Методические рекомендации по решению отдельных задач

Домашняя самостоятельная работа по общей теории статистики имеет для заочной подготовки студентов большое значение. Она содержит необходимый минимум упражнений, выполняя которые, студент закрепляет знания теоретических положений курса, осваивает методологию расчета статистических показателей. При обработке и анализе статистических данных студент познает условия применения математических методов и одновременно приобретает практические навыки по квалифицированному изложению в таблицах и на графиках результатов экономических разработок.

Работу целесообразно выполнять по мере изучения соответствующих разделов учебника. Необходимо также ознакомиться с изложенными ниже методическими указаниями по решению задач (по отдельным темам курса).

К задаче № 1

(Сводка и группировка статистических материалов)

Сводка и группировка - это важное звено в статистическом исследовании. Можно располагать прекрасным статистическим материалом, но испортить его неумелой сводкой. При группировке с равными интервалами (h) применяется формула:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru ,

где h – величина (размер) интервала, или размах интервала, или шаг;

Xmax – максимальное значение группировочного признака;

Xmin – минимальное значение группировочного признака.

Необходимо учесть, что в задаче №1 контрольной работы часто допускаются ошибки при построении рядов распределения и статистических таблиц. Эти вопросы изложены в учебнике по общей теории статистики в главе «Сводка и группировка статистических материалов. Статистические таблицы».

К задаче № 2

(Абсолютные и относительные показатели)

При выполнении данной задачи рекомендуется уделить внимание принципам выбора конкретной формы статистических показателей в зависимости от имеющихся данных и поставленной задачи.

Выделяют следующие основные виды относительных статистических показателей (величин).

1.Относительный показатель динамики (ОПД):

ОПД = _________Текущий уровень______________ .

Предшествующий или базисный уровень.

2.Относительные показатели плана и реализации плана (ОПП и ОПРП):

ОПП = Уровень, планируемый на (i+l)-й период ;

Уровень, достигнутый в i-м периоде

ОПРП = Уровень, достигнутый в (i+1)-й период _ .

Уровень, планированный на (i+1)-й период

Между относительными показателями плана, реализации плана и динамики существует взаимосвязь: ОПП х ОПРП = ОПД.

3. Относительный показатель структуры (ОПС):

ОПС = Показатель, характеризующий часть совокупности .

Показатель по всей совокупности в целом

4. Относительный показатель координации (ОПК):

ОПК = Показатель, характеризующий 1-ю часть совокупности .

Показатель, характеризующий часть совокупности,

выбранную в качестве базы сравнения

5. Относительный показатель интенсивности (ОПИ):

ОПИ = Показатель, характеризующий явление А .

Показатель, характеризующий среду распространения

явления А

К задаче № 3

(Средние величины)

Средние величины широко применяются для характеристики статистических совокупностей по варьирующим признакам. В задаче следует обратить внимание на оформление общего объема признака. В некоторых задачах содержатся открытые интервальные варианты, у которых верхняя или нижняя границы точно не определены и сама граница остается открытой. В этих случаях предварительно требуется перейти к закрытым интервалам.

К задаче № 4

(Ряды динамики)

В теме излагается методология изучения развития социально-экономических явлений во времени. Эта тема имеет актуальное значение в связи со стратегическим курсом ускорения во времени социально-экономического развития нашей страны.

При выполнении контрольной работы необходимо уяснить познавательное значение и условия применения показателей, характеризующих изменения уровней ряда динамики (у) абсолютный прирост (∆у), темп роста (Тр) и темп прироста (∆Т) и др.

Студентами допускаются ошибки при определении среднего уровня ряда динамики. Надо уяснить, что в интервальных рядах динамики (с равными интервалами) средний уровень определяется по формуле:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru

В моментных рядах динамики (с равноотстоящими датами времени) средний уровень определяется по формуле:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru .

При определении среднего (среднегодового) темпа роста по абсолютным уровням ряда используется формула:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru ,

где уn – конечный уровень ряда;

y0 – базисный уровень ряда;

m – число субпериодов в изучаемом ряду динамики.

Для определения среднего (среднегодового) абсолютного прироста ( Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru ) по цепным (погодовым) приростам ( Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru ) используется формула:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru ,

где n – число цепных (погодовых) абсолютных приростов.

Средний (среднегодовой) абсолютный прирост можно определить и по абсолютным уровням ряда динамики:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru ,

где уn – конечный уровень ряда динамики;

y0 – базисный уровень ряда динамики;

m – число субпериодов в изучаемом интервале времени.

К задаче № 5

(Индексы)

При решении задач данного типа необходимо, прежде всего, уяснить особенности применения индексного метода в статистике. После ознакомления с сущностью индексного метода и сферой его применения, надо изучить конкретные виды и формы индексов.

Ошибки в решении задач № 5 допускаются, как правило, из-за недостаточного изучения по учебнику тем «Индексы» и «Абсолютные и относительные величины».

Часто в задачах о выпуске продукции в денежном выражении данные об объеме выпуска отчетного периода в фактических ценах (q1p1) ошибочно принимаются за физический объем продукции в натуральных (физических) измерителях (q1 ).

При вычислении общего индекса цен по формуле средней гармонической Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru важно правильно определить индивидуальные индексы Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru .

Например, если цена на товар А повышена в отчетном периоде (р1) по сравнению с базисным (р0) на 3%, то индивидуальный индекс вычисляется так:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru = (100 + 3) / 100 = 1,03.

При определении индексов полезно использовать систему взаимосвязанных индексов товарооборота:

Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru .

На основе этой системы по двум известным индексам определяется значение третьего неизвестного индекса.

Например, по данным о росте в отчетном периоде (по сравнению с базисным) товарооборота в фактических ценах на 9% и снижении цен на 3% можно вычислить индекс физического объема товарооборота:

Iq = Iqp Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru Ip = 1,09 Методические рекомендации по решению отдельных задач - student2.ru 0,97 = 1,1236 или 112,4%.

Наши рекомендации