Излишки потребителя и производителя. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков
Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя (рис. 6.1).
@ Излишек потребителя (consumer surplus) — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар.
Кривая спроса D показывает максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за конкретное количество товара. Если рыночная цена составляет Р, то потребитель готов купить OQ единиц товара за OP долларов. Излишек потребителя представлен треугольником а, являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он приобрел товар РЕ, и максимальной ценой, по которой он был бы готов приобрести товар, ограниченной кривой спроса PjE.
@ Излишек производителя (producer surplus) — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар.
таблица 6.1 Классификация инструментов торговой политики
Рис. 6.1. Излишки потребителя и производителя
Кривая предложения S показывает минимальную цену, по которой производитель готов продать свой товар. Если рыночная цена составляет Р, то производитель готов продать OQ единиц товара за OP долларов. Излишек производителя представлен треугольником являющимся разностью между рыночной ценой, по которой он продал товар РЕ, и минимальной ценой, по которой он был бы готов продать товар, ограниченной кривой предложения Р
21.Рыночная система— способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности , а распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг осуществляются на основе спроса и предложения. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.
22.Структура рынка:
1. по объектам рынка
- рынок товаров и услуг
- рынок капиталов
- рынок труда
- финансовый рынок
- рынок информации
2. по географическому положению
- местный
- региональный
- национальный
- мировой
3. по механизму функционирования
- рынок свободной конкуренции
- монополизированный рынок
- регулируемый рынок
4. по степени насыщенности
- равновесный рынок
- дефицитный рынок
- избыточный рынок
5. в соответствии с действующим законодательством
- легальный рынок
- нелегальный рынок
Спрос - форма выражения потребности людей в том или ином товаре или услуге, желание их приобрести; это платежеспособная потребность которая характеризует не только желание, но и возможности приобрести товар по определенной цене.
Рис.1 Кривая спроса
Q = f(P,I,W,Pk,Pp,B)
Q - количество товара;
P - цена;
I - доход;
W - курс;
Pk - цены на товары сынституты;
Pp - цены на товары заменители;
B - другие факторы.
Закон спроса: фиксирует обратную зависимость между ценой и количеством приобретенного блага.
Предложение - совокупность товаров и услуг представленных на рынке; это желание производителей производить и поставлять на рынок товары и услуги в соответствии с определенным уровнем цен.
Рис.2 Кривая предложения
Закон предложения: прямая зависимость между ценой и количеством произведенной продукции.
Равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение совпадают или эквивалентны, что соответствует определенному уровню цен,которые приемлемы и покупателю и продавцу.
25.Конкуренция является формой взаимодействия рыночных субъектов и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция имеетотрицательные и положительные черты.
Отрицательные – вытеснение мелких товаропроизводителей крупными; разорение одних и обогащение других; усиление социальной несправедливости; возрастание имущественной дифференциации населения, безработицы, инфляции...
Положительные – является движущей силой рыночной экономики. Побеждает тот, кто создает высококачественную продукцию с минимальными затратами на основах НТР. Стимулирует экономию материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Без конкуренции не может действовать закон стоимости.
В период домонополистического капитализма существовала чистая конкуренция (совершенная). Это был рынок свободной конкуренции.
Его черты:
Ø неограниченное количество участников, их свободный доступ к рынку;
Ø абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
Ø полная информированность участников о спросе, предложении, цене, норме прибыли;
Ø наличие стандартов на продукцию;
Ø ни один участник не влияет на решение других.
Чистая конкуренция – большое количество конкурентов предлагают одинаковый по качеству товар; производитель не влияет на цену. Она зависит от спроса и предложения.
Рынок монополистической конкуренции – разнообразие товаров, которые удовлетворяют определенную потребность. Множество покупателей и продавцов заключают соглашения в широком диапазоне цен. Производитель имеет возможность влиять на цену (за счет качества, отличий), у покупателя есть возможность выбора.
Олигополистическая конкуренция – несколько крупных фирм контролируют рынок определенной группы товаров. Жесткие условия проникновения на него. Продавцы ведут самостоятельную рыночную политику, но зависят друг от друга и вынуждены учитывать стратегию конкурентов. Цена производителя зависит от цен на товар конкурентов.
Виды конкуренции (по Марксу):
Внутриотраслевая – между предприятиями отрасли за получение прибыли. В результате ее создается общественная стоимость товара.
Межотраслевая – устраняет различия в нормах прибыли в разных отраслях за счет перетекания капитала из отрасли с меньшей прибылью в отрасль с большей прибылью.
Методы конкурентной борьбы:
Ø ценовая– за счет снижения цен производителями, которые имеют меньшие затраты;
Ø неценовая – повышение качества, использование рекламы, особые условия продажи;
Ø нечестная – деятельность, направленная на получение выгоды посредством обмана потребителей, партнеров, государственных органов (промышленный шпионаж, переманивание сотрудников конкурентов, антиреклама...).
Закон Конкуренции закон, по которому каждый производитель или продавец стремится получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг.
26.Чистая (идеальная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда есть много покупателей и продавцов однородного продукта и при этом никто из них не в состоянии повлиять на его цену.Когда существует чистая конкуренция, каждый отдельный продавец запрашивает за продукт одну и ту же цену. Если он решит продавать ее несколько дороже, чем другие продавцы, то не сможет ее продать, поскольку покупателям выгоднее приобрести этот же продукт у его конкурентов по более низкой цене. С другой стороны, если продавец принимает решение продать продукт по цене ниже текущей, то он быстрее реализует товар, но потеряет часть дохода, поскольку покупатели готовы заплатить больше. Таким образом, в условиях чистой конкуренции как покупатели, так и продавцы должны принять текущую цену.
Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
27.Олигопсония — одна из форм несовершенной конкуренции, при которой данный товар приобретается ограниченным числом потребителей, что позволяет им оказывать существенное влияние на рыночную цену товара, но одновременно требует от них принимать во внимание возможную реакцию конкурентов.
28.Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.
Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.
Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Рыночное равновесие
Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.
- Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
- Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
- Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
- Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.
Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.
31.Долгосрочные инвестицииЗатраты на создание, увеличение размеров, а тж. приобретение внеоборотных активов длительного (свыше одного года) пользования, не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги и уставные капиталы других организаций. Д.и. связаны: с осуществлением капитального строительства и форме нового строительства, а тж. реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы; с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств; с приобретением земельных участков и объектов природопользования; с приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, прав пользования земельными участками, природными ресурсами, результатами НИОКР и т.п.).
Полезный срок службы основного капитала (основных фондов, капитальных активов) - это число лет, в течение которых они будут приносить фирме прибыль либо сокращать издержки. Чтобы рассчитать прибыль от долгосрочных инвестиций фирме, необходимо:
- определить полезный срок службы нового основного капитала;
- рассчитать добавку к прибыли, извлекаемую от каждого года применения основного капитала.
32.Снашивание/износ основного капиталаОбесценение капитального оборудования в процессе его использования, износа или морального устаревания (obsolescence). Частично стоимость принадлежащего предприятию основного капитала утрачивается в результате его износа в процессе использования. С течением времени предполагаемый остаток срока полезной эксплуатации активов также уменьшается; кроме того, основные активы устаревают в результате технологического прогресса или изменения цен факторов производства. Процесс снашивания основного капитала непосредственно не наблюдаем, однако износ должен как-то оцениваться. После вычитания начисленного износа из валовой прибыли (gross profits) предприятия остается чистая прибыль; при вычитании износа из валового внутреннего продукта (ВВП) (gross domestic product, GDP) страны получается чистый внутренний продукт.
Амортизацией называется процесс переноса стоимости основных фондов на готовую продукцию равными частями на протяжении амортизационного периода.
33.Теория фирмы [theory of the firm] — теория поведения фирмы в различных условиях (принципы и мотивы принятия решений о ценах, о выпуске продукции и ценных бумаг, инвестициях, организационной структуре, приобретении других фирм и слиянии с ними и т. д.). Строго говоря, на Западе существует несколько Т. ф., исходящих из идеологии тех или иных современных социально-экономических учений. В частности, разные Т. ф. по-разному рассматривают вопросы разделения власти и ответственности в фирмах и корпорациях между владельцами (держателями акций) и управляющими. Напр., выделяются течения т. н. капитализма корпораций икапитализма управляющих. Последнее (ее наиболее ярким представителем является известный экономист Дж. Гелбрейт) в свою очередь породило несколько Т. ф. (их называют менеджеристскими), доказывающих, что в крупных корпорациях в условиях несовершенного рынка управляющие (менеджеры) более не руководствуютсякритерием максимизации прибыли, как это было прежде. Выдвигаются альтернативные критерии: максимизации оборота, роста размеров (стоимости) фирмы, ее престижа и т. д. Другие, более “традиционные” Т. ф. исходят из критерия максимизации прибыли и соответственно основывают принципы принятия решений фирмы напредельном анализе. Институциональные Т. ф. уделяют главное внимание институтам, складывающимся на фирме и вокруг нее как факторам принятия решений.
Предпринимательской является деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.