Тема 5. Абсолютные, относительные величины
1. Понятие абсолютных и относительных величин.
2. Виды абсолютных величин.
3. Формы выражения абсолютных величин.
4. Виды относительных величин, их характеристика.
5. Условия научного применения относительных величин.
6. Практическое задание:
Задание 1.Определить структуру численности студентов по возрасту по следующим данным.:
Возраст студентов, лет. | Число студентов, чел. | Структура, % |
Итого |
Сделать вывод.
Задание 2.Определить относительные величины: планового задания, выполнения плана, динамики по следующим данным о реализации продукции предприятием:
Виды продукции | Реализовано, ц. 2009г. | Реализовано, ц. 2010г. | |
план | Факт. | ||
зерно | |||
картофель | |||
овощи | |||
молоко |
Сделать вывод.
Задание 3. Данные о производстве зерно в с. – х. предприятиях:
№ предприятий | Валовой сбор зерна, ц. | Посевная площадь, га | ||
Определите различные виды относительных величин. Сделайте вывод.
Задание 4.По плану на текущее пятилетиесреднегодовой валовой сбор зерна должен увеличиться на 20% по сравнению с прошлым пятилетием, а посевная площадь зерновых культур на 10%. Фактически среднегодовой валовой сбор зерновых культур увеличился против прошлого пятилетия на 17%, а посевная площадь сократилась на 5% по сравнению с предыдущем пятилетием. Определите степень выполнения плана по урожайности зерновых культур.
Задание 5.По плану на текущий год валовой надой молока должен увеличиться на 10% по сравнению с прошлым годом, а затраты на производство молока должны снизиться на 5% по сравнению с прошлым годом. Фактически валовой надой молока увеличился на 15%, а затраты тоже увеличились на 10% против прошлого года. Определите степень выполнения плана по снижению себестоимости 1 ц. молока.
Задание 6.Производство картофеля по плану в сельскохозяйственных предприятиях должно было превысить уровень прошлого года на 15%, или на 3000 ц.. План был перевыполнен на 2%. Определите фактическое производство картофеля в прошлом году, плановое задание и фактическое производство текущего года.
Тема 6. Средние величины.
1. Сущность и значение средних величин.
2. Виды средних величин, их характеристика, методика исчисления.
3. Математические свойства средней арифметической.
4. Структурные средние (мода, медиана).
5. Практические задания:
Задание 1.Определить среднее поголовье коров в с/х предприятий за год по следующим данным. На 01.01.2010г. поголовье коров составило – 380 гол., на 01.04.2010г -364 гол., на 01.07.2010г. -386 гол., на 01.10.2010 -382 гол., на 01.01.2011г. -376 гол.
Задание 2.Данные о производстве зерна с. – х. предприятиями района.
№ предприятий. | ||||
Урожайность, ц /га. | Площадь посева, га. | Урожайность, ц /га. | Валовой сбор, ц. | |
1. | 32,4 | 30,4 | ||
2. | 30,6 | 36,0 | ||
3. | 38,9 | 41,5 | ||
4. | 40,1 | 45,0 | ||
5. | 34,2 | 32,8 |
Определить среднюю урожайность по предприятиям в целом, отдельно для каждого года. Сделать вывод.
Задание 3.Данные о реализации молока по группе хозяйств Орловского района, 2010г
№ п.п. | Реализовано молока, тыс.ц. | Цена за 1 ц. реализованного молока руб. | Выполнение обязательств реализации молока, % |
1. | 28.8 | ||
2. | 32.4 | ||
3. | 26.2 | ||
4. | 29.4 | ||
5. | 34.0 |
Определите: средний объем реализации молока на одно хозяйство; среднюю цену реализации молока; средний процент выполнения обязательств по реализации молока. Объясните какие виды средних использованы. Сделайте вывод.
Задание 4.Определить среднюю урожайность картофеля по группе хозяйств области способом моментов по следующим данным:
Группы хозяйств по урожайности картофеля ц. с 1 га. | Число хозяйств | ||||
90-100 | |||||
100-110 | |||||
110-120 | |||||
120-130 | |||||
130-140 | |||||
140-150 | |||||
Итого: |
Сделать вывод.
Задание 5. Данные о проценте выполнения норм выработки рабочими одного из участков промышленного предприятия.
Выполнение норм выработки, % | До 100 | 100-110 | 110-120 | 120-130 | 130-140 | Итого: |
Число рабочих |
Определите: средний процент выполнения норм выработки способом моментов; моду и медиану.
Сделайте вывод.
Задание 6.Распределение рабочих промышленного предприятия по стажу работы:
Группы рабочих по стажу работы, лет. | Число рабочих. |
0-4 | |
4-8 | |
8-12 | |
12-16 | |
16-20 | |
20-24 |
1. Определить средний стаж работы работников способом моментов.
2.Определить моду, медиану.
Сделать вывод.
Задание 7. Результаты экзамена по теории статистики в одной из групп второго курса:
Экзаменационные оценки | (отлично) | (хорошо) | (удовлетворительно) | (неудволит ворительно) | Всего |
Число оценок |
Определите моду и медиану балла успеваемости студентов. Сделайте вывод.