Рынки не обязательно распределяют доход по принципу социальной
Справедливости и равенства. Рыночная экономика может приводить
К появлению неприемлемо высокого уровня неравенства по доходам
и потреблению80.
Справедливо, что на доход, получаемый каждым индивиду-
умом, влияет множество факторов, включающих приложенные
усилия, занимаемую должность, образование, наследство, фактор-
ные цены, умение оказаться в нужное время в нужном месте и др.
В результате распределение дохода может быть несправедливым.
Это происходит не потому, что рынок неправильно работает. Ры-
ночный механизм выполняет свои функции: производит обмен
товаров на деньги. Даже наиболее эффективные рыночные сис-
темы могут приводить к большому неравенству.
Когда в стране происходит переход к жесткой рыночной системе
и государство проводит политику невмешательства, происходит
расслоение общества, появляется круг очень богатых и сверхобес-
печенных людей, и в то же время уменьшаются трудовые доходы
людей с низкой квалификацией и образованием. В стране стано-
вится больше бездомных, увеличивается число семей, живущих
за чертой бедности. Неравенство в получении доходов может быть неприемлемо с
политической или этической точки зрения. Государство не счита-
ет, что все происходящее на конкурентных рынках является спра-
ведливым, поскольку люди могут изучить распределение доходов
и посчитать его несправедливым. Так как государство принима-
ет активное участие в экономической деятельности, оно может
предпринять ряд шагов для внесения изменений в распределение
доходов.
1. Вопервых, государство может ввести прогрессивное нало-
гообложение, облагая высокий доход в большей степени, чем
низкий.
2. Когда низкие налоговые ставки не позволяют оказать по-
мощь людям, либо не имеющим дохода (инвалиды с детства),
либо имеющим низкий доход по объективным причинам (низ-
кая квалификация, отсутствие страхового стажа: многодетные,
жены военных), используются трансфертные платежи, т.е. без-
возмездные денежные выплаты. Такие платежи включают по-
мощь старикам, инвалидам, людям с детьми на иждивении,
участникам военных действий, пособия по безработице для
тех, кто потерял заработок.
3. Иногда государство субсидирует потребление в группах с низ-
ким доходом, обеспечивая дотации на питание, медицинское
обслуживание и предоставляя недорогое жилье или ипотеку.
Экономическая наука не дает ответа на вопрос, как и в каких
объемах нужно в точности производить перераспределение ры-
ночного дохода в пользу малоимущих слоев общества. Это скорее
политический вопрос, и ответить на него должно само общество.
Экономическая теория способна лишь анализировать затраты и
выгоды различных систем перераспределения и помочь в создании
более эффективных программ.
Проблема в том, что иногда приходится осуществлять выбор из
таких систем, ни одна из которых не доминирует исходя из при-
нципа Парето. При этом экономистами используются три функ-
ции: утилитаристская, роулсианская и изоэластичная81.
Утилитаристский подход утверждает, что налоговая система
должна быть ориентирована на максимизацию суммарной по-
лезности. Согласно ему налог должен обеспечивать ситуацию,
когда потеря полезности от одного доллара дохода будет для всех
одинакова. Считается, что такой подход дает основания для про-
грессивного налогообложения и является основой для горизон- тального равенства82. Роулсианская точка зрения исходит из того,
Что налоговая система должна быть направлена на максимизацию
благосостояния индивидуума, находящегося в наихудшем положе-
Нии83. Речь идет о вертикальном равенстве.
Принцип вертикального равенства касается налогового подхо-
Да к людям с разными уровнями доходов; он утверждает, что