И его общая характеристика 6 страница
--------------------------------
<1> Российская газета. 2003. 12 июля.
<2> Случаи обязательной государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом домовладельцев, определялись п. 10 Инструкции.
<3> Российская газета. 2007. 22 марта.
Рассмотренный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минюста от 14 февраля 2007 г. N 29 <1>, утвердившего Инструкцию об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества. Инструкция сохранила в основе принцип необязательности государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости, установив два исключения из него:
--------------------------------
<1> Гордеев Д.П. Подходы к регулированию содержания общего имущества в многоквартирном доме // Жилищное право. 2006. N 6. С. 18.
когда данный объект передается в пользование (например, в аренду) какому-либо лицу (лицам) или является предметом иных сделок, на основании которых право общей долевой собственности ограничивается (например, соглашения о сервитуте);
при возведении нового объекта недвижимости, на который у собственников помещений возникает право общей долевой собственности.
При таком подходе становится очевидным, что регистрационные органы не имеют полной информации об общем имуществе многоквартирных домов. Для решения проблемы определения состава общего имущества на страницах юридической литературы было высказано предложение об использовании сведений из ЕГРП "методом исключения". В соответствии с ним "помещения, которые названы в ст. 36 ЖК РФ, могут быть включены в состав общего имущества в многоквартирном доме только при отсутствии права собственности на такие помещения у отдельных конкретных лиц в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и федеральным законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1>. Применение такой методики позволяет решить задачу определения состава общего имущества многоквартирного дома лишь отчасти. Во-первых, в ЕГРП могут отсутствовать данные о правах на недвижимое имущество, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ. Во-вторых, общие помещения являются лишь одним из элементов в составе общего имущества наряду с крышами, несущими и ненесущими конструкциями, оборудованием и т.п., также нуждающимися в описании.
--------------------------------
<1> В юридической литературе и среди судей мнения по данному вопросу разделились. Одни считают, что для оформления права собственности необходимо только прохождение кадастрового учета (см., напр.: Свит Ю.П. Понятие и правовой режим общего имущества многоквартирного дома // Жилищное право. 2006. N 6. С. 2; Певницкий С.Г. Земельные участки под жилыми домами: проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики // Юрист. 2006. N 8. С. 51; Голосова С.А. О праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом // Юрист. 2008. N 4. С. 29; Беджаше Л.К. Практические проблемы применения норм о приобретении права общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом // Юридический мир. 2008. N 9. С. 40, 41; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2007 г. N Ф08-7441/07-2491А по делу N А53-4858/2007-С5-23 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А56-208/2006 // СПС "КонсультантПлюс"). По мнению других, порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков, включая издание ненормативного акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (см., напр.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 марта 2007 г. по делу N А28-4891/2006-178/4 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N Ф04-1251/2007(32286-А27-9) по делу N А27-11027/2006-1 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 октября 2007 г. по делу N А28-10947/2006-565/16 // СПС "КонсультантПлюс"; Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 декабря 2007 г. по делу N А28-2575/2007-44/24 // СПС "КонсультантПлюс"). Последний подход нашел отражение в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 2 июня 2008 г. N 03-05-04-02/36 // СПС "КонсультантПлюс".
Нечасто ЕГРП может стать источником сведений и о земельных участках, на которых расположены многоквартирные дома. Дело в том, что законодатель сделал исключение из общего правила, предусмотренного п. 2 ст. 8 ГК РФ, не связав возникновение права общей долевой собственности на земельный участок с моментом государственной регистрации. Часть 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает особый момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок. Право общей долевой собственности на земельные участки, в отношении которых произведен кадастровый учет до введения в действие ЖК РФ, возникает с 1 марта 2005 г. Право же общей долевой собственности на земельные участки, которые не были сформированы до введения в действие ЖК РФ, возникает с момента их формирования и проведения кадастрового учета <1>.
--------------------------------
<1> В налоговых целях Министерство финансов РФ считает, что "право собственности возникает с момента проведения кадастрового учета участка и отдельной государственной регистрации права собственности на участок или издания акта муниципальным органом не требуется" (письмо Минфина России от 17 мая 2006 г. N 03-06-02-02/65 "О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами" // СПС "КонсультантПлюс").
Следует отметить, что далеко не все земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, к настоящему моменту сформированы и поставлены на кадастровый учет. Причинами такого положения дел являются отсутствие инициативы со стороны собственников помещений в многоквартирном доме, нежелание нести расходы, связанные с формированием земельного участка, нежелание становиться плательщиками земельного налога <1>. Таким образом, сведения, содержащиеся в ЕГРП, в настоящее время не являются полноценным источником для целей определения состава общего имущества.
--------------------------------
<1> Письмо Минрегиона России от 4 апреля 2007 г. N 6037-РМ/07 "Об определении перечня общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме" // СПС "КонсультантПлюс".
Другим источником сведений о состоянии и составе общего имущества по смыслу п. 24 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома является техническая документация на дом, включающая прежде всего документы технического учета. Технический учет как составная часть государственного учета предусмотрен п. 4, 5 ст. 19 ЖК РФ только для жилищного фонда. Общее имущество многоквартирного дома как объект технического учета также упоминается в действующем законодательстве, однако его проведение поставлено в зависимость от утверждения формы документа технического учета такого имущества <1>. Утверждение данной формы наряду с порядком определения состава общего имущества многоквартирного дома поручено Министерству экономического развития и торговли РФ в срок до 1 октября 2006 г. <2>, однако до сих пор названные акты не приняты.
--------------------------------
<1> Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.
<2> Приложение 12 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37 (в ред. от 4 сентября 2000 г.) // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1998. N 12; 1999. N 1 - 3; Бюллетень строительной техники. 2000. N 12.
В этих условиях основой для определения состава общего имущества многоквартирного дома становятся данные государственного технического учета и инвентаризации жилищного фонда. Так, технический паспорт здания содержит следующие сведения, необходимые для определения состава общего имущества многоквартирного дома: строительный объем здания; число лестниц, их уборочная площадь; уборочная площадь коридоров и мест общего пользования; площадь здания (с лоджиями, балконами, шкафами, коридорами и лестничными клетками); общая площадь квартир; физический износ здания; описание конструктивных элементов здания: фундамента, капитальных стен, перегородок, перекрытий, крыши, внутреннего сантехнического и электротехнического оборудования, крылец и прочих элементов <1>. Несмотря на то, что входящие в состав общего имущества трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются, а площади подполья для проветривания здания, возведенного на вечно мерзлых грунтах, чердака, технического подполья (технического чердака), внеквартирных коммуникаций, а также тамбуров лестничных клеток, лифтовых и других шахт, портиков, крылец, наружных открытых лестниц в общую площадь здания не включаются <2>, документы технического учета здания являются важнейшим источником сведений об общем имуществе многоквартирного дома. Однако этими документами собственники помещений в многоквартирном доме, как правило, не располагают, имея в своем распоряжении только технические паспорта квартир. Хранение учетно-технической документации на объекты жилищного фонда осуществляется в архиве Бюро технической инвентаризации <3>. В соответствии с п. 15 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства <4> органы по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства по их заявлениям. Вместе с тем круг заявителей Положением ограничен и включает в себя собственников, владельцев (балансодержателей) и их доверенных лиц; наследников по закону и завещанию; правоохранительные органы и суды; органы государственной власти и местного самоуправления; налоговые органы; органы государственной статистики; учреждения юстиции, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственники помещений в многоквартирном доме, обратившиеся с запросом сведений (документов) обо всем здании, несмотря на наличие доли в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, как правило, получали отказ.
--------------------------------
<1> Пункты 3.16 и 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации.
<2> Пункт 14 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 30 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787; 2009. N 19. Ст. 2345; п. 8.1 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации.
<3> Утв. Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (в ред. от 21 августа 2010 г.) // СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4901; 2010. N 35. Ст. 4576.
<4> В ред. от 1 июля 2011 г. // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017; 2011. N 27. Ст. 3880.
С переходом к системе кадастрового учета объектов капитального строительства и введением в действие всех положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1> обозначенные проблемы отчасти отпали. Согласно ст. 14 Закона сведения государственного кадастра недвижимости носят открытый характер и предоставляются по запросам любых лиц в нескольких формах. Наибольший интерес для целей определения состава общего имущества многоквартирного дома представляет получение сведений из государственного кадастра недвижимости в виде копий документов - оснований кадастрового учета, среди которых технический план (паспорт) здания. Однако реализация предоставленных законом возможностей не гарантирует собственникам получение необходимой информации. В частности, техническая документация на многоквартирный дом - новостройку может просто отсутствовать. Дело в том, что в соответствии с п. 8 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства первичный государственный технический учет многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений осуществляется по выбору заявителя: 1) по результатам первичной технической инвентаризации; 2) без проведения первичной технической инвентаризации. Во втором случае в целях осуществления технического учета многоквартирного дома и помещений в нем заявитель предоставляет копию разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию и поэтажный план многоквартирного дома. В результате осуществления учета организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта расположенных в многоквартирном доме помещений. Таким образом, рассмотренный вариант, безусловно, экономически более привлекательный для застройщика, не предполагает оформление кадастрового (технического) паспорта на здание в целом.
--------------------------------
<1> Правило о возможности предоставления копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию вместо технического плана данного объекта применяется при условии, если такое разрешение выдано после дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 7 ст. 47).
Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает обязательность постановки на кадастровый учет здания для осуществления учета помещений, расположенных в нем (ч. 4 ст. 25). Однако такой учет может осуществляться на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию <1> или технического плана здания, составленного по данным декларации, заполненной и заверенной правообладателем (ч. 1 ст. 22, ч. 8 ст. 41 Закона). Такие документы - основания кадастрового учета не являются источниками, содержащими полную информацию, необходимую для определения собственниками помещений состава общего имущества многоквартирного дома.
--------------------------------
<1> О финансовом обеспечении работ, связанных с формированием комплексов недвижимого имущества в многоквартирных домах, и обучения граждан, участвующих в управлении многоквартирными домами: Постановление Правительства г. Москвы от 4 июля 2006 г. N 464-ПП (в ред. от 12 мая 2009 г.) // Вестник Мэра и Правительства г. Москвы. 2006. 19 июля N 41; URL: http://www.moscowlaws.ru/index.php?ids=48244 (дата обращения: 10.03.2011).
Кроме того, не исключена ситуация намеренного сокращения перечня элементов общего имущества многоквартирного дома самими собственниками с целью минимизации своих расходов на его содержание и ремонт.
В ряде субъектов РФ и муниципальных образований бремя определения состава общего имущества в многоквартирных домах взяли на себя органы власти. Так, управы районов города Москвы выполняют функции государственного заказчика на организацию и проведение следующих видов работ: получение исходной технической документации; подготовку заключений проектно-изыскательских организаций о техническом назначении помещений в случае возникновения разногласий о статусе помещения общего имущества и по вопросу отнесения того или иного помещения в состав общего имущества многоквартирного дома; формирование перечня помещений общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; внесение сведений о данном перечне в технические паспорта на здания, домовладения и экспликации. Финансирование указанных мероприятий производится за счет средств бюджета г. Москвы, предусмотренных префектурам административных округов г. Москвы <1>. Функция подготовки описаний состава общего имущества в многоквартирных домах возложена на инженерные службы районов <2>.
--------------------------------
<1> Пункт 3.1.5 Постановления Правительства г. Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (в ред. от 8 декабря 2009 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2007. 24 мая. N 29; URL: http://www.moscowlaws.ru/index.php?ids=48546 (дата обращения: 10.03.2011).
<2> Пункты 1.2.2, 3.1 Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Кемерово, утв. Постановлением администрации г. Кемерово от 1 ноября 2007 г. N 154 "О формировании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Кемерово" (в ред. от 24 августа 2010 г.) // Кемерово. 2007. 16 нояб.; 2010. 27 авг. (прил. "Официально"); п. 3.1 Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Березовском, утв. Постановлением главы г. Березовского от 21 января 2008 г. N 4 "О формировании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Березовском" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СПС "КонсультантПлюс"; п. 1.2.2, 3.1 Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Киселевске, утв. Постановлением администрации г. Киселевска от 29 декабря 2007 г. N 99 "О формировании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Киселевске" (в ред. от 27 января 2009 г.) // Киселевск официальный. 2008. 22 февр.; 2009. 6 февр.; п. 1.2.2, 3.1 Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Ленинск-Кузнецком, утв. Постановлением администрации г. Ленинск-Кузнецкого от 28 февраля 2008 г. N 271 "Об утверждении Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Ленинск-Кузнецком" // СПС "КонсультантПлюс"; п. 1.2.2, 3.1 Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Юрге, утв. Постановлением главы г. Юрги от 9 сентября 2008 г. N 1478 "О формировании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья на территории муниципального образования "Юргинский городской округ" // Вестник. 2008. 22 сент. N 30 - 32, прил. к газ. "Юргинский резонанс"; п. 1.2.2, 3.1 Положения о порядке предоставления мер муниципальной поддержки товариществам собственников жилья в городе Осинники, утв. Постановлением главы г. Осинники от 3 декабря 2007 г. N 1006-п "О формировании благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в городе Осинники" // Время и жизнь. 2008. 24 янв.
В городах Кемеровской области помощь органов местного самоуправления в определении состава и технического состояния общего имущества многоквартирного дома адресована исключительно действующим на территории соответствующего муниципального образования ТСЖ <1>.
--------------------------------
<1> Борзенкова Т.А. Правовая формализация управления многоквартирным домом // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 9. С. 25.
Таким образом, реализовать идею законодателя относительно определения состава общего имущества многоквартирного дома самими собственниками на практике оказывается затруднительно. Выходом из сложившейся ситуации может стать диспозитивное правило о возможности предусмотреть в договоре, что по поручению заказчика управляющий определяет состав общего имущества и согласовывает его с заказчиком. Такое решение, по мнению автора, соответствует идее профессионального управления жилой недвижимостью.
2.2.3. Цена договора управления многоквартирным домом
Нормы ЖК РФ, устанавливая возмездность договора управления многоквартирным домом, не позволяют однозначно определить состав цены. Анализ иных положений жилищного законодательства позволил сделать вывод об отсутствии единообразия при решении данного вопроса. Так, пункт 42 Постановления Правительства от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" содержит формулу для расчета размера обеспечения исполнения обязательств управляющей организации, из содержания которой видно, что цена договора управления многоквартирным домом складывается из двух основных составляющих: 1) платы за содержание и ремонт жилого помещения; 2) платы за коммунальные услуги. Структура платы за содержание и ремонт жилого помещения определена в ст. 154 ЖК РФ различно в зависимости от субъекта, обязанного ее вносить. Собственник жилого помещения обязан вносить плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в соответствии с данным подходом цена договора управления многоквартирным домом включает три составляющие: плату за услуги и работы по управлению (вознаграждение управляющему); плату за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома; плату за коммунальные услуги.
Другой подход демонстрирует п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с ним плата за коммунальные услуги не входит в состав цены договора управления.
В юридической литературе вопрос о цене договора управления многоквартирным домом практически не исследован. Т.А. Борзенкова считает, что "его [договора управления многоквартирным домом] цена выражается в вознаграждении, которое управляющая организация получает за оказание услуг и выполнение работ" <1>. Однако из данного высказывания неясно, в каком значении автор использовал термин "вознаграждение": в узком - как плату за услуги и работы по управлению или в широком - как собирательное понятие, обозначающее всю совокупность платежей по данному договору. Последний подход иногда встречается в законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 897 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором хранения, "расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение".
--------------------------------
<1> Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1994. С. 235.
Рассмотрим, как определяют нормы гражданского законодательства условие о цене других поименованных договоров. Так, пункт 2 ст. 709 ГК РФ устанавливает, что "цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение". Согласно ст. 1001 ГК РФ комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. Статья 1023 ГК РФ предусматривает, что "доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества". Таким образом, традиционным является включение в состав цены договоров о выполнении работ и оказании услуг двух составляющих: вознаграждения и издержек (расходов).
Издержки - это "израсходованная на что-нибудь сумма, затраты" <1>. В исследованиях отдельных договорных обязательств к издержкам обычно относят расходы "по переезду к месту совершения сделки, по погрузке имущества, его транспортировке" <2>, "на оплату услуг банков-корреспондентов, уплату административных сборов" <3> и др., т.е. расходы, связанные с исполнением обязательства.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина) (том 2) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт-Издат, 2006 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2002. С. 750.
<2> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 599.
<3> СПС "КонсультантПлюс".
Как правило, управляющая организация не имеет собственных мощностей для производства коммунальных ресурсов и заключает договоры на их предоставление с ресурсоснабжающими организациями. Платежи за коммунальные услуги для управляющей организации не могут рассматриваться в качестве платы за исполнение обязанностей (вознаграждения) управляющей организации по договору, поскольку она данные услуги не оказывает.
Отсутствует единообразие в оценке платежей за коммунальные услуги, поступающих от жильцов на расчетный счет управляющей организации, в целях налогообложения. Так, Минфин России в письме от 14 ноября 2005 г. N 03-11-05/100 <1> указал: "Учитывая, что реализацию коммунальных услуг осуществляют коммунальные организации, управляющая организация, принимающая на основании заключенного договора технического обслуживания жилого дома на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги, не учитывает вышеназванные платежи при исчислении налоговой базы по единому налогу в качестве доходов" <2>. Аналогичную позицию заняли суды при определении базы для начисления налога на добавленную стоимость. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа, рассмотрев материалы дела, признал, что общество осуществляло услуги управления жилищным фондом, которые в целях обеспечения населения коммунальными услугами включали в себя заключение хозяйственных договоров с производителями этих услуг, оплату этих услуг за счет средств, собранных с населения, и бюджетных средств. Поскольку общество не является производителем коммунальных услуг, арбитражный суд сделал вывод о том, что по таким услугам у общества не возникает объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость <3>. По другому делу аналогичное решение суд аргументировал следующим образом: "...потребителем коммунальных услуг является население, фактически данные услуги оказываются организациями, с которым обществом заключены соответствующие договоры, налогоплательщик согласно штатному расписанию и бухгалтерскому учету не располагает собственным персоналом и основными средствами, необходимыми для оказания соответствующих жилищно-коммунальных услуг.
--------------------------------
<1> Такую же позицию занял Минфин России и в другом письме, обосновав ее посредническим характером деятельности по управлению многоквартирным домом (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. N 03-11-06/2/77 // СПС "КонсультантПлюс").
<2> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2007 г. N А33-14256/06-Ф02-3481/07 // СПС "КонсультантПлюс". См. также: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2007 г. N А33-14258/06-Ф02-1750/07 // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. N А33-17576/06-Ф02-1657/07 по делу N А33-17576/06 // СПС "КонсультантПлюс".
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно признал, что в соответствии с муниципальным контрактом общество осуществляло услуги управления жилищным фондом, которые в целях обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами включали в себя заключение хозяйственных договоров с производителями этих услуг, оплату этих услуг за счет средств, собранных с населения, и бюджетных средств. Оплата услуг по управлению жилищным фондом производилась в соответствии с условиями муниципального контракта и не включала в себя денежные средства, полученные от населения за жилищно-коммунальные услуги, оказанные сторонними организациями" <1> (выделено мной. - Л.Ю.).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 21 июня 2011 г.) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; Российская газета. 2011. 22 июня.