Обязанности студентов-практикантов
1. Своевременно прибыть на базу практики, имея при себе документы: паспорт, программу практики, дневник по производственной практике.
2. Выполнять действующие на предприятии правила внутреннего распорядка, выполнять указания, следовать инструкциям куратора по практике, соблюдать правила техники безопасности, противопожарной безопасности, иные нормативные предписания;
3. Вести дневник установленной формы, в который ежедневно записывать все виды самостоятельно выполненных работ, и ежедневно представлять его для проверки руководителю практики от предприятия. Руководитель практики факт проверки удостоверяет своей подписью.
4. Подготовить отчет по практике; подписать его у руководителя практики от организации и заверить печатью организации.
5. Получить письменный отзыв руководителя практики, заверенный печатью организации (предприятия) — базы практики (приложение 2).
6. Представить отчет для проверки на кафедру экономики и управления на предприятии.
7. Защитить проверенный отчет по практике в установленный срок.
Руководство практикой
Обязанности руководителей, осуществляющих общее руководство практикой
1. Проинструктировать практикантов о правилах противопожарной безопасности, техники безопасности в период прохождения практики.
2. Оказать студенту помощь в составлении индивидуального календарного плана прохождения практики, создать необходимые условия для выполнения программы практики.
3. Подобрать опытных высококвалифицированных специалистов в качестве руководителей отдельных этапов практики. Ежедневно координируя их действия, обеспечивать рациональное выполнение практикантом поручаемой работы.
4. Предоставить практиканту возможность приобретать навыки работы по направлениям, указанным в программе производственной практики, предоставлять практиканту работу в соответствии с указаниями института.
5. Контролировать выполнение студентами программы практики и календарного плана ее прохождения. Давать информацию представителю института о ходе прохождения производственной практики по мере поступления соответствующих запросов со стороны института.
6. По результатам практики дать письменный отзыв, заверенный руководителем предприятия.
Обязанности руководителей, осуществляющих непосредственное руководство практикой
1. Ознакомиться с соответствующим разделом программы практики.
2. Проводить по просьбе студентов-практикантов консультации по вопросам программы практики.
3. Предоставлять возможность студентам знакомиться с бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностью предприятия.
4. Осуществлять контроль за выполнением студентами календарных планов, своевременным и правильным заполнением студентами дневников.
Содержание практики
Содержание программы экономической практики в торговом предприятии
1. Ознакомиться с органами управления предприятием и дать их развернутое описание.
2. Ознакомиться со структурой управления персоналом, описать структуру соподчинения работников, привести схему структуры управления.
3. Ознакомиться с должностными обязанностями работников предприятия, изложить в работе должностные обязанности некоторых работников.
4. Исследовать организацию экономической работы в торговом предприятии. Изложить порядок изучения на предприятии товарооборота, доходов, расходов, прибыли, показателей по труду и заработной плате, прогнозирования и планирования экономических показателей деятельности. Указать, в чьи должностные обязанности входят отдельные этапы этой работы. Дать оценку организации этой работы и наметить пути ее совершенствования.
5. Принять участие в составлении товарно-денежного отчета работниками торгового предприятия. Указать в работе периодичность и порядок составления товарно-денежного отчета, дальнейшее использование этого отчета на предприятии.
6. Изучить и изложить порядок ценообразования на товары и услуги торгового предприятия (их группы), порядок формирования и установления торговых надбавок. Привести расчет размера торговой надбавки по трем товарным группам.
7. Провести анализ оборота розничной торговли торгового предприятия за отчетный год в целом по предприятию и по группам товаров. Рассчитать все необходимые показатели. Провести факторный анализ розничного товарооборота. К работе приложить аналитические таблицы. Указать направления роста товарооборота. Дать оценку изменения товарооборота по сравнению с отчетный год, дать прогноз товарооборота на планируемый год, дать оценку плановой работы запланированных показателей.
8. Провести анализ товарных запасов по состоянию на 1 апреля текущего периода и оборачиваемости оборотных средств за 1 квартал текущего периода в целом по предприятию и по товарным группам. К работе приложить аналитические таблицы. Указать возможную экономию средств предприятия при ускорении товарооборачиваемости на 1 день.
9. Провести анализ эффективности использования материально-технической базы торгового предприятия за отчетный год. Привести данные по динамике материально-технической базы за предшествующий и отчетный годы (автопарк, здания магазинов и сооружения, весовое и холодильное оборудование, др.). Рассчитать необходимые показатели. Сформулировать предложения по повышению эффективности использования материально-технической базы.
11. Изучить применяемые в торговом предприятии формы организации и оплаты труда. Оценить зависимость доходов работников от количественных и качественных показателей их работы, а также от работы всего торгового предприятия. В приложении привести положения об оплате труда и о премировании, действующие на предприятии.
12. Провести анализ показателей по труду за отчетный год. В отчете показать динамику исследуемых показателей за предшествующий и отчетный годы, дать объяснение происходящим изменениям.
13. Провести анализ издержек обращения торгового предприятия по статьям за отчетный год. Указать на пути снижения издержек, оценить возможную величину этого снижения, показать, как это снижение повлияет на товарооборачиваемость, качество торгового обслуживания, величину доходов предприятия.
14. Проанализировать формирование и использование доходов торгового предприятия в отчетном году. Провести сравнение с предшествующим годом, указать на факторы, повлиявшие на изменения.
15. Изучить порядок определения расчетного объема оборота торгового предприятия в отчетном году и на 1 квартал текущего года. Критически оценить расчетный объем реализации. В случае его отсутствия разработать собственный вариант возможного объема реализации товаров в торговом предприятии, уделив основное внимание увязке объема деятельности с качественными показателями.
16. Провести анализ рентабельности торговой деятельности за отчетный год.
17. Самостоятельно спрогнозировать сумму прибыли и сравнить ее с плановой суммой прибыли по торговле на планируемый год.
18. Привести данные по распределению прибыли за предшествующий и отчетный годы.
19. Предложить направления диверсификации деятельности предприятия.
20. Изучить систему управления запасами в каждом подразделении (с фиксированной величиной заказа или с фиксированной периодичностью заказа). Указать периодичность завоза товаров и их объем в каждую торговую точку и обосновать их.
21. Привести схему расположения торговых точек и складов на карте местности, указать расстояние, которое необходимо преодолевать автотранспорту для развозки товаров по складам и по торговым точкам.
22. Изучить маршруты доставки товаров автотранспортом, отметить наиболее длительный маршрут на схеме, указав его продолжительность, пункты разгрузки, время разгрузки, необходимые документы для движения по маршруту, возможные варианты оптимизации маршрута.
Примечание: В каждом пункте должны быть раскрыты причины, повлиявшие на показатели работы торгового предприятия, и предложения по совершенствованию хозяйственной деятельности.
23. Выявить инновации, внесенные в деятельность предприятия за отчетный год и 1 квартал текущего года, а также порядок внесения изменений в деятельность предприятия в плане:
а) выпуска новых товаров;
б) технологии товародвижения, продажи новых товаров;
в) реорганизации структуры управления предприятием;
г) выхода на новые рынки;
д) изменения организационно-правовой формы предприятия;
е) изменения системы контроля за различными статьями затрат предприятия;
ж) изменения порядка планирования деятельности;
з) внедрения новой системы оплаты труда, механизмов организации заработной платы;
и) методов морального стимулирования персонала;
к) внедрения нового оборудования, приобретения техники;
л) повышения квалификации работников.
24. По каждому из подпунктов указать (в случае наличия внесенных изменений) как это повлияло на конкурентоспособность предприятия. В случае же отсутствия инноваций в указанных направлениях деятельности изложить свое видение возможного роста конкурентоспособности предприятия при появлении инноваций.
25. Дать оценку инновационной деятельности на предприятии.
26.Дать оценку деятельности предприятия по повышению своей конкурентоспособности, реализации своих конкурентных преимуществ.
Содержание производственной торгово-технологической практики в торговом предприятии
Студент должен в период практики изучить и отразить в отчете следующие вопросы.
1. Общая характеристика объекта практики:
1.1 Наименование предприятия, его организационно-правовая форма, учредительные документы. Состав учредителей.
1.2 Организационная структура предприятия, характеристика органов управления.
1.3 Тип здания, в котором расположен магазин.
1.4 Состав помещений магазина, их площадь и взаимосвязь.
1.5 Структура штата работников торгового предприятия и их функции.
1.6 Режим работы и условия труда торгового предприятия. Порядок составления графиков выхода работников торгового предприятия на работу.
1.7 Анализ основных показателей работы магазина за последние два года.
2. Организация торгово-технологического процесса на торговом предприятии
2.1 Структура торгово-технологического процесса.
2.2 Характеристика торгово-технологического оборудования, применяемого в торговом предприятии.
2.3 Анализ технологической планировки торгового зала.
2.4 Организация и технология выполнения операций, связанных с поступлением товаров в торговое предприятие.
2.5 Организация и технология приемки товаров по количеству и качеству. Документальное оформление результатов приемки товаров на торговом предприятии.
2.6 Технология перемещения товаров внутри торгового предприятия.
2.7 Организация и технология хранения товаров на предприятии.
2.8 Потери товаров в торговом предприятии и порядок их списания.
2.9 Основные принципы размещения товаров в торговом зале предприятия.
2.10 Технология выкладки товаров на торговом оборудовании.
2.11 Технология продажи товаров. Договор розничной купли-продажи и порядок его заключения.
2.12 Нормативные документы, регулирующие порядок работы торгового предприятия и правила розничной продажи товаров.
2.13Характеристика основных методов продажи товаров, применяемых в магазине, и их эффективность. Организация работы узлов расчета.
2.14 Виды дополнительных услуг, оказываемых покупателям.
2.15 Виды материальной ответственности в торговом предприятии. Документальное оформление материальной ответственности
3. Коммерческая деятельность торгового предприятия
3.1 Поставщики товаров и их характеристика.
3.2 Организация и методы изучения спроса на товары.
3.3 Хозяйственные связи торгового предприятия с поставщиками и порядок их установления и документального оформления.
3.4 Формирование ассортимента товаров в торговом предприятии и его регулирование.
3.5 Учет выполнения договоров поставки.
3.6 Притензионная работа в торговом предприятии.
3.7 Рекламно-информационная работа на торговом предприятии.
3.8 Коммерческая тайна на предприятий.
4. Выводы и предложения по совершенствованию торгово-технологического процесса торгового предприятия
1. Оценка состояния коммерческой работы торгового предприятия в целом.
2. Общая оценка организации выполнения технологических операций.
3. Предложения по совершенствованию работы торгового предприятия.
5. Приложения к отчету о торгово-технологической практике на торговом предприятии
1. Технологическая планировка торгового зала, выполненная на миллиметровой бумаге с соблюдением всех требований, предъявляемых к чертежу.
2. Спецификация торгово-технологического оборудования.
3. Расчет технико-экономических показателей работы торгового предприятия.
4. Копии актов приемки товаров.
5. Ассортиментный перечень товаров торгового предприятия.
6. Рекламные средства, применяемые на торговом предприятии.
Отчет о практике