Инвестиционные приоритеты инфраструктурных отраслей.

К инфраструктурным приоритетам относятся приоритеты в отраслях, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики, сферы услуг и жизнедеятельность населения, развитие которых призвано способствовать возникновению синергетических региональных эффектов в результате локализации объектов (в том числе, производств), совместно использующих различные компоненты инфраструктурного каркаса территории.

Электроэнергетика

Важной целью развития электроэнергетики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального соотношения усилий по наращиванию энергетического потенциала и снижения потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.

Основными приоритетами привлечения инвестиций в электроэнергетике будут являться:

- обеспечение своевременного присоединения растущих электрических нагрузок потребителей нефтегазового комплекса, городов и населенных пунктов и объектов инфраструктуры;

- расширение и перевооружение крупных существующих электростанций, строительство новых базовых электростанций в дефицитных энергорайонах и перевод на централизованное электроснабжение большей части населенных пунктов автономного округа;

- развитие возобновляемых источников энергии, включая освоение ветроэнергетического потенциала, геотермальной энергетики, применение отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности и др.

Главной целью развития электросетевого комплекса автономного округа в составе магистральных и распределительных электрических сетей, прежде всего напряжением 110, 220 и 500 кВ, на перспективу до 2030 года, является обеспечение своевременного присоединения растущих электрических нагрузок потребителей. Для территорий автономного округа, где по экономическим соображениям нерационально строительство крупных электростанций и линий электропередач, приоритетным является внедрение инновационных технологий производства электроэнергии на основе ветрогенерации и биотоплива, а также с использованием сжиженного природного и попутного нефтяного газа.

Поэтапная реализация приоритетных направлений развития электроэнергетики позволит стабилизировать обеспечение электропотребителей округа и сократить себестоимость электроэнергии, снизить тарифы для предприятий и населения, будет способствовать развитию производственной инфраструктуры.

Особое внимание необходимо уделить развитию возобновляемых источников энергетики (ВИЭ) на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. В качестве вариантов использования ВИЭ уместно рассматривать гибридные электростанции, что позволит снизить зависимость от природных условий и обеспечить бесперебойную работу энергоустановки. Оптимальным вариантом сочетания является комбинирование установки на возобновляемых источниках энергии и дизельного генератора.

Повышение инвестиционной привлекательности автономного округа в части ВИЭ будет достигаться за счет реализации инвестиционных проектов по их развитию, включая: освоение ветроэнергетического потенциала автономного округа, развитие геотермальной энергетики для автономного теплоснабжения п. Нижнесортымский Сургутского района; применения отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности в качестве ВИЭ в системах отопления п. Барсово Сургутского района; использование низкопотенциального тепла и строительство тепловых насосных установок для автономного теплоснабжения п. Нижнесортымский Сургутского района.

В рамках данного направления намечена также реализация ряда инвестиционных проектов в традиционной энергетике:

- модернизация блоков ПГУ на Няганской ГРЭС с увеличением установленной мощности в целом по станции на 51,2 МВт (25,8 МВт на блоке N 2 в 2016 г., 25,4 МВт на блоке N 3 в 2017 г.);

- расширение и перевооружение Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС-1,2;

- строительство сети электроснабжения зеленой зоны 10-0,4 кВ, КТП-10/0,4 кВ г Югорск, г. Нягань и др. (период реализации 2013-2017 гг.), проектной стоимостью 302,8 млн. руб. и др.

- строительство ВЛ-110 кВ на ПС 110/35/6 кВ «Среднеугутская-2», Киняминская-2», подстанции Приобского месторождения;

- реконструкция ПС 110/35/6 кВ Истоминская с заменой силовых трансформаторов 2 x 25 МВА на 2 x 40 МВА;

- реконструкция ПС 110/35/6 кВ «Мортымья» с увеличением трансформаторной мощности на 2 x 25 МВА;

- реконструкция ПС 110/10 кВ Обская. Замена силового трансформатора 25 МВА на 40 МВА - 2 шт и другие объекты.

Повышение инвестиционной привлекательности автономного округа также будет достигаться за счет строительства сети электроснабжения ВЛ 10-0,4 кВ в п. Саранпауль с ТП 10/0,4 кВ (2 этап); сети электроснабжения 0,4 и 6-20 кВ для технологического присоединения потребителей Березовского района; развития энергосбережения и повышения энергоэффективности; внедрения когенерационных газотурбинных установок, обеспечивающих переработку и утилизацию попутного нефтяного газа в целях выработки электрической и тепловой энергии; модернизации и реконструкции сетей теплоснабжения, газоснабжения и электроснабжения на объектах коммунальной инфраструктуры; строительства котельных с использованием энергоэффективного оборудования и др.

В целях развития импортозамещения целесообразно рассмотреть возможности осуществления проектов по созданию комплекса альтернативной электроэнергетики (включая производство соответствующего оборудования) на основе процессов пиролиза и газификации: создание производства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для производства пиролизных котлов (двухкамерных) с привлечением частных инвестиций с последующим развитием предприятия под изготовление оборудования для газификации, и изготовления всего комплекса получения альтернативной энергии. Данное оборудование в виде продукции будет востребовано не только в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, но и в соседних регионах.

Приоритетным механизмом для развития объектов энергетической инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в прогнозный период будет являться государственно-частное партнерство, в рамках которого может быть осуществлено привлечение средств федерального бюджета, институтов развития и внебюджетных источников для финансирования проектов ГЧП с разработкой механизмов реализации проектов, включая методическое сопровождение указанной деятельности в муниципальных образованиях.

Суммарный объем инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов в электроэнергетики, составляет более 30,3 млрд. рублей, из которых 15,2 млрд. планируется привлечь за счет средств бюджета автономного округа.

Транспортный комплекс

Устойчивое развитие транспортного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры во многом является базовым условием для дальнейшего социально-экономического развития региона, обеспечивающего создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

Важное значение в рамках развития транспортной инфраструктуры автономного округа имеет реализация мероприятий, связанных с обеспечением мобильности населения региона путем строительства новых и расширения пропускной способности существующих автомобильных дорог внутри и между агломерациями автономного округа, в том числе за счет повышения категорий существующих автомобильных дорог, относящихся к промысловым и межпромысловым. Инновации в транспортной инфраструктуре будут связаны с применением новых видов материалов и конструкций, в том числе композитных материалов, изделий и конструкций, обладающих особыми эксплуатационными характеристиками (высокая прочность, коррозийная стойкость, гидрофобность, легкость, тепло - и огнестойкость, устойчивость к агрессивным средам, звукопоглощение), которые определяют возможность применения таких материалов практически во всех отраслях экономики.

Важную роль в развитии транспортного комплекса буду играть крупные инвестиционные проекты, предусматривающие сооружение и реконструкцию объектов капитального строительства транспортной системы, автомобильных дорог, железнодорожных путей, авиационной инфраструктуры, к числу которых относятся:

- строительство железной дороги Ханты-Мансийск - Салым (207 км) (период реализации 2020-2025 гг.), проектной стоимостью 24 000,00 млн. рублей (реализация проекта предусмотрена программой «Сотрудничество»);

- строительство железной дороги Ханты-Мансийск - Приобье (продолжение линии Ханты-Мансийск - Салым) 252 км (период реализации 2025-2030 гг.), проектной стоимостью 70 000,00 млн. рублей (реализация проекта предусмотрена программой «Сотрудничество»);

- строительство меридиональной ж/д линии «Полуночное - Обская» (507 км) (период реализации 2025-2030 гг.), проектной стоимостью 102 538,40 млн. рублей (реализация проекта предусмотрена программой «Сотрудничество»);

- строительство магистральной автомобильной дороги «г. Тюмень - г. Урай - г. Советский - г. Нягань - г. Белоярский - г. Надым».

- строительство автомобильной дороги «г. Тюмень - п. Нижняя Тавда -п. Междуреченский - г. Урай - г. Нягань - п. Приобье» на участке «г. Тюмень - п. Нижняя Тавда - п. Междуреченский», VIII пусковой комплекс – «Тынкуль – Куминский»;

- строительство транспортной развязки в 2-х уровнях на пересечении автомобильных дорог «Сургут - Когалым - гр. ХМАО» и «Сургут -Нижневартовск» (в т.ч. ПИР);

- реконструкция автомобильной дороги «г.Нижневартовск - г. Стрежевой» на участке км 53+200 - км 56+050 с устройством кольцевой развязки на км 56+050, что соответствует км 10+480 а/д Нижневартовск - г. Излучинск;

- строительство и эксплуатация автомобильной дороги с. Саранпауль - пгт. Игрим (период реализации 2016-2020 гг.);

- строительство и эксплуатация мостовых переходов через реку Обь в Октябрьском и Сургутском районах (период реализации 2016-2031 гг.), проектной стоимостью более 70 000,0 млн. руб.;

- реконструкция аэродромного комплекса в г. Нижневартовске и п. Березово (Березовский район);

- строительство и реконструкция вертолетных площадок в муниципальных образованиях округа (период реализации 2018-2020 гг.).

Повышение инвестиционной привлекательности автономного округа также будет достигаться за счет оптимизации схемы транспортной доступности населенных пунктов, относящихся к труднодоступным и малонаселенным местностям, за счет развития малой авиации, внутреннего водного транспорта. Реализация транспортных проектов позволит обеспечить доставку грузов и пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом в ранее недоступные районы, а также создать дополнительные рабочие места. Основным механизмом привлечения частных инвестиций в развитие транспортного комплекса станет ГЧП.

Суммарный объем инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации прорывных проектов в транспортном комплексе, составляет более 882,5 млрд. рублей в сопоставимых инвестиционных ценах, из которых 241,7 млрд. планируется привлечь за счет средств бюджета автономного округа.

Наши рекомендации