожная карта») «Улучшение позиции Томской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации на 2015 – 2017 годы»;
В соответствии с Инвестиционной стратегией Архангельской области[136]реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками:
реализация Инвестиционной стратегии осуществляется на принципах проектного управления;
оперативным механизмом реализации Инвестиционной стратегии является план мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии;
формирование на уровне муниципальных районов и городских округов Архангельской области системы муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности (муниципальная Инвестиционная стратегия, инвестиционный паспорт муниципального образования, регламент (порядок, положение) сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», стандарты качества предоставления муниципальных услуг).
В соответствии с Инвестиционной стратегией Челябинской области[137] реализуются следующие мероприятия, которые являются лучшими практиками: