Править] Русский театр военных действий — Восточный фронт. Зимняя операция в Восточной Пруссии
Зимняя операция в Восточной Пруссии. В феврале русская армия предприняла очередную попытку наступления на Восточную Пруссию, на этот раз с юго-востока, из Мазурии, от города Сувалки. Плохо подготовленное, необеспеченное артиллерийской поддержкой наступление мгновенно захлебнулось и перешло в контрудар немецких войск, так называемую Августовскую операцию (по названию города Августов). К 26 февраля германцам удалось продвинуться вытеснить русские войска с территории Восточной Прусии и продвинуться вглубь Царства Польского на 100—120 км, захватив Сувалки, после чего в первой половине марта фронт стабилизировался, Гродно осталось за Россией. XX русский корпус был окружен и сдался в плен. Несмотря на победу германцев, их надежды на полное крушение русского фронта не оправдались. В ходе следующего сражения — Праснышской операции (25 февраля — конец марта) германцы встретились с ожесточенным сопротивлением русских войск, перешедшим в контратаку в районе Прасныша, приведшей к отходу германцев на довоенную границу Восточной Пруссии (Сувалкская губерния при этом осталась за Германией).
Зимняя операция в Карпатах. 9-11 февраля австро-германские войска начали наступление в Карпатах (см. Карпатская операция), особенно сильно нажимая на наиболее слабую часть русского фронта на юге, в Буковине. В то же время русская армия начала встречное наступление, рассчитывая перейти Карпаты и вторгнуться в Венгрию с севера на юг. В северной части Карпат, ближе к Кракову, силы противников оказались равными, и фронт за время боев в феврале и марте практически не сдвинулся, оставшись в предгорьях Карпат с русской стороны. Но на юге Карпат русская армия не успела сгруппироваться, и концу марта русскими была потеряна большая часть Буковины с Черновцами. 22 марта пала осажденная австрийская крепость Перемышль, сдалось более 120 тыс. человек. Взятие Перемышля стало последним крупным успехом русской армии в 1915 году.
Горлицкий прорыв. Начало Великого отступления русских армий — потеря Галиции. К середине весны ситуация на фронте в Галиции изменилась. Германцы расширили зону своих операций, перебросив на северную и центральную часть фронта в Австро-Венгрии свои войска, более слабые австро-венгры теперь отвечали только за южную часть фронта. На участке в 35 км германцы сосредоточили 32 дивизии и 1500 орудий; русские войска уступали по численности в 2 раза, и были полностью лишены тяжелой артиллерии, начала сказываться и нехватка снарядов основного (трехдюймового) калибра. 19 апреля (2 мая) германские войска начали наступление на центр русской позиции в Австро-Венгрии — Горлице — нацелив основной удар на Львов (см. Горлицкий прорыв). Дальнейшие события сложились неблагоприятно для русской армии: численное преобладание германцев, неудачное маневрирование и использование резервов, нарастающая нехватка снарядов и полное преобладание германской тяжелой артиллерии привели к том, что к 22 апреля (5 мая) фронт в районе Горлиц был прорван. Начавшийся отход русских армий продолжался до 9 (22) июня (см. Великое отступление 1915 года). Весь фронт южнее Варшавы передвинулся в сторону России. В Царстве Польском были оставлены Радомская и Келецкая губернии, фронт прошел через Люблин (за Россией); из территорий Австро-Венгрии была оставлена большая часть Галиции (только что взятый Перемышль был оставлен 3 (16) июня, а Львов — 9 (22) июня), за русскими осталась только небольшая (до 40 км глубиной) полоса с Бродами, весь регион Тарнополя и небольшая часть Буковины. Отступление, начавшись в прорыва германцев, к моменту оставления Львова приобрело плановый характер, русские войска отходили в относительном порядке. Но тем не менее, столь крупная военная неудача сопровождалась потерей русской армией боевого духа и массовыми сдачами в плен.
Продолжение Великого отступления русских армий — потеря Польши. Добившись успеха на южной части театра военных действий, германское командование решило немедленно продолжать активное наступление в северной его части — в Польше и в Восточной Пруссии — Остзейском крае. Так как Горлицкий прорыв не привел, в конечном счете, к полному падению русского фронта (русские смогли стабилизировать ситуацию и закрыть фронт ценой значительного отступления), на этот раз тактика была изменена — предполагался не прорыв фронта в одной точке, а три независимых наступления. Два направления наступления нацеливались на Царство Польское (где русский фронт продолжал образовывать выступ в сторону Германии) — германцы планировали прорывы фронта с севера, со стороны Восточной Прусии (прорыв на юг между Варшавой и Ломжей, в районе реки Нарев), и с юга, со стороны Галиции (на север по междуречью Вислы и Буга); при этом направления обоих прорывов сходились на границе Царства Польского, в районе Брест-Литовска; в случае выполнения германского плана русским войскам приходилось оставить всю Польшу, чтобы избежать окружения в районе Варшавы. Третье наступление, из Восточной Прусии в сторону Риги, планировалось как наступление на широком фронте, без концентрации на узком участке и прорыва.
Наступление между Вислой и Бугом было начато 13 (26) июня, а 30 июня (13 июля) началась Наревская операция. После ожесточенных боев фронт был прорван в обоих местах, и русская армия, как и было предусмотрено германским планом, начала общий отход из Царства Польского. 22 июля (4 августа) были оставлены Варшава и крепость Ивангород, 7 (20) августа пала крепость Новогеоргиевск, 9 (22) августа — крепость Осовец, 13 (26) августа русские оставили Брест-Литовск, а 19 августа (2 сентября) — Гродно.
Наступление из Восточной Пруссии (Риго-Шавельская операция) началось 1 (14) июля. За месяц боев русские войска были оттеснены за Неман, германцы захватили Курляндию с Митавой и важнейшей военно-морской базой Либавой, Ковно, вплотную подошли к Риге.
Успеху германского наступления способствовало то обстоятельство, что к лету кризис военного снабжения русской армии достиг максимума. Особое значение имел так называемый «снарядный голод» — острейший недостаток снарядов для преобладающих в русской армии 75-мм орудий. Взятие крепости Новогеоргиевск, сопровождавшееся сдачей больших частей войск и неповрежденного оружия и мущества без боя, вызвал в русском обществе новую вспышку шпиономании и слухов об измене. Царство Польское давало России около четверти добычи каменного угля, потеря польских месторождений так и не была скомпенсирована, с конца 1915 года в России начался топливный кризис.
Завершение великого отступления и стабилизация фронта. 9 (22) августа германцы переместили направление главного удара; теперь основное наступление происходило по фронту севернее Вильно, в районе Свенцян, и было направлено на Минск (см. Виленская операция). 27-28 августа (8-9 сентября) германцы, воспользовавшись неплотностью расположения русских частей, смогли прорвать фронт (Свенцянский прорыв). Результатом оказалось то, что русские смогли заполнить фронт только после того, как отошли непосредственно к Минску. Виленская губерния русскими была потеряна.
14 (27) декабря русские начали наступление против австро-венгерских войск на реке Стрыпе, в районе Тернополя, вызванное необходимостью отвлечь австрийцев от сербского фронта, где положение сербов стало очень тяжелым. Попытки наступления не принесли никаких успехов, и 15 (29) января операция была остановлена.
Между тем, отход русских армий продолжался и южнее зоны Свенцянского прорыва. В августе русскими были оставлены Владимир-Волынский, Ковель, Луцк, Пинск. На более южной части фронта положение было стабильным, так как к тому моменту силы австро-венгров были отвлечены боями в Сербии и на итальянском фронте. К концу сентября — началу октября фронт стабилизировлся, и на всей его протяженности наступило затишье. Наступательный потенциал германцев был исчерпан, русские начали восстанавливать свои сильно пострадавшие при отступлении войска и укреплять новые оборонительные рубежи.
Позиции сторон к концу 1915 года. К концу 1915 года фронт превратился практически в прямую линию, соединяющую Балтийское и Черное море; выступ фронта в Царстве Польском полностью исчез — Польша была полностью занята Германией. Курляндия была занята Германией, фронт вплотную подходил к Риге и далее шел по Западной Двине до укрепленного района Двинска. Далее фронт проходил по Северо-Западному краю: Ковенская, Виленская, Гродненская губернии, западная часть Минской губернии была занята Германией (Минск остался за Россией). Затем фронт проходил через Юго-Западный край: западная треть Волынской губернии с Луцком была занята Германией, Ровно осталось за Россией. После этого фронт переходил на бывшую территорию Австро-Венгрии, где за русскими осталась часть района Тарнополя в Галиции. Далее, к Бессарабской губернии, фронт возвращался на довоенную границу с Австро-Венгрией и заканчивался на границе с нейтральной Румынией.
Новая конфигурация фронта, не имевшего выступов и плотно заполненного войсками обеих сторон, естественным образом подталкивала к переходу к позиционной войне и к оборонительной тактике.
Итоги кампании 1915 года на Восточном фронте. Результаты кампании 1915 года для Германии на востоке были определенным образом схожи с кампанией 1914 года на западе: Германия смогла добиться существенных военных побед и захватить территорию противника, тактическое преимущество Германии в маневренной войне было очевидным; но в то же время генеральная цель — полное поражение одного из противников и вывод его из войны — не была достигнута и в 1915 году. Одерживая тактические победы, Центральные державы были неспособны полностью разбить ведущих противников, в то время как их экономика все более и более слабела. Россия, невзирая на большие потери в территории и в живой силе, полностью сохранила способность продолжать войну (хотя ее армия за длительный период отступления потеряла наступательный дух). Кроме того, к концу Великого отступления русские сумели преодолеть кризис военного снабжения, и ситуация с артиллерией и снарядами для нее к концу года нормализовалась. Ожесточенная борьба и большие людские потери привели экономики России, Германии и Австро-Венгрии к перенапряжению, негативные результаты которого будут все более и более заметны в последующие годы.
Неуспехи России сопровождались важными кадровыми перестановками. 30 июня (13 июля) военный министр В. А. Сухомлинов был заменен А. А. Поливановым. Впоследствии Сухомлинов был предан суду, что вызвало очередную вспышку подозрительности и шпиономании. 10 (23) августа Николай II принял на себя обязанности главнокомандующего русской армией, переместив великого князя Николая Николаевича на кавказский фронт. Фактическое руководство военными действиями при этом перешло от Н. Н. Янушкевича к М. В. Алексееву. Принятие царем верховного командования повлекло за собой крупные позитивные перемены в положении на фронтах[15](Кн. 1, гл. 12) и чрезвычайно значимые внутриполитические последствия[источник не указан 20 дней].