Усиление внимания к участию рядовых сотрудников в управлении, в прибылях. Формирование особой корпоративной культуры, обеспечивающей «демократизацию» управления.

Интернационализация управления, являющаяся следствием глобализации. В этой связи основным вопросом становятся различия и сходства в международном управлении, особенности национального стиля управления.

Например, в современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем.

Менеджмент без иерархии
Решения принимаются, если все участники процесса с ними согласны
Отказ от иерархической структуры и одностороннего контроля над ресурсами и информацией
Вместо должностей устанавливаются роли, которые определяются структурой поставленной задачи
Полномочия распределяются между всеми участниками структурного образования в виде группы людей
Решения принимают исполнители задачи

Рисунок 2.6 Концепция «Менеджмент без иерархии»

Эволюцию менеджмента можно представить как ряд взаимосвязанных стадий: стадия рационализации и механизации производства; стадия максимизации прибыли за счет эффективного управления ресурсами; стадия формализации бизнеса и управления им; стадия управления «человеком»; стадия управления процессами. Практика и теория менеджмента имеют определенные закономерности. Но практика всегда оказывается разнообразнее и сложнее. Каждый подход приоткрывает лишь какую-то одну сторону процесса управления, тем не менее, необходимо признать, что представители разных школ внесли неоценимый вклад в науку управления.

Краткий обзор основных подходов и школ показывает, что развитие управленческой мысли способствует зарождению и появлению новых идей по управлению организациями. Прошлое есть база для будущего.

Вопросы:

1. Какое влияние на теорию и практику менеджмента оказывают социальные силы?

2. Основываясь на собственном опыте работы, приведите примеры применения научного менеджмента и бюрократии. Как Вы считаете, будут ли основные концепции менеджмента применимы через 50 лет?

3. Один известный ученый заметил, что «условиями эффективного управления являются, прежде всего, знание настоящего, затем прошлого и только потом будущего. Согласны ли Вы с этим утверждением?

4. Является ли теория менеджмента такой же точной наукой как естественные науки (физика, химия, биология, психология). Почему?

5. Как Вы думаете, какими компетенциями должен обладать менеджер 2020-х?

Тест

1. В основе концепции классической школы управления лежит следующее утверждение: «Работа любого руководителя …»:

a. всегда конкретна и должна осуществляться в рамках, прописанных в инструкциях;

b. носит индивидуальный характер, именно поэтому управление это и наука и искусство;

c. однотипна и не зависит от особенностей технологического процесса;

d. определяется конкретными особенностями данной организации, поэтому так важен опыт.

2. Ситуационный подход позволил:

a. исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней;

b. признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа;

c. автоматизировать часть процессов управления;

d. широко использовать математические методы в управлении.

3. В рамках школы человеческих отношений были разработаны:

a. основные приемы формализации управленческих задач;

b. основные теории мотивации;

c. принципы нормирования труда;

d. принципы определения нормы управляемости.

4. При системном подходе развитие организации трактуется как процесс:

a. изменения устройства системы управления;

b. непрерывного совершенствования технологической подсистемы;

c. перехода на новый жизненный цикл;

d. расширения масштабов деятельности.

5. А. Файоль рассматривал менеджмент как:

a. систему управления ресурсами;

b. систему распределения средств;

c. последовательный ряд выполнения операций или функций;

d. планомерность и организованность трудовой деятельности.

Список использованной литературы:

1. Адизес, Ицхак Калдерон «Управляя изменениями»/ Ицхак К. Адизес; [пер. с англ. В. Кузин]. – Санкт-Петербург: Питер, ДЕЛО, 2010

2. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб. Питер, 2008. 384 с.

3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009

4. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2002, cерия "Теория и практика менеджмента", 416 с.

5. Белбин Мередит Р. «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»: пер. с англ. М.: HIPPO, 2003

6. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. Москва: Проспект, 2012 Основы менеджмента: учебное пособие/ Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М.:КноРус, 2009

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., Экономистъ. 2007. 528 с.

8. Гарвардская школа бизнеса о личной эффективности. Книга 4. Лидерство. Перевод с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

9. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник для вузов. М.: Из-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012

10. Гибсон Дж. Л. Организация: поведение, структура и процессы: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000

11. Гиус Ари Де. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. -СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2004. 224 с.

12. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. 656 с.

13. Дафт Р., Мерфи Дж., Уилмотт Х. Организационная теория и дизайн - СПб.: Питер, 2013. 640 с.

14. Друкер П. Ф. Практика менеджмента. - М.:3нання 1990. 48 с

15. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ: - М.: ИД «Вильямс», 2010

16. Друкер Питер Ф., Джозеф А. Макьярелло. Менеджмент М.: ООО ИД «Вильямс», 2010

17. Кравченко А.Н. История менеджмента. Учебное пособие.- М.: Академический проект, 2008. - 560 с.

18. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб. Питер, 2007. 464 с

19. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2007

20. Маленков Ю.А. Современный менеджмент. Учебник. СПбГУ. М.:ЗАО «Из-во Экономика», 2010

21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 2000. 704 с.

22. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Д. Школы стратегических управлений – СПб.: Питер, 2000.

23. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с

24. Питерс Т.Дж., Уотерман-мл Р.Х. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М., 2005

25. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. 715 с.

26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики. Т.1. – М.: Эконов, 1993.

27. Томпсон А., Питереф М., Гэмбл Дж., Стрикленд III Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества – М.: Вильямс, 2015, - 592 с.

28. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М., 2002. Олимп-Бизнес, 2002.266 с.

29. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.

30. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: В поисках конкурентного преимущества. - М.: Вильямc 2004. 176 с

31. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996

32. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2007.

33. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчиво го бизнеса / Генри Р. Нив ; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

34. Управление – это наука и искусство: пер. с англ. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992.

35. Fayol H. General and Industrial Management. – London: Pitman, 1949.

36. Follett M.P. Freedom and Coordination: Lectures in Business Organization by Mary Parker Follett / L. Urwick, ed. – London: Pitman, 1949.

37. Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product. – Milwaukee, WI: ASQ Quality Press, 1931.

38. Porter M.E. Competitive Advantage. – N.Y.: Free Press, 1985.

39. Thompson J.D. Organizations in action; social science bases of administrative theory. – N.Y.: McGraw-Hill, 1967.

40. Stabell C.B., Fjelstad O.D. Configuring value for competitive advantage: on chains, shops and networks // Strategic Management Journal. – 1998. - Vol. 19. – P.413-437.

Наши рекомендации