Издержки в долгосрочном периоде
Теперь соотношение между выпуском продукции и используемыми ресурсами изучим в долгосрочном периоде, в котором менеджеры могут увеличить объем производства продукции, изменяя все факторы. То есть они могут изменить масштаб предприятия.
Поскольку при этом меняется величина постоянных издержек, то фирма как бы «переходит» на новую кривую средних издержек (AC). На рисунке 3.5 показаны несколько вариантов кривых краткосрочных средних издержек фирмы, которые соответствуют разным объемам производства и разному действию эффекта масштаба.
Дуга, которая огибает кривые средних издержек в краткосрочном периоде при разных масштабах производства, представляет собой кривую долгосрочных средних издержек LAC (рис.23.).
Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности — увеличивать или уменьшать производственные мощности в связи с изменением ситуации на рынке.
Рис.23.Средние издержки фирмы в кратко- и долгосрочном периодах
Форму кривой долгосрочных средних издержек экономисты связывают с эффектом масштаба производства, который позволяет нивелировать действие закона убывающей предельной доходности. Различают постоянный, положительный и отрицательный эффект масштаба производства.
Постоянный эффектмасштаба возникает в том случае, если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов вызовет точно такое же увеличение объема выпускаемой продукции. В результате этого при увеличении размеров фирмы средние издержки не изменяются.
Положительный эффектмасштаба возникает в том случае, если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов вызовет большее увеличение объема выпускаемой продукции. Этому способствуют специализация в производстве и управлении, применение высокопроизводительного и дорогостоящего оборудования, комбинирование производства и др. В результате этого при увеличении размеров фирмы средние издержки уменьшаются.
Отрицательный эффектмасштаба возникает в том случае, если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов вызовет меньшее увеличение объема выпускаемой продукции. Это связано с нарушениями процесса управления в слишком крупной фирме: затруднение контроля за реализацией решений; рост издержек на передачу и обработку информации, возникновение локальных интересов и т.д. В результате этого при увеличении размеров фирмы средние издержки возрастают.
Смена положительного эффекта масштаба производства отрицательным определяет минимально эффективный масштаб, при котором фирма минимизирует долгосрочные средние издержки (рисунок 3.5). Это объем производства Q2, который соответствует оптимальному размеру предприятия.
Расширение объемов производства сверх Q2 приведет к росту издержек. Поэтому при увеличении рыночного спроса целесообразно создать новое предприятие, а не расширять действующее.
Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности — увеличивать или уменьшать производственные мощности в связи с изменением ситуации на рынке.
Тема 8. ПРОИЗВОДСТВО И ЦЕНОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1. Условия максимизации прибыли фирмой
2. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде и ее равновесие.
3. Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.