Анализ рыночной конъюнктуры
Комплексное исследование рынка начинается с изучения его экономической конъюнктуры.
Экономическая конъюнктура - форма проявления на рынке условий и факторов, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен. В экономической конъюнктуре выделяют общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных товарных рынков.
Конъюнктура рынка в каждый конкретный момент ее развития зависит от соотношения спроса и предложения. Спрос, предложение и цены являются центральными элементами рыночного механизма и изучаются в первую очередь.
Спрос отражает часть потребностей, обеспеченных деньгами. Его оценка предполагает:
¨ Выявление потребностей в товаре, уровня покупательной способности потребителей:
а) обеспеченность потребителей данным товаром в предыдущем периоде;
б) нормативы обеспеченности данным товаром;
в) темпы роста обеспеченности данным товаром (прирост потребности складывается из прироста первоначальной потребности и прироста потребности на замену);
г) уровень доходов потребителей, сумма сбережений.
¨ Выявление внутригрупповой структуры потребления товара (по отдельным видам, маркам и т.д.).
¨ Анализ факторов, воздействующих на формирование спроса (демографических, сезонных, экономических и т.д.).
¨ Изучение и определение емкости и насыщенности товарного рынка.
¨ Выявление диспропорций спроса, неудовлетворенного спроса.
Предложение выступает как результат производственной деятельности и представляет собой товарную массу, предназначенную для продажи. При его оценке изучают:
- состав производителей конкретного товара на данном рынке;
- количественную оценку предложения товара за анализируемый период;
- ассортиментную структуру предложения товара;
- характеристику качества и конкурентоспособности товаров различных производителей;
- степень обновления ассортимента, технико-экономические характеристики новых и перспективных товаров, применение современных технологий производства;
- перспективы развития предложения с учетом тенденций развития мирового товарного рынка соответствующего товара.
Цена - денежное выражение стоимости, которая соответствует стоимости товара лишь в среднем, фактически же постоянно отклоняется от стоимостной базы под влиянием колебаний соотношения между спросом и предложением.
Для оценки экономической конъюнктуры и динамики цен необходимо определить:
¨ характер взаимосвязи между спросом и предложением, сложившимися на рынке конкретного товара;
¨ конъюнктурообразующие факторы, механизм их взаимодействия;
¨ ценообразующие факторы (цена производства, механизм распределения доходов, состояние денежной сферы, регулирование цен, соотношение между спросом и предложением и т.д.)
¨ тип конкуренции, сложившийся на рынке (монополия, олигополия, чистая конкуренция, монополистическая конкуренция;
¨ динамику цен, виды цен, сложившиеся на рынке конкретного товара;
¨ коэффициенты ценовой эластичности спроса.
Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно определенное сочетание факторов, определяющих особенности долгосрочных тенденций его развития, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений. Конъюнктура характеризуется непостоянством, представляет собой единство противоположностей, поэтому ее изучение проводится на конкретную дату за анализируемый период. В каждый момент или период времени конъюнктура представляет собой своеобразный результатвзаимодействия длительных тенденций, формирующихся под влиянием НТП, структурных сдвигов в экономике, кризисов и других общих условий и циклических, сезонных колебаний, нерегулируемых факторов.
При изучении условий рынка обязательно должны изучаться и анализироваться требования потребителей к товару. Для этого необходимо:
¨ определить состав потребителей, дать их характеристику;
¨ определить признаки сегментации потребителей, выделить профили полученных сегментов;
¨ определить общие требования потребителей к товару;
¨ выделить специфические требования отдельных сегментов рынка в отношении
- ассортимента,
- качества, свойств,
- внешнего вида,
- способа упаковки,
- использования товарного знака и т.д.;
¨ осуществить анализ факторов, определяющих поведение потребителей на рынке данного товара.
Данное направление изучения рынка представляет собой самостоятельное маркетинговое исследование, которое предполагает анализ вторичной статистической информации (демографический состав, половозрастная структура населения, уровень доходов, состав семьи и т.д.), а также сбор и анализ первичной информации с помощью опросов, наблюдений.
При изучении конъюнктуры ставится задача не только ее оценки на определенный момент, но и разработки прогноза вероятного характера ее дальнейшего развития.
Результаты исследований рыночной конъюнктуры представляются в виде конъюнктурных обзоров, которые могут состоять из следующих разделов.