Порядковый(ординалистский) подход в теории потребления. Определение равновесия потребителя
При данном подходе главное-не полезность, а упорядочение различных товарных наборов с точки зрения их предпочтительности.
Основные аксиомы:
Основные аксиомы:
1. Полное упорядочивание предпочтений. Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы потребляемых товаров и услуг в каждый конкретный момент времени, т.е. предпочтения уже сформированы.
2. Транзитивность предпочтений. Означает, что все предпочтения согласованны и есть возможность присвоить полезности этих товаров численные значения.
3. Аксиома ненасыщения. Т.е. полное насыщение исключается.
4. Независимость потребителя, т.е. отсутствие внешних эффектов
Объяснение рисунка ниже:
В соответствии с третьей аксиомой, все точки из III будут предпочтительны относительно набора А. С другой стороны, все точки из I будут более предпочтительны, следовательно равноценные наборы для точки А будут находится во II & IV квадрантах. Это точки C & F. Образуется линия равной полезности (кривая безразличия). Это линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично какую из них выбрать. Кривая безразличия графически отображает систему предпочтений покупателя, складывающихся на определенный момент. Две кривые безразличия не могут иметь общих точек, т.к. набор товаров не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.
Карта безразличия:
С изменением благосостояния кривая безразличия может сдвигаться в ту или иную сторону. Каждая следующая кривая, проходящая дальше от начала координат предполагает относительно большую величину полезности. В результате образуется семейство кривых безразличия, или карта безразличия. Это множество кривых безразличия соответствует всем возможным уровням полезности для данного потребителя.
Предельная норма замещения. Норма замены товаром Х есть то количество товара У, которое потребитель согласен уступить в обмен на увеличение количества товара Х на 1 единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворенности оставался неизменным.
Абсолютное значение наклона в различных точках кривой, т.е. угловой коэффициент наклона касательной к кривой безразличия в определенной точке кривой, выражает предельную норму замещения.
-= IV =-
Индивидуальный выбор потребителей зависит от 2х обстоятельств:
1. Желание (это отражает кривая безразличия)
2. Финансовые возможности.
Предполагается, что I – это сумма средств или доход потребителей, который может быть израсходован:
I=pxX+pyY, px,py – цены на блага; x,y – количество благ.
Тогда: I-pxX=pyY – бюджет, ограничивающий потребителя. Это означает, что на один из товаров может быть израсходован лишь свободный остаток денежных средств:
Здесь: I=const. px,py – угловой коэффициент прямой расходов, который изменяет наклон этой кривой к оси абсцисс. Функциональную связь отражает прямая линия с отрицательным наклоном. Это и есть бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии:
Y=ax+b
N,L,P – предпочтительны для потребителей, но они не достижимы.
C,D – достижимы, но менее предпочтительны, т.к. будет образовываться экономия, нерационально тратим доход.
Бюджетная линия – геометрическое место точек, характеризующее все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при данных ценах на товар x & y.
Оптимум Потребителя. Потребитель стремится при заданном ограниченном бюджете в максимальной степени удовлетворить потребности. При этом предполагается, что весь доход расходуется – нет сбережений. Тогда точка выбора будет находится на кривой безразличия и на бюджетной линии одновременно.
В точке равновесия наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия, следовательно, точка E – точка оптимума потребителя. Предельная норма замещения в точке E – отражает соотношение, в котором потребитель готов обменять товар y за 1 дополнительную единицу товара х.