Усиление внимания к участию рядовых сотрудников в управлении, в прибылях. Формирование особой корпоративной культуры, обеспечивающей «демократизацию» управления.
Интернационализация управления, являющаяся следствием глобализации. В этой связи основным вопросом становятся различия и сходства в международном управлении, особенности национального стиля управления.
Например, в современных условиях получают развитие новые концепции управления, отражающие тенденции гуманизации и либерализации в процессе жизнедеятельности социальных систем.
Менеджмент без иерархии |
Решения принимаются, если все участники процесса с ними согласны |
Отказ от иерархической структуры и одностороннего контроля над ресурсами и информацией |
Вместо должностей устанавливаются роли, которые определяются структурой поставленной задачи |
Полномочия распределяются между всеми участниками структурного образования в виде группы людей |
Решения принимают исполнители задачи |
Рисунок 2.6 Концепция «Менеджмент без иерархии»
Эволюцию менеджмента можно представить как ряд взаимосвязанных стадий: стадия рационализации и механизации производства; стадия максимизации прибыли за счет эффективного управления ресурсами; стадия формализации бизнеса и управления им; стадия управления «человеком»; стадия управления процессами. Практика и теория менеджмента имеют определенные закономерности. Но практика всегда оказывается разнообразнее и сложнее. Каждый подход приоткрывает лишь какую-то одну сторону процесса управления, тем не менее, необходимо признать, что представители разных школ внесли неоценимый вклад в науку управления.
Краткий обзор основных подходов и школ показывает, что развитие управленческой мысли способствует зарождению и появлению новых идей по управлению организациями. Прошлое есть база для будущего.
Вопросы:
1. Какое влияние на теорию и практику менеджмента оказывают социальные силы?
2. Основываясь на собственном опыте работы, приведите примеры применения научного менеджмента и бюрократии. Как Вы считаете, будут ли основные концепции менеджмента применимы через 50 лет?
3. Один известный ученый заметил, что «условиями эффективного управления являются, прежде всего, знание настоящего, затем прошлого и только потом будущего. Согласны ли Вы с этим утверждением?
4. Является ли теория менеджмента такой же точной наукой как естественные науки (физика, химия, биология, психология). Почему?
5. Как Вы думаете, какими компетенциями должен обладать менеджер 2020-х?
Тест
1. В основе концепции классической школы управления лежит следующее утверждение: «Работа любого руководителя …»:
a. всегда конкретна и должна осуществляться в рамках, прописанных в инструкциях;
b. носит индивидуальный характер, именно поэтому управление это и наука и искусство;
c. однотипна и не зависит от особенностей технологического процесса;
d. определяется конкретными особенностями данной организации, поэтому так важен опыт.
2. Ситуационный подход позволил:
a. исключить научный поиск лучших вариантов решений, как своеобразного лекарства от всех болезней;
b. признать факторы внешней среды и отработать методики их анализа;
c. автоматизировать часть процессов управления;
d. широко использовать математические методы в управлении.
3. В рамках школы человеческих отношений были разработаны:
a. основные приемы формализации управленческих задач;
b. основные теории мотивации;
c. принципы нормирования труда;
d. принципы определения нормы управляемости.
4. При системном подходе развитие организации трактуется как процесс:
a. изменения устройства системы управления;
b. непрерывного совершенствования технологической подсистемы;
c. перехода на новый жизненный цикл;
d. расширения масштабов деятельности.
5. А. Файоль рассматривал менеджмент как:
a. систему управления ресурсами;
b. систему распределения средств;
c. последовательный ряд выполнения операций или функций;
d. планомерность и организованность трудовой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Адизес, Ицхак Калдерон «Управляя изменениями»/ Ицхак К. Адизес; [пер. с англ. В. Кузин]. – Санкт-Петербург: Питер, ДЕЛО, 2010
2. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб. Питер, 2008. 384 с.
3. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009
4. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2002, cерия "Теория и практика менеджмента", 416 с.
5. Белбин Мередит Р. «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач»: пер. с англ. М.: HIPPO, 2003
6. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. Москва: Проспект, 2012 Основы менеджмента: учебное пособие/ Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева и др. – М.:КноРус, 2009
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. 5-изд. М., Экономистъ. 2007. 528 с.
8. Гарвардская школа бизнеса о личной эффективности. Книга 4. Лидерство. Перевод с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008
9. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник для вузов. М.: Из-во ЮНИТИ-ДАНА, 2012
10. Гибсон Дж. Л. Организация: поведение, структура и процессы: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000
11. Гиус Ари Де. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. -СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2004. 224 с.
12. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд. – СПб.: Питер, 2015. 656 с.
13. Дафт Р., Мерфи Дж., Уилмотт Х. Организационная теория и дизайн - СПб.: Питер, 2013. 640 с.
14. Друкер П. Ф. Практика менеджмента. - М.:3нання 1990. 48 с
15. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Пер. с англ: - М.: ИД «Вильямс», 2010
16. Друкер Питер Ф., Джозеф А. Макьярелло. Менеджмент М.: ООО ИД «Вильямс», 2010
17. Кравченко А.Н. История менеджмента. Учебное пособие.- М.: Академический проект, 2008. - 560 с.
18. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб. Питер, 2007. 464 с
19. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2007
20. Маленков Ю.А. Современный менеджмент. Учебник. СПбГУ. М.:ЗАО «Из-во Экономика», 2010
21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 2000. 704 с.
22. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Д. Школы стратегических управлений – СПб.: Питер, 2000.
23. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2004. – 512 с
24. Питерс Т.Дж., Уотерман-мл Р.Х. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. М., 2005
25. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. 715 с.
26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Антология экономической классики. Т.1. – М.: Эконов, 1993.
27. Томпсон А., Питереф М., Гэмбл Дж., Стрикленд III Стратегический менеджмент. Создание конкурентного преимущества – М.: Вильямс, 2015, - 592 с.
28. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М., 2002. Олимп-Бизнес, 2002.266 с.
29. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2006.
30. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: В поисках конкурентного преимущества. - М.: Вильямc 2004. 176 с
31. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с англ. – М.: Дело, 1996
32. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз, 2007.
33. Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга: Принципы построения устойчиво го бизнеса / Генри Р. Нив ; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
34. Управление – это наука и искусство: пер. с англ. / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992.
35. Fayol H. General and Industrial Management. – London: Pitman, 1949.
36. Follett M.P. Freedom and Coordination: Lectures in Business Organization by Mary Parker Follett / L. Urwick, ed. – London: Pitman, 1949.
37. Shewhart W. Economic Control of Quality of Manufactured Product. – Milwaukee, WI: ASQ Quality Press, 1931.
38. Porter M.E. Competitive Advantage. – N.Y.: Free Press, 1985.
39. Thompson J.D. Organizations in action; social science bases of administrative theory. – N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
40. Stabell C.B., Fjelstad O.D. Configuring value for competitive advantage: on chains, shops and networks // Strategic Management Journal. – 1998. - Vol. 19. – P.413-437.