Предмет и метод экономической теории
Термин «экономика» имеет двойственный смысл. Если экономику рассматривать как сферу человеческой деятельности, то она представляет совокупность хозяйственных отраслей, обеспечивающих общество необходимыми материальными и нематериальными благами. В силу существования разделения труда экономика распадается на отдельные отрасли или комплексы отраслей. Термин «экономика» (от греч. oikonomia) означает управление домашним или государственным хозяйством. Именно в этом смысле мы чаще всего употребляем данный термин, когда говорим об американском и китайском национальном хозяйстве, о капиталистической, социалистической, свобод – рыночной или планируемой, о развитой или развивающейся экономиках.
Комплексное изучение экономической деятельности человека порождает целостную систему экономических наук и экономическую теорию как её основную часть, которая на Западе чаще всего именуется «экономикс».
Экономическая теория – общеэкономическая наука и учебная дисциплина. Она является основой всех экономических наук, которые подразделяются на конкретные (экономика промышленности, транспорта, экономика предприятий и др.), функциональные (финансы, кредит и др.), информационно – аналитические (статистика, эконометрия и др.) и исторические (история народного хозяйства, история экономической мысли и др.).
В процессе познания экономическая теория использует знания, выработанные смежными и естественными науками.
Тот факт, что она ориентируется на сопутствующие науки, означает, что в известных пределах они имеют общее пространство взаимодействия. Поэтому иногда трудно провести чёткую границу между тем, что изучает экономическая теория, а что является предметом исследования смежных наук.
Существует несколько подходов к определению того, чем занимается экономическая теория. Первый состоит в следующем. Поскольку потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограничены (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путём рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении производства другого, что предполагает рациональное использование ресурсов. Главное в данном подходе соотношение «потребности – ресурсы» является предметом исследования экономической теории.
Второй подход к определению предмета экономической теории заключается в исследовании системы производственных отношений и производительных сил. Здесь изучается не только внешние, хозяйственные отношения, но и социальная (общественная) сущность, взаимодействие субъектов общественных отношений и законы развития экономики.
Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит система общества как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, методов эффективного использования ресурсов, государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.
История экономики уходит в глубь веков. Её возраст отсчитывается от времени возникновения человека и его деятельности.
Средневековые схоласты проявляли заинтересованность в том, чтобы экономические взгляды и хозяйственное поведение были совместимы с учением церкви. Экономисты – классики (А. Смит, Д. Рикардо и их последователи) занимались в основном источниками роста материального богатства нации и его распределением между владельцами факторов производства. Родоначальники марксизма создали политическую экономию труда, Кейнс и его последователи изучали вопросы макроэкономики и занятости.
Прогресс экономических знаний был далеко не безболезненным процессом. Развитие экономической мысли, как и любой науки, и в прошлом, и в настоящем неизбежно сопровождается конфликтами и противоречиями. В результате в рамках экономической науки складываются различные школы и направления, постоянная борьба между которыми активизирует её дальнейший прогресс.
Если обратиться к мировой экономической литературе, то можно обнаружить заметные различия во взглядах на сущность экономической науки, что проявляется в неоднозначных трактовках её предмета, С точки зрения разных школ экономическая теория изучает:
а) богатство и его источники;
б) производство и распределение материальных благ ради удовлетворения потребностей;
в) народное или общественное хозяйство;
г) сферу благосостояния, где можно прямо или косвенно применить денежную шкалу измерения;
д) обмен на рынке и т. д.
Однако в последней трети XX столетия среди учёных – экономистов зародились первые признаки конвергенции в научном понимании предмета экономической теории. В частности, они проявились в попытках разработать такое определение этой науки, которое не подытоживало бы специфические результаты той или иной теории, а универсально охватывало и предопределяло любую из них.
Экономическая теория, как и любая другая научная дисциплина, выполняет присущие ей функции. Восприятие таких функций позволяет понять смысл существования и необходимость развития экономической теории как науки, определить её конкретные цели и задачи. Функции экономической теории делятся на основные и вспомогательные.
К основным функциям экономической теории относятся: познавательная, методологическая и практическая.
Суть познавательной функции состоит в том, что у людей возникает потребность в познании, исследовании и объяснении сущности и результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества, на всех его уровнях. Необходимость существования познавательной функции связана с тем, что отсутствие знаний или искажённое представление о реальном положении дел в экономики служит главной причиной принятия ошибочных решений и, как следствие, ведёт к экономическим просчётам и наступлению кризисов.
Методологическая функция экономической теории заключается в том, чтобы определять методы, средства и научные инструменты для осуществления исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки.
Кроме того, одной из задач, а, следовательно, и функций экономической теории является определение закономерностей экономического развития, без знания которых невозможно правильно оценить экономическую ситуацию и оптимальное направление дальнейшего развития.
Практическая, или прагматическая, функция экономической теории заключается в непосредственном использовании результатов её анализа в хозяйственной практике. Формами реализации этой функции могут быть выработка определённой экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- и макроэкономических моделей. Иногда в рамках данной функции отдельно выделяют прогнозно-прагматическую функцию, которая предполагает разработку и установление научных прогнозов на любом экономическом уровне.
Вспомогательными функциями, которые исполняет экономическая теория, являются образовательная и идеологическая.
Образовательная функция выражается в том, что познание и понимание главных составляющих экономической теории – экономических отношений, экономических законов, явлений и категорий – даёт человеку возможность получить системные знания о состоянии и возможностях в основной сфере человеческой деятельности – экономике.
Особенно велика роль образовательной функции в настоящее время, когда экономические отношения становятся первостепенными во всех сферах жизни. Именно поэтому экономическая теория как образовательная дисциплина изучает на том или ином уровне практических во всех учебных заведениях мира.
Идеологическая функция экономической теории состоит в том, что эта наука является одной из мировоззренческих дисциплин. С её помощью происходит обоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства).
Все рассмотренные функции экономической теории взаимосвязаны и проявляются одновременно в разных формах.
Экономическая теория является методологической основой других экономических наук. Метод науки (методология) – это принципы, подходы, формы и способы познания. Познание экономических процессов отличается от познания естественных процессов, прежде всего невозможностью их воспроизведения, например, в лабораторных условиях. Вместе с тем экономическая наука основана на общей методологии естественных и общественных наук и отражает подходы мировой науки к исследованию экономической жизни.
Общенаучными методами познания и методами экономической теории являются:
· метод научной абстракции;
· диалектический метод, единство количественного и качественного анализа, развитие, преодоление противоречий;
· методы индукции и дедукции;
· системный подход;
· метод единства исторического и логического и др.
Исходным методом является выражение сущности экономических явлений и процессов в абстрактных (по форме выражения, но реальных по связи с практикой) категориях и законах, принципах и методах, отражающих глубинные причинно-следственные связи и закономерности экономического развития.
Исходной ступенью познания экономики является выделение экономических категорий, которые представляют собой выражение в обобщённой абстракции общественно-производственных отношений и производительных сил и их взаимосвязей. Это наиболее существенные, причинно-качественные следственные признаки и черты явлений, отличающие их друг от друга. Основные категории рыночной экономики – товар, деньги, экономические блага, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит и др.
Высшая ступень познания экономики – выражение её развития в экономических законах, которые устанавливают существенные причинно-следственные взаимосвязи, взаимодействия общественно-производственных отношений, объективно проявляющихся в действиях субъектов отношений (работников, потребителей, продавцов и покупателей, бизнесменов и хозяйственников). Экономическими законами являются законы возвышения потребностей, роста производительности труда. В рыночной экономике действуют законы спроса и предложения, возрастания вмененных издержек, денежного обращения и др.
Экономические принципы –это частные обобщения процессов развития общественных явлений, хозяйственной деятельности, выступающие как формы реализации, использования экономических законов. Экономикс не делает различий между законами и принципами, называя их обобщениями или констатацией «закономерностей в экономическом поведении индивидов и институтов».
Экономические теории делают обобщения в системе категорий, законов, принципов множества факторов и явлений жизни в общественном развитии. Это «модель, упрощённая картина или схема какого-либо сектора экономики… Теории – хорошие теории – основываются на фактах и потому они реалистичны». Существуют теории производства, потребления, ценообразования, монополий фирмы и др.
Важная ступень познания – движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. При этом явления экономической жизни обобщаются в абстрактных понятиях и проверяются на практике. Экономические явления рассматриваются диалектически, т. е. в их развитии (возникновение, зарождение, зрелость, отмирание), в борьбе противоположностей, разрешении противоречий, с выделением количественных и качественных сторон. В настоящее время, как и в прошлом, целые научные направления и школы ведут исследования путём простого описания непосредственно видимых факторов и явлений. Научное знание на этом не останавливается. Путём анализа и синтеза, систематизации наблюдений оно проникает в суть явлений, выделяет наиболее характерные и сущностные признаки, формулирует законы и закономерности. Экономисты пользуются приёмами индукции (вывод теорий из фактов и наблюдений) и дедукции(формулирование гипотез и подтверждение их фактами).
Экономические явления исследуются системно, т. е. по составу и структуре, в определённой субординации, с выделением причины и следствия. Диалектика и системность предполагают использование исторического и логического подходовк экономическим явлениям и процессам. Кроме того, экономисты применяют статистические, экономико-математические, программные, экспериментальные и другие методы с учётом специфики экономической теории, способов достижения экономических целей удовлетворения потребностей с наиболее эффективным использованием ограниченных ресурсов.